Библия » Толкование Далласской семинарии

Судьи 1 глава

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых

← 24 Суд 1 DSC 2

I. Пролог: дела и события, предшествовавшие времени судей

Изложению героических дел судей предшествуют два раздела, которые могут быть названы вводными (1:1 – 2:5 и 2:6 – 3:6). Второй из них, содержащий анализ времени судей с богословской точки зрения, собственно, является литературным вступлением к последующей части книги; его, однако, предваряет введение, отражающее как военно-политические предпосылки (частичное завоевание Ханаана Израилем), так и религиозно-духовные факторы (нарушение Израилем его завета с Иеговой).

Самой значительной проблемой, возникающей при толковании «первого введения» (1:1 – 2:5), является хронологическая связь того, о чем в нем говорится, со смертью Иисуса Навина. О кончине этого великого вождя (прежде записанной в Иис. Н. 24:29-31), вновь сообщается вкратце в Суд. 2:6-10 (с приведением конкретных деталей в стихах 8-9). Начиная от 2:10, речь, по всей видимости, идет о событиях, которые выпали на долю нового поколения, достигшего зрелого возраста уже после смерти Навина. Но как соотносятся события, зафиксированные в Суд. 1:1 – 2:5, со смертью славного полководца?

Книга начинается с недвусмысленного заявления: «По смерти Иисуса» (1:1), после которого повествуется в видимой их последовательности о событиях, связанных с завоеванием Ханаана израильскими «коленами». Но если эти события имели место после смерти Иисуса Навина, почему о ней сообщается лишь в 2:8? На этот вопрос известны три ответа. Некоторые богословы рассматривают события, зафиксированные в 1:1 – 2:5, как имевшие место по смерти Навина, считая, что «второе введение», начинающееся с 2:6, предваряет повторное сообщение об этой смерти.

Согласно этой точке зрения, «параллелизм» между первой главой книги Судей и книгой Иисуса Навина – лишь кажущийся; на самом деле речь в них идет о разных военных событиях: о первоначальных успехах израильского воинства под командованием Иисуса Навина и о последующих акциях отдельных племен, направленных на овладение территориями, предназначенными им Иисусом Навином.

Этот подход порождает, однако, немало новых проблем, включая и следующее: когда все израильские колена были собраны Иисусом в Сихеме (Иис. Н. 24:1), то они ведь пришли из своих «уделов» (Иис. Н. 24:28); значит, завоевание Ханаана, по крайней мере, в немалой своей части, было завершено еще при жизни этого вождя (Иис. Н. 15:13-19).

Сторонники второй точки зрения усматривают реальную «параллель», по крайней мере, между Суд. 1:11-15 (события, связанные с завоеванием Давира Гофониилом) и Иис. Н. 15:16-19. Согласно этому подходу, в Суд. 1 говорится о событиях, происшедших после смерти Иисуса, но затем повествование обращается (возможно, начиная со стихом 10) к событиям давно прошедшего времени. Может быть, и так, однако, при толковании в этом смысле разрывается видимая последовательность повествования в главе 1.

Следующие третьей точке зрения считают, что первая фраза книги («По смерти Иисуса») является ни чем иным, как заглавием ее, но что рассказ о событиях, действительно совершившихся после его смерти, начинается после констатации ее в 2:8. При третьем подходе возникает меньше хронологических трудностей и не нарушается «ход мыслей» в главе 1.

Но какой бы точки зрения ни держаться, ясно, что войны израильских племен за реальное овладение своими «уделами» (глава 11) имели место после тех войн, в которых еврейский народ, под предводительством Иисуса Навина, сражался с армиями других народов за землю Ханаанскую, и после того, как Иисус Навин «распределил» территории между «коленами». Но начало овладению этими территориями было, безусловно, положено при жизни знаменитого еврейского полководца – независимо от того, о начальной или позднейшей стадии этих завоеваний (т. е. до или после смерти Иисуса Навина) повествуется в Суд. 1.

