1. ЕЛИСЕЙ ВСТУПАЕТ НА СЛУЖЕНИЕ (ГЛ. 2)

В этой главе повествуется о том, как с вознесением пророка Илии на небо духовное руководство Израилем переходит к пророку Елисею. Чудеса, совершенные Елисеем, как они описаны здесь, в первую очередь были направлены на подтверждение его призвания в качестве духовного преемника Илии.

а. Вознесение Илии на небо (2:1−12)

4Цар 2:1−3. Из Галгала на территории Израиля Илия и Елисей направлялись в Вефиль, куда Илию вел Господь. Речь идет не о том Галгале, что находился близ реки Иордан (карту «Места, где ходил Илия»; 3Цар 17:8−11); этот Галгал был расположен километрах в 10 на северо-запад от Вефиля и соответствовал современной Джильджилье. Каким-то образом (может быть, от самого Илии) Елисей узнал, что этот день будет последним для его учителя на земле.

Исполненный решимости не разлучаться со своим духовным отцом до последней минуты, Елисей отказался от предложения Илии остаться в Галгале. Уходящие с земли обычно благословляют тех, кто остаются после них (Быт 49); возможно, и Елисей хотел получить через Илию Божие благословение на предстоявшее ему служение.

Пророки Господни, жившие в Вефиле (подразумеваются пророческие общины, или школы, основанные в древнем Израиле еще пророком Самуилом с целью изучения слова Божьего, данного в откровениях, и прославления Господа), тоже знали об отходе Илии в тот день, о чем и сказали Елисею. «Не увеличивайте печаль мою по поводу предстоящего, не напоминайте мне об этом» — так, видимо, надо понимать слова Елисея: я также знаю, молчите. В них можно, однако, ощутить и желание хранить благоговейное молчание перед лицом того, чему предстоит совершиться по воле Божьей.

4Цар 2:4−5. Словно бы испытывая преданность себе со стороны Елисея, Илия предлагает ему остаться в Вефиле, не идти в Иерихон, куда Господь посылает его, Илию. И вновь отказывается покинуть учителя Елисей. В Иерихоне сыны пророков повторили Елисею то же, что сказали ему их собратья в Вефиле. И такой же, как тем, дал им ответ Елисей.

4Цар 2:6−8. В третий раз испытал Илия Елисея, и снова предпочел Елисей спокойному пребыванию на одном месте возможность получить через Илию особое благословение от Бога. Как и в первых двух случаях, в своей решимости остаться с ним он заверяет учителя в «клятвенной форме»: «Как верно то, что жив Господь и ты жив, верно и то, что я не оставлю тебя». Итак, оба подошли к Иордану.

А там, вблизи реки, уже собрались пятьдесят сынов пророческих из Иерихона, которые встали на некотором расстоянии и прямо напротив их. (Характерно, что «сыны пророческие» сопутствуют Елисею уже в канун его вступления на служение; впоследствии они будут постоянными соучастниками его служения; 4:1, 38; 5:22; 6:1.) Пророки хотели присутствовать при вознесении Илии. И взял Илия свой плащ и, свернув его, ударил им по воде; в этой ситуации милоть пророка служила ничем иным, как символом Божьей силы (сравните Исх 14:16, 21−22), символом власти Илии, данной ему от Бога (сравните 3Цар 19:19) — Господь как бы облачил Своего пророка силой и властью.

Поэтому-то от удара плащом по воде и расступалась река, и оба перешли ее, как посуху, — подобно тому, как за столетия до того перешли израильтяне через Чермное море. (Здесь один из многочисленных примеров сходства между служением Моисея и служением Илии.) Елисею же это не могло не напомнить, что тот же Бог, имеющий ту же силу, по-прежнему живет и действует в Израиле.

