2. МЯТЕЖ ИИУЯ (9:1−29)

Илия и Елисей были орудиями в руках Божьих. Их устами Бог неоднократно предупреждал Ахава и дом его о последствиях их отступничества. Орудием Божьим для совершения суда над нечестивой династией, цари которой упорно не желали покаяться, и явился Ииуй.

е. Помазание Ииуя (9:1−10)

4Цар 9:1−3. Еще Илии было поручено Богом помазать Ииуя в цари над Израилем (3Цар 19:16). Но исполнить это поручение выпало его преемнику Елисею, который сделать это послал одного из своих учеников. Сосуд с елеем и предназначался для помазания Ииуя, все еще находившегося в Рамофе Галаадском (после разыгравшегося там сражения), на восточном берегу Иордана (8:28−29). Ииуй был одним из военачальников армии Иорама (9:5). Совершить помазание следовало быстро и втайне.

Возлияние на голову елея, или оливкового масла, символизировало схождение на помазываемого Святого Духа для дарования ему способности стать царем (сравните с помазанием Самуилом Давида, которое тоже совершено было втайне от правившего тогда царя Саула, 1Цар 16:13). Ритуал помазания сопровождался возвещением Божией воли относительно нового царя. Здесь (9:3) о ней сказано вкратце, но полнее в стихах 6−10.

4Цар 9:4−10. Молодой слуга пророка (как он назван здесь) нашел Ииуя в обществе других офицеров и отозвал его для конфиденциального разговора. В доме, куда они вошли, отрок вылил елей на голову Ииуя и объяснил ему цель, ради которой Господь избрал его. Она состояла в истреблении династии Ахава в отмщение за пролитую царями его дома кровь пророков и рабов Господних, павших от руки Иезавели.

Предстояло в точности исполниться предсказанию Илии о доме Ахава (3Цар 21:21−22, 29 и толкование на стих 21, где дано объяснение относительно пророчества, здесь повторенного в стихе 8) и в отношении Иезавели (3Цар 21:23). Итак, династии Ахава предстояло, как это случилось с династиями Иеровоама и Ваасы (стих 9), быть прерванной насильственно (сравните 3Цар 15:25, 28−29; 16:3−4).

Иезавель, сказал молодой пророк, съедят псы; тело ее не будет предано погребению. По завершении своей миссии сын пророческий убежал, как велел ему Елисей (стих 3), видимо, с тем, чтобы не оказаться вовлеченным в совершение дворцового переворота.

6. Возвещение о помазании Ииуя (9:11−13)

4Цар 9:11−13. Возможно, узнав в нем по одежде одного из «сынов пророческих», товарищи Ииуя назвали его неистовым — по причине его взволнованности, внезапного появления и стремительного исчезновения. Они стали расспрашивать Ииуя, зачем тот приходил к нему. Ииуй попытался уклониться от ответа: вы, мол, заметили, что парень этот «со странностями».

Военачальники почувствовали, однако, что произошло нечто важное, и продолжали настаивать: скажи нам! И тогда Ииуй ответил, что пророк приходил помазать его в царя над Израилем. Тут же была проведена торжественная церемония: описанное в стихе 13 соответствовало обычным ритуалам, совершавшимся при возведении на трон царя (сравните 2Цар 15:10; 3Цар 1:34; Мф 21:7−9).

в. Заговор Ииуя против Иорама (9:14−16)

4Цар 9:14−16. Не следует думать, будто Ииуй был сыном Иосафата, царя иудейского; просто его отец носил то же имя. Очевидно, с тех пор, как от раны, полученной при Рамофе Галаадском, умер царь Ахав (3Цар 22:29−40), город этот был израильтянами у Сирии отвоеван. Но там постоянно находился военный израильский гарнизон (стража), готовый дать сирийцам отпор.

По-видимому, военные действия в этом месте периодически возобновлялись, и во время одной из стычек царь Иорам был ранен (8:28). После чего он отправился в Изреель — залечивать рану. И вот теперь Ииуй задумал внезапно нагрянуть в Изреель, чтобы покончить с Иорамом, прежде чем тот услышит о помазании Ииуя и успеет подготовиться к защите.

г. Рейд Ииуя в Изреель (9:17−20)

4Цар 9:17−20. Воин на сторожевой башне Изрееля заметил полчище, продвигавшееся к городу, об этом сообщили Иораму. Опасаясь, не сирийцы ли это, царь послал навстречу войску всадника, велев ему узнать, кто эти люди, и с миром ли идут. Ответ Ииуя прозвучал неопределенно: что тебе до мира? Всаднику он велел следовать за его отрядом. Между тем, страж на башне сообщил царю, что посланец добрался до «полчища», но назад не возвращается. То же произошло и со вторым всадником. Наконец страж на башне узнал в военачальнике Ииуя по его стремительной походке. (Заметим, что Ииуй был потомком, а не сыном Намессии.)

д. Иорам гибнет от руки Ииуя (9:21−26)

4Цар 9:21−23. Иорам, по всей вероятности, подумал, что Ииуй едет с плохими новостями из Рамофа Галаадского (будь вести хорошими, посланный им всадник поспешил бы с ними к царю). Желая поскорее узнать, что произошло в Рамофе, Иорам, в сопровождении Охозии, сам выехал навстречу Ииую. О том, что тот изменил ему, царь, видимо, не подозревал. Встреча Ииуя с двумя царями произошла на поле Навуфея Изреелитянина (и в этом усматривается зловещая для обоих, как потомков Ахава, символика; 3Цар 21).