А. Военно-политическая обстановка – частичное завоевание Ханаана Израилем (глава 1)

1. ПОКОРЕНИЕ ИУДОЙ И СИМЕОНОМ ЮЖНОГО ХАНААНА (1:1-20)

а. Подтверждение первенства Иуды свыше (1:1-2)

Суд. 1:1-2. Желание Израиля идти на Хананеев было в согласии с повелением им Иисуса Навина занять отведенные им территории (Иис. Н. 18:3; 23:5). Хотя земля была им дана Богом и завоевана и разделена на уделы при Навине, каждому из колен предстояло изгнать с этих территорий все еще остававшихся там хананеев.

Не уточняется, каким именно способом вопрошали они Господа, а Он отвечал им, но это было, вероятно, так или иначе сопряжено со служением первосвященника в скинии и, очевидно, – с использованием урима и туммима (сравните Исх. 28:30; Чис. 27:21; 1-Цар. 14:37-43); могли, однако, иметь место и повеления Божий, облеченные в словесную форму.

Избрание Им Иуды (во всей этой главе колена называются по соответствовавшим им именам сыновей Иакова) в качестве открывающего военную кампанию согласуется с отведением ему особого положения (по откровению свыше) в последнем благословении Иакова (Быт. 49:8). Территории 12 колен указаны на карте «Земля, отведенная коленам Изра-илевым» в комментарии на Иис. Н. 14.

б. Соглашение Иуды с Симеоном (1:3)

Суд. 1:3. Военный союз Иуды с Симеоном был оправдан тем, что «сынам Симеона» удел был отведен в пределах южных границ Иуды (Иис. Н. 19:1-9). Союз этот был, кроме того, естественен, так как оба эти сына Иакова рождены были Лией (Быт. 29:33-35). Хананеи являлись общими их врагами; здесь «хананеи», возможно, общеродовой «термин», означающий всех обитателей Ханаана, живших на западном берегу Иордана. В более узком смысле под «хананеями» иногда подразумеваются обитатели прибрежной равнины и долин, тогда как «горцы» на страницах Ветхого Завета порой называются «аморреями» (Чис. 13:29; сравните Суд. 1:34-36; 3:5).

в. Победа, дарованная Богом при Везеке 0:4-7)

Суд. 1:4-7. Господь даровал победу Иуде над Хананеями и Ферезеями. Под последними могла пониматься группа местных племен, чем-то отличавшихся от хананеев. Но это мог быть и «социальный» (не этнический) термин, относившийся, скажем, к сельским жителям. Итак, Иуда поразил их в Везеке десять тысяч человек. Предполагают, что Везек соответствовал современному Кирбет-Ибзику, расположенному южнее горы Гелвуй; позднее царь Саул соберет там армию, чтобы напасть на аммонитян при Иависе Галаадском (1-Цар. 11:8-11).

Адони-Везек значит «господин» (царь) Везека. Варварский обычай отсекать большие пальцы на руках… и на ногах предводителя побежденной армии не был израильтянам внушен Богом; однако и сам Адони-Везек воспринял эту казнь как Божие наказание, поскольку и он учинил то же самое семидесяти царям (которым, очевидно, наносил поражение за поражением на протяжении месяцев или лет).

Заметим, что при всей своей жестокости упомянутый обычай преследовал, однако, и практическую цель: лишенному больших пальцев на руке невозможно было удержать в руках оружие так же, как и идти (при необходимости) по полю боя, будучи лишенным больших пальцев на ногах. А так как древний царь был прежде всего полководцем (2-Цар. 11:1), то, искалеченный таким образом, он впредь не мог исполнять этой своей главной функции. Беспомощный Адони-Везек, приведенный в Иерусалим… умер там.

г. Взятие Иудой Иерусалима (1:8)

Суд. 1:8. Слова о первоначальном разрушении Иудой Иерусалима могли относиться к городу, построенному на неукрепленном юго-западном холме его, современное название которого гора Сион. Так или иначе, сынам Иудиным не удалось полностью изгнать из Иерусалима иевусеев (Иис. Н. 15:63), как не удалось это и «сынам Вениаминовым» (Суд. 1:21).

д. Завоевания Иуды на юге и на западе (1:9-20)

1) Обзор завоеваний.

