4. БОЛЕЗНЬ ЕЗЕКИИ (20:1−11)

а. Моление Езекии (20:1−7)

4Цар 20:1. В те дни относится к дням осады Иерусалима Сеннахиримом (18:13 — 19:36). В ответ на мольбу Езекии Бог прибавил ему 15 лет жизни (20:6), и царь этот умер в 686 г. до Р. Х. (Иерусалим был осажден в 701 г. до Р. Х.); сравните Ис 38.

Езекия страдал от какого-то мучительного нарыва, ему становилось все хуже, и пророк Исаия был послан к нему, чтобы подготовить его к смерти. Ты не выздоровеешь, сказал пророк, а потому должен распорядиться относительно дел в стране и во дворце.

4Цар 20:2−3. Искренней и проникновенной была молитва Езекии Господу: он напоминал Ему о своей верности и преданности, о постоянном стремлении своем делать угодное в очах Его. Известие о близкой смерти так потрясло царя, что он горько заплакал. Страшила ли его смерть только потому, что он хотел еще жить и царствовать, или потому, что наследник его — Манассия был слишком юн? Огорчение его, возможно усугублялось мыслью о том, как станет радоваться и хвастать враг его Сеннахирим.

4Цар 20:4−6. Ответ на молитву царя последовал так быстро, что Исаия, возвращавшийся домой, повернул назад, во дворец — на этот раз с доброй вестью от Господа: жизнь Езекии будет продлена Богом еще на пятнадцать лет. В третий день пойдешь в храм, чтобы поклониться Господу, возвестил ему пророк. Иегова повторил через Исаию свое обещание защитить Иерусалим от ассирийцев (сравните 19:34).

4Цар 20:7. Болезнь Езекии названа по-еврейски шхин, что буквально значит «гнойные нарывы», высказывались разные предположения о происхождении этих нарывов или нарыва у Езекии. Своего рода пластырь из смокв, который велит приложить к нарыву. Исаия известен был в древнем мире как вытягивающее гной средство, но врачи, лечившие Езекию, почему-то не прописали его раньше; может быть, полагали, что в его случае оно не подействует. Некоторые полагают в этой связи, что оно «подействовало» как проводник сверхъестественной исцеляющей силы Божьей.

б. Знамение для Езекии (20:8−11)

4Цар 20:8. Просить знамения в подтверждение того, что Бог действительно исполнит обещанное, было обычным у древних евреев (сравните Суд 6:17, 36−40; 1Кор 1:22). В глазах Божьих эти просьбы если целью их было укрепиться в вере, были правомочны.

4Цар 20:9−11. Бог через Исаию предложил царю выбрать для себя знамение: вперед ли пройти тени на десять ступеней (очевидно, в этом случае тень «прошла бы» быстрее обычного, иначе это вовсе не было бы знамением) или воротиться на десять ступеней?

«Ступени Ахазовы» (стих 11) могли представлять из себя солнечные часы неизвестной нам конструкции, либо быть обыкновенной лестницей (сооруженной при Ахазе); в данном случае они были использованы Богом для совершения чуда по просьбе Езекии.

Царь предпочел то, что явилось бы более необычным: пусть воротится, тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и тень спустилась на десять ступеней. Не обязательно думать, что для этого Бог совершил поворот солнца или заставил землю вращаться в обратном направлении.

Ведь схожие чудеса, которые действовали «в ограниченных масштабах», т. е. были «местного», а не вселенского значения, совершались Им и прежде (сравните Исх 10:21−23; Нав 10:12−13).

5. ВИЗИТ ВАВИЛОНЯН К ЕЗЕКИИ (20:12−19)

Этот эпизод, видимо, имел место вскоре после выздоровления царя.

а. Езекия принимает гостей (20:12−15)

4Цар 20:12−13. Очевидно, не Беродах, а Меродах, или Мардук (имя одного из главных божеств, почитавшихся вавилонянами); описка в этом месте была сделана еще древнееврейским переписчиком. Известно, что Меродах Баладан был царем вавилонским дважды: в 721−710 и в 703−702 г. до Р. Х. В 702 году он бежал в страну Елам, где собирал силы для отпора ассирийцам.

Очевидно, и в Иудею он послал послов в надежде, что царь Езекия станет его союзником. (в толкование на Ис 39:1 относительно последовательности этих событий: болезни Езекии, визите к нему послов Меродаха Баладана и появления Сеннахирима под стенами Иерусалима.) Подарок Езекии, который, царь слышал, был болен, предназначен был содействовать миссии послов Меродаха. Несомненно, царь Вавилона «в изгнании» хотел подробнее узнать и о чуде «отступления тени», о котором уже слышал (2Пар 32:31).

Езекия показал гостям из Вавилона все свои богатства и все оружие, какое имел; может быть, он полагал, что будущим союзникам следует знать, какой вклад способна внести Иудея в поражение общего врага — Ассирии.

б. Пророчество осуждения (20:14−19)

4Цар 20:14−18. От Исаии, которого Езекия всегда воспринимал как посланца Божия, царь не стал скрывать визита к нему вавилонян. Видимо, он не думал, что его желание заключить с Вавилоном союз, было политически неразумным. Исаия же, прозревавший будущее, не одобрял попыток царя Иудеи вступать с союзнические отношения с Вавилоном, Ассирией или Египтом (Ис 30−31).

Знал он и о том, что Египет возгордится в сердце своем (2Пар 32:25); и вот возвестил ему о том, что все, что теперь царь показал своим гостям, взято будет в Вавилон. И не только сокровища и оружие его, но и сыновья, которым предстоит еще родиться (пророк имел ввиду пленение Иуды Вавилоном): и станут потомки Езекии евнухами во дворце (царя Вавилонского. Евнухи (сарис) нередко занимали высокое положение при дворах древневосточных царей (толкование на Дан 1:3).

4Цар 20:19. Благочестивый Езекия покаялся (2Пар 32:26) и смиренно принял полученное им откровение относительно будущего суда над народом (благо слово Господне), возблагодарив Бога за то, что в его дни мир и благосостояние не будут отняты от Иудеи.

6. СМЕРТЬ ЕЗЕКИИ (20:20−21)

4Цар 20:20−21. Речь идет о сооружении при Езекии туннеля от источника Гихон к Силоамскому пруду (своего рода водохранилищу); это было одним из самых важных дел, сделанных Езекией (сравните 2Пар 32:30), и поэтому автор особо оговаривает его. Длина этого туннеля составляла примерно 600 метров. Он был прокопан от старейшего водного источника, находившегося сразу за Иерусалимской стеной, под нее и к водному резервуару в пределах города. Источник Гихон был затем замаскирован, так чтобы ассирийцы не обнаружили его и не оставили Иерусалим без воды. Водопровод Езекии был примечателен в инженерном отношении; следы его видны и сегодня.

За годы до своей смерти Езекия сделал соправителем своим сына своего Манассию (в 697 г. до Р. Х.). Отец и сын правили вместе до смерти Езекии в 686 г. до Р. Х. После чего Манассия стал править единовластно.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 20 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.