II. История сохранившегося Иудейского царства (главы 18−25)

В остальной части 4 книги Царств рассказана история правления последних царей Иудеи, а также изложены события, происшедшие в этой стране сразу после вавилонского пленения, начало которого относится к 586 г. до Р. Х.

А. Благочестивое правление Езекии (главы 18−20)

За дела и свершения Езекии автор 3 и 4 книг Царств отводит ему больше места (удостоивая его и больших похвал), чем кому-либо иному из царей, за исключением Соломона.

I. О БЛАГОЧЕСТИИ ЕЗЕКИИ (18:1−8)

4Цар 18:1−2. Полагают, что Езекия был соправителем своего отца Ахаза на протяжении 14 лет (729−715 г. до Р. Х.). 729 год и был третьим годом правления Осин в Израиле. Единовластно он правил 18 лет (715−697 г.), а затем еще 11 лет — вместе со своим сыном Манассией (697−686 г.). Итого, начиная с 715 года, двадцать девять лет. (таблицу «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» при комментариях на 3Цар 12:25−33.)

4Цар 18:3−4. Такой же похвалы — И делал как делал Давид, отец его — удостоились, помимо Езекии, лишь три других царя Иудеи: Аса (3Цар 15:11), Иосафат (2Пар 17:3) и Иосия (4Цар 22:2). Как и Иосафат, царствовавший прежде него, Езекия отменил высоты (2Пар 17:6), поклонение на которых Господу совершалось вопреки Моисееву закону (сравните Втор 12:2−7, 13−14). В 3Цар 22:43 и в 2Пар 20:33 мы читаем, однако, что при Иосафате высоты продолжали существовать; очевидно, народ самовольно восстанавливал их, и повторно Иосафат уже «не отменял» их. С идолопоклонством боролся и царь Иосия.

Езекия приказал уничтожить медного змея, отлитого при Моисее, в пустыне (Чис 21:5−9); хранившийся с тех пор, этот некогда спасительный символ стал своего рода религиозным фетишем, объектом языческого поклонения, и таким образом «камнем (духовного) преткновения» для израильтян. (Многие язычники наделяли змей некоей мистической силой, и, возможно, евреи, переняв это верование, связали его со своим медным змеем.) Полагают, что имя змея — Нехуштан может быть ассоциировано (в еврейском написании) со словами «медь», «змея» и «нечистое».

4Цар 18:5−7а. Главным достоинством Езекии было то, что он во все дни жизни своей уповал на Господа, Бога Израилева, и в этом смысле ему не было равного среди царей Иудеи. От Иеговы Езекия не отступал никогда, как и от закона Моисеева. И в награду за это Господь благословлял его всегда и во всем.

Тогда как у автора 4-й Царств имеется лишь краткая запись о духовных реформах царя Езекии и деятельности его в этом направлении, автор 2-й Паралипоменон пишет обо всем этом гораздо подробнее, в частности, об очищении и повторном освящении Езекией храма (2Пар 29:3−36), о праздновании им Пасхи и других празднеств, установленных Иеговой (2Пар 30), а также о его религиозных реформах (2Пар 31:2−21).

4Цар 18:7б. Разрыв Езекии с Ассирией при Сеннахириме (705−681 гг.до Р. Х.), сыне Саргона, стимулировал вторжение ассирийцев в Иудею некоторое время спустя (18:13 — 19:36). В отличие от своего отца Ахаза, Езекия не был настроен «проассирийски», однако, пока на троне оставался Саргон, имел мудрость не разжигать конфликта.

Со вступлением же на царство Сениахирима Езекия, очевидно, счел, что пришло время «отложиться» от Ассирии и перестать платить ей дань (возможно, наследник Саргона не был в его глазах столь же силен, как его отец). Езекия решает присоединиться к союзу нескольких соседних стран, чтобы противостать общему их врагу на севере, и одновременно готовится к акциям возмездия со стороны ассирийцев, которые предвидел.

4Цар 18:8. Прежде всего Езекия успешно сразился с филистимлянами, которые в правление Ахаза захватили несколько городов Иудеи (2Пар 28:18). Газа была самым южным филистимским городом. О значении выражения от сторожевой башни до укрепленного города в толковании на 17:9.

2. ВЗЯТИЕ САМАРИИ (18:9−12)

4Цар 18:9−12. Повторное сообщение о падении Самарии (сравните 17:3−6) звучит как историческая ссылка на событие большой важности как для Израиля, так и для Иуды. Четвертым годом Езекии был, с учетом его «вице-регентства», 725 г. до Р. Х. Три года спустя, т. е. в 722 г., ассирийский царь Салманассар V взял столицу Израиля. Те же места ссылки израильтян перечислены в 17:6. В заключение стих 12 вновь говорится о причине происшедшего: За то, что не слушали гласа Господа и не исполняли заповеданного им Моисеем (сравните 17:7−23).