Представляется, что вопрос Иорама: с миром, ли Ииуй? — относился к Рамофу: все ли там мирно? Из ответа Ииуя царь, однако, понял, что тот возвращается в Изреель как его соперник. Какой мир при любодействе Иезавели и при волхвованиях ее? «Любодейство» и «волхвование» нередко являются на страницах Ветхого Завета синонимами идолопоклонства. Имеют эти слова и собственное, «узкое» значение. Волхвованиями стремились получить те или иные сведения у демонических сил. Грех же «любодейства» имел самое прямое отношение к матери царя, насаждавшей в Израиле культ Астарты с его храмовой проституцией.

Иорам, успев предупредить Охозию об измене, попытался скрыться от Ииуя.

4Цар 9:24−26. Может быть, выезжая Ииую навстречу, царь и латы не надел на себя; застигший Иорама врасплох, Ииуй подстрелил его из лука: стрела попала в сердце, и Иорам пал мертвым прямо на колеснице своей. Бидекару (в англ. тексте не «сановнику», а «возничему своей колесницы») Ииуй напомнил о пророчестве, которое они оба слышали в свое время от Илии (сравните 3Цар 21:17−19). Теперь они действовали во исполнение этого предсказания. (Из свободного цитирования Ииуем пророчества следует, что вместе с Навуфеем были тогда умерщвлены и его сыновья.) По слову Господню прерывалась четвертая династия в Израиле.

е. Убийство Охозии (9:27−29)

4Цар 9:27−29. Сообщения о гибели Охозии здесь и в 2Пар 22:9 не согласуются между собой. Можно предположить, что близ Ивлеама молодой иудейский царь был ранен, но каким-то образом добрался до Самарии, где некоторое время скрывался (2Пар 22:9). Люди Ииуя нашли его там и доставили к царю, может быть, в Изреель. Охозия мог бежать и оттуда и, в конце концов, найти свой конец в Мегиддоне. Слуги Охозии перевезли тело его в Иерусалим и похоронили его в царской гробнице.

Одиннадцатый год правления Иорама в Израиле соответствовал 841 г. до Р. Х.

д. Нечестивое правление Ииуя в Израиле (9:30 — 10:36)

Поскольку о коронации Ииуя в присутствии всего народа нигде не записано, началом его царствования следует считать 841 г. до Р. Х. — год, когда был убит Иорам.

I. УБИЙСТВО ИИУЕМ ИЕЗАВЕЛИ (9:30−37)

4Цар 9:30−31. К тому времени, как Ииуй прибыл в Изреель, Иезавель уже знала о смерти своего сына Иорама. Очевидно; предвидя свою судьбу, она нарумянилась и сделала прическу, желая предстать перед Ииуем, а затем умереть, в истинно царском обличий. Вероятно, покои Иезавели находились сразу же за воротами города, и когда Ииуй вошел в ворота, она окликнула его из окна. С дерзкой иронией она спросила военачальника: мир ли Замврию, убийце государя своего?

Напомним, что Замврий, тоже военачальник, восстал в свое время на господина своего, царя Илу, и убил его (3Цар 16:9), но и сам погиб всего семь дней спустя, после чего воцарился Амврий, основатель Ахавовой династии. Иезавель таким образом говорила Ииую, что и его постигнет судьба Замврия. Вышеприведенные слова ее понятнее прозвучали бы в таком переводе: «Обрел ли мир Замврий, убийца господина своего?»

4Цар 9:32−33. Ииуй, подняв лице к окну, крикнул, обращаясь к своим потенциальным сторонникам в покоях Иезавели: «кто на моей стороне?» И когда из окна выглянули несколько евнухов, приказал им сбросить их госпожу вниз. Возможно, окно находилось на втором этаже или еще выше. Выброшенная из него Иезавель разбилась, и кровь ее брызнула на стену (вероятно, городскую; 3Цар 21:23) и на коней, и растоптали ее.

4Цар 9:34−37. Проехав по трупу Иезавели на колеснице, новый царь продолжил свой путь в город; там он ел (Ииуй настолько удовлетворен был всем происшедшим, что и зрелище кошмарного конца Иезавели не испортило ему аппетита). По-видимому, он не сразу вспомнил о той части пророчества Илии, которая касалась смерти Иезавели, судя по тому, что послал могильщиков похоронить эту проклятую (проклятую Богом) так как царская дочь она (3Цар 16:31).

Но когда посланные Ииуем пришли к месту гибели Иезавели, то не нашли от нее ничего, кроме черепа и ног, и кистей рук: очевидно, дикие собаки, водившиеся за стенами города, успели растащить ее труп. Получив известие об этом, Ииуй вспомнил пророчество Илии (3Цар 21:23). Все сбылось: кровь Ахава (в лице сына его Иорама) пролилась на землю Навуфея (сравните 3Цар 21:19 с 4Цар 9:25−26), безвинно Ахавом убитого вместе с его сыновьями ради принадлежавшего им виноградника; теперь и останки Иезавели остались на растерзание псам за стенами Изрееля.

Замечание Ииуя по поводу пророчества Илии (стих 37) сделано было в духе этого пророчества. Полное отсутствие сострадания и уважения к Иезавели даже в ее смерти отражает отношение израильтян, мысливших благочестиво, к носителям неискоренимого греха, прямо или косвенно повинным в отпадении Божьего народа от своего Господа.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.