Суд. 1:9. Район Ханаана, лежащий южнее Иеусалима, который был предназначен в удел Иуде (и Симеону), географически делился на гористую часть (центральный горный хребет, через который пролегала дорога из Иерусалима в Хеврон), «пустыню» Негев (в русской Библии – «полуденная земля»), полузасушливую землю, простиравшуюся на запад и восток от Беер-Шивы, и на западные предгорья (в русской Библии – «низменные места»), лежавшие между «гористой страной» и прибрежной равниной или «долиной», о которой впервые упоминается в стихах 18-19.

2) Завоевание Хеврона.

Суд. 1:10. Прежним названием Хеврона (что значит «союз») было Кириаф-Арбы (или «город четырех» – возможное свидетельство о союзе четырех городов); некоторые, однако, отождествляют это название с именем Арба (так звали отца Енака, предполагаемого основателя этого города; Иис. Н. 14:15; 15:13; 21:11; Суд. 1:20). Хеврон расположен километров на 25 юго-юго-западнее Иерусалима, в долине, лежащей над уровнем моря примерно на 1000 метров.

Еще Аврааму этот город был хорошо известен (Быт. 13:18); в более поздние годы он был – на протяжении первых семи с половиной лет правления Давида – столицей Иудейского царства (2-Цар. 5:5). Весьма многолюдные кланы Шешая, Ахимана и Фалмая, происходившие от Енака (Суд. 1:20; Иис. Н. 15:14) и родственные племена, населявшие южную горную страну (Иис. Н. 11:21-22), потерпели поражение от Иуды в Хевроне или поблизости от него. В эту или в предыдущую кампанию одержавшим победу над Хевроном был Халев (Суд. 1:20; сравните Иис. Н. 15:14).

3) Завоевание Давира.

Суд. 1:11-15. Имевший стратегическое значение ханаанский город Давир (Иис. Н. 10:38; 12:13) богословы отождествляли одно время с Телл Бейт Мирсимом, расположенным примерно в 15 км. на юго-запад от Хеврона, но позднее его стали отождествлять с Кирбет Рабудом (в 12 км. на юго-запад от Хеврона). Происхождение прежнего имени Давира (Кириаф-Сефер, что значит «город письмен») – не известно. Хеврон был обещан Моисеем Халеву – как одному из двух верных разведчиков (Чис. 14:24; Иис. Н. 14:6-15; Суд. 1:20).

Давир тоже, по-видимому, предназначался ему, но, завоевав Хеврон, Халев предложил другим военачальникам пойти на взятие Давира. И тому, кто пойдет, он предложил Ахсу, дочь свою, в жену. Вызвался Гофониил, племянник Халева. И взял город и получил в награду Ахсу. Получив за собой земельный надел на территории Негева (землю полуденную, т. е. южную), Ахса просила отца наделить ее и источниками воды. И дал ей Халев источники верхние и источники нижние. Следует заметить, что в засушливый сезон система водоснабжения в Кирбет Рабуде целиком зависела от этих источников, расположенных в трех километрах на север от Кирбет Рабуда, в Алакве.

4) Кенеи поселяются с сынами Иудиными.

Суд. 1:16. Это были скотоводы-кочевники, присоединявшиеся то к амаликитянам (1-Цар. 15:6), то к мадианитянам (сравните Исх. 18:1 с Суд. 1:16). Здесь происхождение кенеев ведется от Иофора… тестя Моисеева, который, как известно, был священником мадиамским (Исх. 18:1). Под городом Пальм подразумевался оазис в Иерихоне (Втор. 34:3; Суд. 3:13). По завоевании коленом Иудиным той территории, что расположена южнее Хеврона, на ней, в пустыне Иудиной… на юг от Арада (современный Тель Арад), поселились (километрах в 25 от Хеврона) вместе с израильтянами и кенеи.

5) Завоевание Хормы.

