е. О Неемане, сирийце (глава 5)

Служение Елисея распространилось и за пределы Израиля, как это видно из истории еще одного совершенного им чуда.

4Цар 5:1. 1) Болезнь Неемана (5:1−6). Нееман был главнокомандующим армии Венадада II (860−841 г. до Р. Х.; табл. «Цари Сирии в 3 и 4 книгах Царств» — там, где толкование на 3Цар 11:23−25). В глазах сирийцев он был великим и уважаемым человеком, потому что под его руководством Господь дал им одержать победу или победы (раввинская традиция отождествляла Неемана с воином, который смертельно ранил израильского царя Ахава — 3Цар 22:3, 4). Но Нееман страдал проказой. (Современные ученые склоняются к мысли, что так называлась не та проказа, которая известна сегодня. Тем не менее, это была ужасная кожная болезнь, причинявшая тяжелые страдания и постепенно разрушавшая организм. Исцеления от нее не было.) В Израиле прокаженных изолировали от общества, но это не было в обычае в других странах, в частности, в Сирии. Мы видим, что Нееман, и будучи тяжело больным, продолжал выполнять свой воинский долг.

4Цар 5:2−3. Во время одного из набегов на пограничные израильские земли воины Неемана взяли среди прочих пленных маленькую девочку; военачальник отдал ее своей жене в служанки. По-видимому, они были добры к ней (судя по тому, что пленница желала Нееману выздоровления). Как-то она сказала своей хозяйке (а та передала это мужу), что пророк, живущий в Самарии, мог бы исцелить Неемана от проказы. Девочка говорила о Елисее, который жил в это время в столице (6:24, 32). Она слышала о нем прежде чем стала рабыней; слышала о его сверхъестественных делах и решила про себя, что он и от проказы очистить может. Между тем, в дни Елисея случаев исцеления от проказы в Израиле не было (Лк 4:27).

4Цар 5:4−6. Дорожа своим военачальником, царь Сирийский охотно отпустил Неемана в Самарию, услышав от него про жившего там пророка, и дал с собою сопроводительное письмо к израильскому царю Иораму. Нееман полагал, что Иорам попросту прикажет пророку, и что он очистит его (напомним, что для язычников всякое чудо было актом волшебства).

С собой, как полагалось при посещении важного лица, сирийский военачальник взял дорогие подарки: примерно 350 кг. серебра, более 65 кг. золота и десять перемен одежд. Письмо его господина-царя царю израильскому было составлено в приказном тоне: он требовал, чтобы Иорам снял с Неемана проказу его (видимо, в то время сирийский царь чувствовал себя сильнее Иорама, чем и объясняется тон его письма).

4Цар 5:7. 2) Исцеление Неемана (5:7−14). Иорама письмо Венадада II потрясло. Он пришел в такое отчаяние, что разодрал одежды свои (сравните с 2:12; 6:30; 11:14). Это был период мирных отношений между Израилем и Сирией, но Иорам решил, что его могущественный сосед просто ищет предлога, чтобы начать с ним войну, по примеру того, как некогда поступил с его отцом Ахавом (3Цар 20:1−3). Иораму и в голову не пришло, что не в нем надеялся Нееман найти исцелителя. О пророке Елисее он в этой связи даже не подумал. Видимо, он вообще избегал контактов с этим пророком, который постоянно обличал его.

4Цар 5:8−10. Услышав об отчаянии, в которое повергло Иорама письмо Венадада, Елисей послал успокоить царя. Пусть Нееман придет к нему, и он исцелит его. И узнает сириец то, что неизвестно Иораму: в Израиле действительно есть человек Божий, истинный пророк.

Однако, когда великий полководец прибыл к дому Елисея со своей свитой, тот не вышел навстречу ему (скорее всего, потому что Моисеев закон запрещал евреям вступать в контакт с прокаженным), но выслал слугу сказать ему, чтобы окунулся семь раз в воды Иордана, и очистится тело его от проказы. Естественно, не вода, но доверие слову пророка, через которого говорил Бог, должно было послужить исцеляющим фактором.

4Цар 5:11−14. Пренебрежительное (как он воспринял это) отношение к нему пророка вызвало гнев Неемана. Он ожидал привычного для жителей древнего Востока возложения рук на больные места и молитвы — как средства исцеления. Вместо этого, Елисей послал его «омыться» в глинистой воде Иордана. Уж если омываться, то не лучше ли в реках, протекающих у Дамаска, которые чище! — воскликнул он. Делу помогло вмешательство слуг Неемана, которые мягко, но настойчиво, посоветовали полководцу поступить по словам пророка, тем более, что это совсем не трудно. И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз и обновилось тело его, сделавшись, как тело малого ребенка.

Указание свыше, данное Елисею для Неемана, — окунуться семь раз, свидетельствовало, что исцеление военачальника — истинно Божия работа; «число 7 есть печать Божьих дел», как заметил богослов С. Ф. Кейль. То обстоятельство, что в дни Елисея единственным, кто исцелился от проказы, был сириец (Лк 4:27), возможно, объясняется общим отпадением Израиля от Иеговы.