4Цар 2:9−10. На вопрос Илии, что бы он хотел, чтобы было сделано ему, прежде чем учитель будет взят от него, Елисей ответил, что хотел бы вдвойне получить духа, который имеет Илия. То есть он просил благословения, которым благословлялся перворожденный (сравните Втор 21:1, 7). (Тут следует заметить, что Елисей как бы просил тем самым, чтобы Илия признал его своим первородным духовным сыном; видимо, и другие «сыны пророческие» почитали Илию своим духовным отцом. Возможно, пророческие общины росли числом именно в тех местах, где процветали культы, отвратительные в глазах Иеговы.) Но не в воле Илии было благословить этим благословением своего ученика, потому и ответил он, что трудного ты просишь. Захочет ли Бог удовлетворить просьбу Елисея, Илия не знал, и потому рассудил, что если Елисею дано будет увидеть, как он, Илия, взят будет с земли, то это явится знаком благоприятного ответа свыше. Именно знаком, знамением, а не условием.

4Цар 2:11−12. Внезапно перед шедшими по дороге Илией и Елисеем явилась колесница огненная и кони огненные. Елисей увидел их, как и вихрь, в котором Илия понесся на небо. Огонь, вихрь, кони и колесницы нередко встречаются на страницах Ветхого Завета как образы богоявления (к примеру, Ис 66:15; Пс 49:3; 103:3).

Кроме того, кони и колесницы были мощнейшим средством ведения войны в те дни, и явлением огненных коней и колесниц Бог свидетельствовал о Своей все превосходящей силе.

В какие-то мгновения Илия был вознесен Богом с земли в Его небесное присутствие. Однако Елисею дано было это увидеть — во знамение того, что теперь ему предстоит звать еврейский народ назад к Иегове. Его восклицание вослед Илии: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его, отражает его представление об учителе как об орудии в руке Божьей, которым Бог пользовался в Своей борьбе с идолопоклонством в Израиле.

И все-таки разлука с духовным отцом глубоко опечалила Елисея, и в знак скорби он разодрал одежды свои. С этого момента он станет носить одежду Илии и будет служить Иегове, «облаченный» в те силу и власть, которые она символизировала.

б. И вновь расступился Иордан (2:13−14)

4Цар 2:13−14. Подобрав одежду, упавшую с Илии, Елисей совершил с ее помощью то, что перед этим сам Илия: он ударил ею по воде Иордана, и вода расступилась и перешел Елисей реку. Его восклицание в стихе 14 было обращением к Богу в надежде на то, что он, Господь, явит Свою силу через него, как прежде являл ее через Илию. Что и произошло.

ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ БОГОМ ЧЕРЕЗ ИЛИЮ И ЕЛИСЕЯ

ИЛИЯ элементы ЕЛИСЕЙ элементы
1. Вороны питают Илию вода и пища 1. Воды Иордана расступаются вода
2. Умножение пищи в доме вдовы мука и масло 2. Очищение воды в истоке Иордана вода
3. Воскрешение сына вдовы жизнь 3. Умножение масла в сосудах у вдовы масло
4. Огонь пожирает жертвенник и жертву вода и огонь 4. Воскрешение сына сонамитянки жизнь
5. Огнем небесным сожжены 102 воина царя Охозии огонь 5. Обезврежение отравленной похлебки мука
6. Воды Иордана расступаются вода 6. Умножение еды у пророков хлеб и зерно
7 Вознесение Илии на небо огонь и вихрь 7. Исцеление Неемана от проказы вода
8. Наведение проказы на Гиезия
9. Всплытие топора вода
10. Окружение города Дофана лошадьми и колесницами огонь
11. Ослепление сирийских воинов

Многие из перечисленных здесь стихий и элементов — вода, мука, масло, огонь и вихрь — играют полемическую роль в развенчании Ваала, бога дождя, молний (огня) и всякой растительности. Даже возвращение к жизни двух мальчиков (одного — Илией, а другого — Елисеем) как бы противостоит практике принесения детей в жертву, как и мифу о ежегодном умирании на шесть месяцев Ваала и о последующем его — на шесть месяцев — воскрешении. Мифическому воскрешению противопоставлено воскрешение действительное.

