м. Благочестивое правление Азарии в Иудее (15:1−7)

4Цар 15:1−4. Азария («Иегова помог») именовался также Озией, или Осией («Иегова — сила моя»); на страницах Ветхого Завета мы сталкиваемся с ним именно как с Озией уже в этой главе (стих 30, 32, 34), а также в 2Пар 26; Ис 1:1; Ос 1:1; Ам 1:1; Зах 14:5 и в других местах. Двадцать седьмой год соправления Иеровоама II с его отцом Иоасом приходился на 767 г. до Р. Х. В тот год Азария (Озия) стал единолично управлять Иудеей (до того он замещал на престоле своего отца — Амасию, находившегося в плену в Израиле, а затем, по возвращении Амасии, царствовал вместе с ним до его смерти).

Азария был шестнадцати лет, когда сел на трон, вместо отца (выше), в 790 г. до Р. Х.). Царствовал он в Иерусалиме в общей сложности пятьдесят два года (790−739 гг. до Р. Х.). На тот момент это было самое длительное правление одного царя (как в Иудее, так и в Израиле). Азария, подобно своему отцу, был благочестивым царем, но и при нем высоты не были отменены (толкование на 3Цар 22:43); поклонение Иегове на высотах совершалось в ослушание Моисеева закона (Втор 12:2−7, 13−14).

4Цар 15:5. Автор 2-й Паралипоменон повествует об Азарии (Озии) более полно, рассказывает и о том, за какое согрешение был он поражен проказой (2Пар 26:16−21). Став прокаженным (в 750 г. до Р. Х.), Азария разделил трон с сыном своим Иофамом; это «двойное правление» продолжалось до смерти Азарии в 739 г. В соответствии с законом, действовавшим в Израиле, прокаженный царь в какой-то степени изолировал себя от общества, но по-прежнему играл политическую роль; делами же дворца и земли управлял Иофам.

4Цар 15:6−7. Помимо того, что было написано об Азарии в летописи царей Иудейских, мы знаем (2Пар 26:22), что о нем писал Исаия. Может быть, этот пророк и был составителем его летописи, как и некоторых других царей Иудеи, но, возможно, Исаия оставил какое-то другое «описание».

Похоронили Азарию в городе Давидовом, в районе Царских гробниц (2Пар 26:23); и воцарился на троне Иудеи Иоафам, сын его.

Азария был одним из тех царей Иудеи, которые оставили в ее истории наиболее заметный след. Он расширил территорию страны к югу от Елафа (4Цар 14:22), на востоке до пределов аммонитян, которые сделались его данниками (2Пар 26:8); на западе он воевал с филистимлянами и одерживал над ними победы (2Пар 26:6−7). Азария укрепил Иерусалим и вел строительные работы в разных частях Иудеи (2Пар 26:9−10, 15), реорганизовал армию (2Пар 26:11−14).

Вместе территория Израиля и Иудеи при Иеровоаме II и Азарии — соответственно, была примерно такой же, какой была при Давиде и Соломоне, т. е. до разделения страны на Северное и Южное царства. После смерти израильского царя Иеровоама II Азария, царь иудейский, сделался еще могущественнее; одно время он стремился возглавить коалицию соседних народов, чтобы отразить угрозу со стороны Ассирийского царства. К несчастью, возгордившись своими успехами и победами, Азария вторгся в сферу богослужения, и Бог смирил его, наслав на него страшную болезнь (2Пар 26:16−21).

н. Нечестивое правление Захарии в Израиле (15:8−12)

4Цар 15:8−12. На тридцать восьмом году правления Азарии в Иудее (753 г. до Р. Х.) на трон Израиля воссел Захария, сын Иеровоама II, правивший всего шесть месяцев. При нем, как и при его предшественниках, в Израиле продолжали поклоняться золотым тельцам в Дане и Вефиле (напомним, что культ этот был введен царем Иеровоамом I). Захария был принародно убит неким Селлумом, воцарившимся после него; то обстоятельство, что ему позволено было сесть на трон, говорит о том, что Захария не был популярен в народе. Со смертью Захарии прекратилась пятая династия израильских царей — во исполнение слова Божьего, изреченного Ииую, о том, что четыре потомка его, один за другим, будут царствовать над Израилем (10:30).