4Цар 5:15−16. 3) Благодарность Неемана (5:15−18). С сердцем, исполненным благодарности, и руками, полными даров, возвратился Нееман в Самарию, к дому Елисея (пройдя к Иордану и обратно около 80 км). Посредством исцеления сирийского военачальника от неизлечимой болезни была достигнута еще одна цель, самая важная: Нееман признал, что нет Бога на всей земле, кроме Бога Израилева. Подтвердив, что это действительно так (стих 16), Елисей отказался, однако, принять дары от счастливого Неемана. Ибо пророк истинного Бога совершает свое служение не ради награды, а по слову (велению) Господню. И Елисей не хотел, чтобы кто-то думал на этот счет иначе.

4Цар 5:17−18. Нееман просит израильской земли — столько, сколько снесут на себе два мула. Из этой земли он намеревался возвести у себя дома жертвенник для поклонения Господу, так как никаким другим богам с этих пор поклоняться не будет. (В сознании человека, исповедовавшего многобожие, поклоняться тому или иному божеству можно было лишь в той стране, где его почитали, либо из взятой оттуда земли соорудить алтарь и на нем приносить жертвы этому божеству.)

По долгу службы Нееману пришлось бы, однако, воздавать официальные почести богу своего господина — царя Венадада. (и опрется на руку мою; сравните 7:2. в идиоматической форме Нееман говорит о себе как о помощнике царя.) И он заранее просит Господа простить его в этом. Богом Дамаска был Хадад-Риммон (или кратко — Риммон), которого почитали как бога дождей и грозы.

Военачальник не был готов пожертвовать жизнью ради своей новой веры, как, к примеру, три друга Даниила (Дан 3:12), и отказаться склонить голову перед идолом. Но он ведь не был израильтянином и не имел того преимущества, которое имели израильтяне: знания Божьего откровения. По-видимому, и ответственность его за вынужденное и официальное идолопоклонство не была столь тяжелой, как в случае израильтян, по своей воле поклонявшихся идолам.

4Цар 5:19−21. 4) Жадность и наказание Гиезия (5:19−27). Елисей не выразил, однако (на словах, по крайней мере), ни одобрения ни неодобрения того, что полностью порвать с идолопоклонством Нееману не удастся. Его иди с миром скорее звучит как благословение военачальнику на предстоявший ему путь.

Между тем, Гиезия, слугу Елисея, обуяли жадность и сожаление по поводу не принятых пророком даров. Он, видимо, рассудил, что поживиться за счет сирийца (врага Израиля) — не грех. И он побежал вослед медленно двигавшемуся каравану. Увидев бегущего, Нееман сошел с колесницы; с миром ли ты? — осведомился он.

4Цар 5:22−24. Заверив его, что с миром, Гиезий затем солгал Нееману, причем от имени господина своего, Елисея, будто тот просит для двух сынов пророческих, талант серебра и две перемены одежд; свою выдумку Гиезий облекает, таким образом, в «бескорыстную форму». Нееман счастлив был услужить Елисею и стал уговаривать Гиезия, чтобы взял не один, а два таланта серебра. Он сам же и «упаковал» свой дар и дал Гиезию двух слуг своих, чтобы отнесли его по назначению. Однако перед холмом (на котором стояла Самария) Гиезий сирийцев отпустил, и сам донес серебро и одежды до своего дома, где и спрятал их.

4Цар 5:25−27. Вскоре Гиезий возвратился к Елисею, не предполагая, что Бог открыл его господину, куда и зачем он ходил. В ответ на его вопрос он одну ложь попытался покрыть другою. И тогда Елисей сказал ему, что сердцем (духом) своим был там же, где был он, и знает все, что он сделал. Смысл второй части стих 26 в том, что истинным слугам Божьим не следует искать награды для себя, тем более брать ее от именитых не израильтян, не ими, но Богом благословенных. Пусть пророки языческих богов извлекают корысть из своего лжеучения; со служением же Господу корысть не совместима.

Проказа была снята с Неемана за то, что послушал пророка Господнего. Да пристанет она теперь к Гиезию, поступок которого — бесчестие для Иеговы. И вышел он от Елисея белый от проказы, как снег.

Наказание Гиезия было по греху его, и о нем узнали, вероятно, не только в Израиле, но и по всей Сирии. С того, кто имеет привилегию служить Богу, и спрашивается больше чем с обычных людей.

Несколько уроков несет в себе эта история. Исцеление Неемана от проказы было еще одним свидетельством великой силы Господней и власти Его — восстанавливать здоровье (то, что язычники приписывали Ваалу). Далее. Происшедшее послужило распространению славы Иеговы на другую часть древнего мира. И, наконец, позитивной и негативной моделью поведения слуг Божьих на все времена стали в их контрастности поведение Елисея и Гиезия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.