3. ОСАДА АССИРИЙЦАМИ ИЕРУСАЛИМА (18:13 — 19:37)

Следующий раздел, с небольшими лишь изменениями, записан и в книге пророка Исаии (главы 36−37).

а. Завоевательные походы Сеннахирима (18:13−16)

4Цар 18:13. Саргон II (которому наследовал Сеннахирим) продолжал расширять пределы Ассирии и укреплять ее власть над завоеванными народами. Он подавил мятеж, возглавленный Емафом (городом, расположенным севернее Дамаска; сравните 14:28), успешно воевал в Малой Азии, нанес поражение Урарту, северному, самому ненавистному соседу Ассирии, и спустился в земли филистимские, где разгромил мятежников, возглавленных Ашдодом, главным тогда городом филистимлян.

Сеннахирим был правителем менее способным и удачливым чем его отец. В первые четыре года своего пребывания на троне он занят был проблемой удержания под своим контролем Вавилона. В это время и сформировался союз некоторых финикийских и филистимских городов, с участием Египта и, возможно, ряда мелких народов ближне-восточного региона; Иудея (где царствовал тогда Езекия) примкнула к этому союзу против Ассирии. Уверенный, что Сеннахирим, по примеру своего отца, Саргона, попытается сокрушить мятежников, Езекия, готовясь к вторжению ассирийцев, стал укреплять Иерусалим (2Пар 32:1−8).

И Сеннахирим подошел к стенам Иерусалима. Было это в 701 г. до Р. Х., в четырнадцатый год единовластного правление Езекии (начавшегося в 715 году). На пути в Иудею ассирийцы нанесли поражение восставшим финикийцам, что привело к отпадению от союза и нескольких других его членов. Тогда Сеннахирим сошел по морскому побережью к филистимлянам и уговорил их встать на его сторону. После чего царь Ассирийский пошел против всех укрепленных городов Иуды (за исключением Иерусалима) и взял их. В ассирийских клинописях имеется рассказ о завоевании Сеннахиримом 46 сильных городов и множества деревень, принадлежавших царю Езекии.

4Цар 18:14−16. Сеннахирим находился в Лахисе, хорошо укрепленном городе центральной Иудеи, близ ее филистимской границы: он готовился к походу на Иерусалим. Вполне понятно, что Езекия не пожелал вступать в сражение с армадой, столь успешно одолевшей других членов практически распавшегося союза. И послал Езекия к царю Ассирийскому в Лахис сказать, что весьма сожалеет о своей попытке войти в коалицию против Ассирии, и готов уплатить Сеннахириму, сколько тот пожелает, пусть только он отойдет от Иерусалима. И наложил он на царя Иудейского громадную контрибуцию: примерно 11 тонн серебра и около тонны золота. Езекии пришлось отдать ассирийцу все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. И даже снять часть золота, украшавшего храм.

б. Сеннахирим угрожает (18:17−37)

Выкуп, однако, хоть он и взял его, не заставил Сеннахирима отойти от стен Иерусалима; царь направил к Езекии своих послов с требованием полной капитуляции. Поначалу те как будто бы вели переговоры только с представителями Езекии (стихи 17−27), но потом нарочито заговорили к жителям Иерусалима, собравшимся на городской стене близ того места, где происходила встреча иудейских и ассирийских сановников (стихи 28−37).

4Цар 18:17−18. Посланники Сеннахирима были из числа высших его приближенных; приведенные здесь «имена» их на самом деле названия их должностей: главный военачальник, глава евнухов и начальствующий над виночерпиями. Они явились в сопровождении большого войска, чтобы запугать Езекию и принудить его к безоговорочной капитуляции.

«Поле белильничье» означает «место сукновалов» (занимавшихся также и мытьем (отбелкой) «сваляной» шерсти). (Иерусалим был окружен такими поселками ремесленников.) Итак, пройдя «поле белильничье», ассирийцы остановились у водопровода верхнего пруда. Очевидно, это было людное место, и находилось оно «на расстоянии слышимости» от одной из городских стен (стих 26). Посланники Сеннахирима хотели говорить с самим Езекией, но тот тоже выслал к ним трех своих представителей: Елиакима Севну и Иоаха.

4Цар 18:19−22. Речь Рабсака (главнокомандующего) звучит в издевательском тоне. Так говорит царь Ассирийский, начинает он: на что уповает Езекия, надеющийся выстоять против него? Есть ли у него достаточно силы для этого, есть ли разумные советники? Ничего этого нет у него, и он лишь произносит пустые слова.

Вот, Езекия думает опереться на Египет (который один уцелел из всех союзников), но Египет надломится, как трость, под тяжестью возложенного на него упования, и неизбежное разочарование о таком союзнике лишь усугубит скорбь Езекии (образ проколотой «тростью» руки). В сущности ассирийский военачальник был прав: Египет не был достаточно силен в то время, чтобы рассчитывать на его помощь.