о. Нечестивое правление Селлума в Израиле (15:13−16)

4Цар 15:13−16. Всего один месяц (в 752 г. до Р. Х.) продолжалось царствование Селлума в Самарии — самое короткое (после семидневного пребывания на престоле Замврия; 3Цар 16:15−20) царствование в истории Израиля.

Менаим (согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия) был главнокомандующим армии при Иеровоаме II. Он стоял в Фирце, прежней столице Израиля (3Цар 15:21, 33; 16:6, 8−9, 15, 17, 23). В его глазах Селлум был узурпатором трона; право на него после смерти Захарии принадлежит ему, Менаиму, полагал главнокомандующий.

Типсах, вероятно, находившийся неподалеку от Фирцы и Самарии, видимо, оказал Менаиму сопротивление; жители его (как и прилегающей территории) не пожелали признать в нем царя и отказались впустить его в город. Тогда Менаим взял Типсах силой и подверг его разрушению; все горожане, включая беременных женщин, были зверски убиты. Вероятно, таким образом Менаим хотел запугать другие израильские города и добиться от них поддержки.

п. Нечестивое правление Менаима в Израиле (15:17−22)

4Цар 15:17−18. Царствование Менаима, основателя седьмой династии израильских царей, продолжалось десять лет (752−742 г. до Р. Х.). В отступничестве своем от Иеговы Менаим ничем не отличался от многих своих предшественников.

4Цар 15:19−22. В ассирийских клинописях Фул отождествляется с Тиглат-Палассаром III (745−727 г. до Р. Х.; в библейском написании — Феглаффелласар — стих 29; 16:7, 10; 1Пар 5:26). Здесь первое в книге упоминание об Ассирии; при Менаиме ассирийцы впервые вступили на землю Израиля (в 743 г. до Р. Х.). Фул был одним из могущественнейших ассирийских царей.

Менаим откупился от него, уплатив ему огромную дань, — примерно 37 тонн серебра; это серебро собрано было с богатых Израильтян (здесь употреблено евр. слово гибборехайл, которым в книге Руфь назван Вооз). И помог Фул утвердиться Менаиму на царстве, а сам ушел из пределов израильских. Когда Менаим умер, то воцарился Факия, сын его.

Р. Нечестивое правление Факии в Израиле (15:23−26)

4Цар 15:23−26. Факия царствовал два года в Самарии (742−740 гг.до Р. Х.). В религиозной политике он следовал все теми же неугодными Господу путями. Один из его высших офицеров, по имени Факей составил против него заговор. Очевидно, из Галаада (в Трансиордании) Факей привел в Самарию пятьдесят человек своих подчиненных; они ворвались в царские покои и умертвили царя вместе с Арговом и Арием (возможно, принцами или сановниками). После чего Факей узурпировал трон.

С. Нечестивое правление Факея в Израиле (15:27−31)

4Цар 15:27−28. Пятьдесят второй год правления Азарии, царя Иудейского, был 740 годом до Р. Х. (Азария оставался царем и какую-то часть 739 года.) И вот в это время над Израилем воцарился Факей. По некоторым данным Факей считал Менаима не царем, а узурпатором трона, и в Галааде, на восточном берегу Иордана, основал своего рода «конкурентное правительство»; в Галааде он вел жизнь крупного военного сановника, признававшего, до поры до времени, свою зависимость от Самарии.

Но свое двадцатилетнее (стих 27) правление он начал именно в Галааде в 752 году, т. е. в тот год, когда Менаим «воцарился» в Самарии. С 752 г. по 740 г. правления Менаима и Факея «перекрывают» таким образом друг друга. А в 740 г., убив сына Менаима — Факию, Факей начинает царствовать в Самарии и остается на троне до свержения своего в 732 г. до Р. Х.

