Г. Благочестивое правление Иосии (22:1 — 23:30)

1. О БЛАГОЧЕСТИИ ИОСИИ (22:1−2)

4Цар 22:1. Иосия относился к числу тех царей Иудеи, которые оставили по себе самую добрую память. В его правление, отмеченное религиозным реформаторством, целью которого было возвращение к принципам теократии, царил мир, страна процветала. Когда Иосия вступил на престол, ему было всего восемь лет, царем он оставался тридцать один год (640−609 г. до Р. Х.). В дни его царствования мировое господство перешло от Ассирийской империи, которая пала в 609 г. до Р. Х., к Вавилону (Ниневия, столица Ассирии, была разрушена в 612 г до Р. Х.).

4Цар 22:2. Как до него цари Аса и Езекия, Иосия во всем следовал путем Давида, не уклоняясь с этого праведного пути.

Автор 2-й Паралипоменон добавляет, что Иосия в 16 лет стал искать Господа, а к проведению своих религиозных реформ приступил, когда ему было 20 (2Пар 34:3−7).

2. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИОСИИ (22:3 — 23:25)

Среди царей Иудеи Иосия был четвертым и последним реформатором после Асы, Иосафата и Езекии. Но его реформы были более широкомасштабными, чем реформы его предшественников.

а. Иосия ремонтирует храм (22:3−7)

4Цар 22:3−7. В царствование Манассии храм не только был осквернен (21:4−5, 7, 21), но, по всей видимости, все более разрушался. И вот, в восемнадцатый год своего правления, т. е. в возрасте 26 лет, царь Иосия приступил к капитальному ремонту его. С первыми указаниями на этот счет он послал к Хелкии первосвященнику своего писца (секретаря) Шафана и с ним (2Пар 34:8) других сановников. (таблицу «Родословная Шафана» в толковании на Иер 26:24.) Очевидно, перед этим какое-то время деньги (серебро) на нужды восстановления храма уже собирались; теперь их следовало пересчитать и начинать работы (процедура, схожая с той, которая была проведена в свое время по указанию царя Иоаса и описана в 4Цар 12:10−12). Как и в царствование Иоаса, производителям работ и работающим в доме Господнем оказывалось полное доверие. (Подробнее о работах в храме при Иосии в 2Пар 34:8−13.)

б. Находка Хелкии (22:8−13)

4Цар 22:8−10. В процессе работ Хелкией был обнаружен в доме Господнем один из экземпляров книги закона (или Второзакония, или, что более вероятно, всего Пятикнижия). Это мог быть официальный экземпляр, предназначенный для чтения в храме. Имелись, вероятно, и другие экземпляры, которые при Манассии и Аммоне были уничтожены. Так что находка Хелкии представляла особую ценность. Первосвященник поделился своим открытием с Шафаном и дал ему книгу и он читал ее. Позднее, докладывая царю о ходе работ, Шафан и ему рассказал о книге, и стал читать ее Шафан пред царем.

4Цар 22:11−13. Услышанным царь был настолько потрясен, что с скорби разодрал одежды свои. То, что происходило в стране, не совместимо было с требованиями Бога к иудеям. Как же далеко ушел народ от Иеговы!

Первосвященнику и четырем своим сановникам царь повелел пойти и вопросить Господа, что же им всем теперь делать. Иосия боялся гнева Господня и хотел отвратить его не только от себя, но и от народа Иудеи. Сын и внук нечестивых царей, он, по всей видимости, впервые знакомился с предписаниями и предсказаниями, содержавшимися в священной книге. Шок, пережитый им, показывает, как давно не обращались иудеи к Моисееву закону.

е. Пророчество Алдамы (22:14−20)

4Цар 22:14. То обстоятельство, что царские посланники отправились к Алдаме, свидетельствует о ее высоком пророческом авторитете. Ведь в это же самое время в Иерусалиме и поблизости от него жили такие пророки, как Иеремия (Иер 1:2) и Софония (Соф 1:1), возможно, также Наум и Аввакум. Но по причинам, которые не объясняются, пятеро предпочли им Алдаму. Сказано, что она была женой Шеллума, хранителя царских или священнических одежд, и жила в Иерусалиме, во второй части (полагают, что имеется в виду нижняя часть города).

4Цар 22:15−18. Вопросив Бога, Алдама сообщила Его ответ посланцам царя: да, Господь подвергнет Иерусалим злой участи согласно словам книги, которую читал царь Иудейский, т. е. в соответствии с предупреждениями, изложенными в Моисеевом законе. Эта участь постигнет иудеев за то, что они оставили Иегову и кадят другим богам, раздражая Его, вместо того, чтобы следовать путями, на которых им обещаны были радость и благословения, путями свидетельствования другим народам о всемогуществе и благости Господа.

4Цар 22:19−20. Лично Иосии предстояло, однако, быть Господом помилованным. За его страх и слезы и смирение перед Ним, обрекавшим иудеев на тяжкое наказание, согласно закону Моисея, его глаза, возвестил ему Господь, не увидят всего этого бедствия, ибо он умрет прежде. Иосия умер в 609 г. до Р. Х., за четыре года до первого нападения Навуходоносора на Иерусалим (в 608 г до Р. Х.).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.