в. В поисках Илии (2:15−18)

4Цар 2:15−18. Пятьдесят пророков из Иерихона, видевшие огненный вихрь и дважды наблюдавшие, как расступились воды Иордана (стихи 8, 14), осознали, что духовная сила Илии перешла теперь на Елисея. И они поклонились ему до земли. Однако они не сознавали (как осознал это Елисей), что Илия взят в присутствие Божие, и что на земле его больше нет. Подобно Авдию (3Цар 18:12), они подумали, что Дух Господень отнес пророка на какое-то расстояние и, может быть, поверг его где-то на горе или в долине.

И потому стали просить Елисея, чтобы он разрешил им поискать его. Зная, что это бесполезно, Елисей попытался отговорить их от поисков, но, в конце концов, сдался на их просьбы. Через три дня пророки возвратились ни с чем, и с того времени слово Елисея, должно быть, возымело еще больший вес в их глазах.

г. Очищение речной воды (2:19−22)

4Цар 2:19. То, о чем повествуется в стихах 19−22, очевидно, произошло вскоре после вознесения Илии. Елисей все еще находился в Иерихоне. И пришли к нему жители города со своей бедой. Географическое положение Иерихона в плодоносной долине Иордана было благоприятным, но какой-то порче подвергалась вода, которой жители его орошали землю (может быть, в нее откуда-то проникала соль), и все, что сажали и сеяли в Иерихоне, она не столько питала, сколько убивала. Невольно видится параллель между этим физическим отравлением почвы и духовным «отравлением» Израиля культом Ваала.

4Цар 2:20−22. Очищение воды, произведенное Елисеем в Иерихоне по воле Божьей, было направлено не только на практическую помощь жителям этого города, но и на духовное наставление их. Новая чаша, возможно, представляла самого Елисея как новое орудие в руках Божьих. Соль известна была израильтянам как средство сохранения и очищения; поэтому символически она прилагалась к ежедневным приношениям Господу (Лев 2:13).

Однако от добавления соли в воду вода обычно становилась хуже, а не лучше. Но, будучи опущена Елисеем в источник, откуда брали воду жители Иерихона, она чудесным образом сделала эту воду здоровою. Теперь люди могли убедиться, что Господь, а не Ваал, которого почитали богом плодородия, спасает от бесплодия землю, как спасает Он и от духовного бесплодия идолопоклонства.

д. Елисей изрекает проклятие (2:23−25)

4Цар 2:23. Когда Елисей, выйдя из Иерихона, подходил к Вефилю, оттуда выбежала толпа городских подростков; они увязались за пророком и бежали, дразня его и издеваясь. На основании грамматической формы, употребленной в стихе 23, представляется вероятным, что мальчишки кричали: «ступай наверх, плешивый!» (именно так передано это место в англ. тексте Библии). Другими словами, они «предлагали» Елисею — если он такой же великий пророк, как Илия, — подняться вслед за ним в небеса.

В слове «плешивый» мог содержаться намек на заболевание проказой: страдавшие ею должны были бриться наголо, и в обществе их считали отверженными. А, может, все это было просто оскорбительным вызовом со стороны упомянутых подростков (едва ли «малых детей» в буквальном смысле слова), которые могли действовать и по наущению своих родителей, враждебно относившихся к истинным пророкам Господним (напомним, что в Вефиле поклонялись золотому тельцу; 3Цар 12:32).

Между прочим, мужчины в Израиле обычно покрывали головы, так что, скорее всего дразнившие Елисея «плешивым» не могли знать, действительно ли он таков. Так что для них это было лишь способом выразить презрение пророку Божьему.

4Цар 2:24. За это и были они наказаны. Елисей проклял их именем Господним.

Не оскорбленное самолюбие толкнуло его на это, а убежденность в том, что демонстрирующие неуважение к Господу в лице Его представителя (сравните 1:9−14) должны понести кару.

4Цар 2:25. Из Вефиля Елисей пошел на гору Кармил, где Бог явил Свою силу Илии (3Цар 18:19−46), о чем, оставаясь на этой горе, Елисей, конечно, не мог не размышлять. Теперь ему предстояло продолжить дело, начатое Илией (3Цар 19:16). Оттуда пророк возвратился в Самарию, столицу Северного царства (Израиля). Именно там совершил Елисей многие из чудных своих дел.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.