А если, продолжал Рабсак, иудеи уповают на Господа, то пусть вспомнят, что Езекия отменил высоты и жертвенники, на которых совершалось служение Ему, и повелел Иуде и Иерусалиму поклоняться Ему лишь в Иерусалиме.

Рабсак, намекая на то, что этим своим повелением Езекия прогневил Господа, старается подорвать авторитет царя в народе (тем более, что отмененные им «высоты» действительно были популярны в стране). Ассирийцы, очевидно, знали о событиях, происходивших в Иерусалиме, но истинного смысла их не понимали, думая, что Езекия действует вопреки воле Господа Бога, как они понимали, «этой земли»

4Цар 18:23−24. Ассирийский военачальник предлагает Езекии заключить сделку (скорее именно сделку, а не союз) с его господином. У евреев так мало коней, по сравнению с ассирийцами: видимо, их-то и колесницы надеялся Езекия получить в качестве помощи у Египта, рассуждает он. Так Сеннахирим даст ему две тысячи коней; хватит ли только у иудеев всадников для этих коней? Они их, однако, получат, и пусть смирятся перед царем ассирийским. Армия Иудеи не была столь уж незначительной по масштабам того времени, но, по сравнению с ассирийской, она действительно была невелика. В образной форме это выражено Рабсаком в стихе 24а.

4Цар 18:25. Под конец ассирийский военачальник прибегает к еще одному сильному аргументу, он утверждает, что его господин пришел разорить Иерусалим по воле Господней. Трудно было в это поверить, но исключать этого не следовало (сравните Ис 45:1−6). Народ Иудеи видел, как пал к ногам Ассирии Израиль. Почему было иудеям не допустить, что ту же судьбу уготовил Господь и им?

4Цар 18:26−27. Три представителя Езекии сознавали, что доводы ассирийца заставят народ, сгрудившийся на стене, пасть духом. Они просили посланцев Сениахирима перейти на арамейский язык, который понимали лишь образованные иудей. Но Рабсак отказался говорить по-арамейски: в его задачу именно это и входило — подорвать надежду иудеев на свою способность к сопротивлению. Он заявляет сановникам Езекии, что послан говорить и к простым людям, которые больше всего пострадают от осады и неизбежного в условиях осады голода, когда им придется есть собственные экскременты и пить мочу свою.

4Цар 18:28−31. И обратился Рабсак громким голосом к народу, призывая его не верить Езекии и не рассчитывать на то, что спасет их Господь. Лучше им сдаться на милость победителя Сеннахирима, и тогда не изведают они мук голода, но каждый будет есть плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей и пить воду из своего колодезя (образ мирной жизни и всеобщего процветания; сравните 3Цар 4:25; Мих 4:4; Зах 3:10).

Сознавая, что главное бедствие в условиях осады — это отсутствие питьевой воды, царь Езекия велел проложить туннель от источника Гихон под городскую стену — к Силоамскому водохранилищу (4Цар 20:20). Возможно, ассирийцы не знали об этом.

4Цар 18:32−35. Наконец Рабсак заговорил о предстоявшем иерусалимлянам переселении. Они, конечно, слышали, что такова политика ассирийцев по отношению к побежденным народам. Рабсак заверял их, однако, что земля, куда их сошлют, будет во всех смыслах не хуже этой (стих 32). И снова красноречивый ассирийский оратор иронизирует над обещаниями Езекии, обнадеживающего свой народ Господом, Который спасет их. Не слушайте Езекию! — возглашает и повторяет он. Весь ход его рассуждений отражал политеистические представления язычников о «богах», но те, кто внимали ему со стены, не могли не задаваться трудными вопросами Ведь все другие боги и в самом деле не сумели спасти своих «подопечных» от ассирийцев!

Места, перечисленные в стихе 34, были, очевидно, известны иудеям. Так, Арпад находился километров на 20 севернее сирийского города Алеппо. Ена и Ивва лежали на север от р. Евфрат. (О Емафе и Сепарваиме в толковании на 17:24.) Ссылка же ассирийского главнокомандующего на то, что и Самарию не избавили боги от руки его, должна была подействовать на иудеев особенно сильно: ведь Бог Израиля есть и Бог Иуды!

4Цар 18:36−37. Шесть риторических вопросов Рабсака (стихи 33−35) не нуждались в ответе, и молчал народ, тем более, что ему передано было приказание царя Езекии не отвечать на лукавые доводы ассирийцев. Можно себе, однако, представить, какие споры разгорелись в народе после ухода ассирийских «уговорщиков». «Совещание в верхах» закончилось, и три представителя Езекии вернулись к своему царю. Они пришли к нему в разодранных одеждах — в знак того, что ситуация складывается весьма прискорбная. И пересказали они Езекии слова Рабсаковы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.