В религиозной политике Факей не только следовал своим многочисленным нечестивым предшественникам, но и, по свидетельству Иосифа Флавия, превзошел их как своим безбожием, так и склонностью нарушать закон Моисея.

4Цар 15:29. Возможно, частично оппозиция Факея Менаиму и его сыну Факию коренилась в их разных взглядах на политику Израиля в отношении Ассирии. Менаим настроен был примиренчески и готов был стать данником могущественного соседа (стихи 19−20). Факей же держался более твердой линии, был сторонником сопротивления. Очевидно, он нашел поддержку в народе, недовольном тяжелой податью, которой царь Менаим обложил зажиточных израильтян в пользу Ассирии. Воцарившись в Самарии, Факей заключил союз с Рецином, царем Дамаска, против ассирийцев.

Но это лишь привело к вторжению Тиглат-Палассара III (Фула) в землю филистимлян и в Израиль, а затем и в Сирию (в 734−732 гг.до Р. Х.; 2Пар 28:5−8). В этих битвах царь Ассирийский взял Ион, город колена Неффалимова, расположенную южнее его Авел-Беф-Мааху и другие города: Ианох и Кедес и Асор; он овладел Галаадом на восточном берегу Иордана и Галилеей, составлявшей северную часть Израиля, включая и всю территорию Неффалима, и переселил жителей этих мест в Ассирию. Эта первая депортация израильтян произошла, вероятно, в 733 г. до Р. Х. Вторая же последовала через 11 лет — в 722 г. до Р. Х.

4Цар 15:30−31. Результатом всех этих бесславных для Израиля дел явился заговор против Факея, составленный Осией; Факей был убит, и Осия воцарился вместо него. Было это в 732 г. до Р. Х. На одной из ассирийских клинописных таблиц имеется утверждение Тиглат-Паллассара III, что он приложил руку к возведению Осин на трон. Осия, как до него Менаим и Факей, подчинился ассирийскому царю.

Т. Благочестивое правление Иоафама в Иудее (15:32−38)

4Цар 15:32−35. Во второй год Факея, т. е. в 750 г. до Р. Х., в Иудее разделил трон со своим отцом Азарией (Озией) Иоафам. Шестнадцатилетнее его правление продолжалось по 735 г. до Р. Х. Но фактически он оставался у власти еще три года — до 732 г., правя вместе со своем сыном Ахазом, который уже официально считался царем. Иоафам был благочестивым царем, но и при нем не были уничтожены высоты (ком на 3Цар 22:43).

Лишь одно из дел, совершенных Иоафамом, записано в 4-й Царств: при доме Господнем царь повелел возвести еще одни (северные) ворота, так называемые верхние ворота. Об осуществлении Иоафамом других строительных проектов, как и о подчинении им аммонитян, ставших данниками Иудеи, рассказано в 2Пар 27:3−5. Царствование Иоафама было успешным, потому что он «устроял пути свои пред лицом Господа, Бога своего» (2Пар 27:6).

4Цар 15:36−38. Объединенные силы Рецина, царя Сирийского, и Факея, царя израильского, выступили против Иудеи, чтобы принудить и ее принять их «жесткую линию» по отношению к Ассирии. Слова — в те дни — более всего относятся к промежутку времени между 735 и 732 г. до Р. Х., когда на троне Иудеи сидели Иоафам и Ахаз (толкование на 16:1).

Рецин и Факей оказывали давление на Южное царство по внушению Господа, Который хотел таким образом испытать веру иудейского царя (16:5−8 и особенно — Ис 7:1−17). Слова отца его в стихе 38 могут относиться как к Давиду, чьим потомком был Иоафам, так и к его непосредственному отцу — Азарин, царствовавшему в Иерусалиме 52 года.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 15 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.