Суд. 1:17. Колено Иудино и колено Симеоново вместе пошли войной (сравните стих 3) на один из предназначенных им городов – Цефаф (как полагают, соответствовал Тель Масосу (Кербет эль-Мешашу); находился километрах в десяти от Беер-Шивы. Собственно, взят евреями он был раньше (Чис. 21:2-3), но теперь разрушен был ими до основания (здесь евр. харам- термин священной войны, означающий полное уничтожение населенного места и его жителей; в русском тексте Библии передано как предали его заклятию – в этой связи толкование на Иис. Н. 6:21). И оттого называется город сей Хорма (Иис. Н. 19:4); в переводе с еврейского «хорма» значит «заклятие» или «разрушение».

6) Победа над прибрежными городами.

Суд. 1:18. Города Газа, Аскалон и Екрон (позже ассоциирующиеся с Ашдодом и Гефом в филистимском Пятиградии) расположены были на прибрежной равнине. Иуда взял… – противоречит сказанному в Септуагинте «Иуда не взял»; вероятно, такой перевод на греческий язык был сделан под влиянием следующего стиха, где сказано, что «жителей долины» Иуда «не мог прогнать». Представляется, что первоначально Иуда все-таки нанес поражение упомянутым городам, но победа его не была окончательной – по той причине, что местные жители владели «железными колесницами».

7) Неполное овладение покоренными городами.

Суд. 1:19. сказанное в толковании на 1:18. Железные колесницы появились на вооружении филистимского войска примерно в 1200 г. до Р. Х. Именно наличием их у «жителей долины» (а не «отсутствием» Господа в среде иудеев) объясняется неполная победа Иуды. Но в 2:2-3 записан упрек Ангела Господня Израилю, и автор, по всей видимости, связывает упомянутую неудачу его с его неповиновением Господу.

8) Халев получает Хеврон.

Суд. 1:20. Из этого краткого сообщения очевидна связь между поражением, нанесенным Хеврону (стих 10), и передачей этого города Халеву в соответствии с обещаниями Моисея (Чис. 14:24; Втор. 1:36; Иис. Н. 14:9; 15:13). Халев предводительствовал войском Иуды, нанесшим поражение трем сынам Енаковым.

2. НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА ВЕНИАМИНА ПРОГНАТЬ ИЕВУСЕЕВ (1:21)

Суд. 1:21. Иерусалим располагался на границе между территориями Иуды и Вениамина. После частичной или временной победы Иуды над Иерусалимом (стих 8) Иевусеи, которые не были изгнаны из города и сынами Вениаминовыми, продолжали жить на одном из укрепленных холмов его (юго-восточном) вплоть до вступления на царство Давида (2-Цар. 5:6-9). Иевусеями называли ханаанское племя, жившее в Иерусалиме, известном также под именем Иевус (Суд. 19:10-11).

3. ЧАСТИЧНЫЙ УСПЕХ ДОМА ИОСИФОВА В ОВЛАДЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ХАНААНОМ (1:22-29)

а. Дом Иосифов овладевает Вефилем (1:22-26)

Суд. 1:22-26. Решающее значение для победы, одержанной сынами Иосифа (т. е. коленами Ефрема и Манассии; Быт. 48) над городом Вефилем, имело то обстоятельство, что Господь был с ними (сравните 1:19). Здесь, очевидно, подразумевается, что в то время они не нарушали условий завета и являли Иегове истинную веру в Него. В прямой, по-видимому, зависимости от недостаточности веры и все учащавшихся случаев неповиновения находились последовавшие военные неудачи как Манассии, так и Ефрема, которым изгнать хананеев из других городов не удалось (стихи 27-29; сравните 2:1-5).

Вефиль («дом Божий»), имевший особое значение в истории Израиля (к примеру, Быт. 12:8; 28:10-22; 35:1-15) был расположен на границе между уделами Ефрема и Вениамина, на центральном нагорье, километрах в 16-20 севернее Иерусалима. В силу своего местоположения он имел стратегическое значение на тянувшемся с севера на юг торговом пути (к Вефилю сходились торговые караваны, шедшие с побережья Средиземного моря на западе, и из долины Иордана, по Иерихонской дороге, на востоке). Обычно Вефиль отождествляют с современным Бейтином (расположенным километрах в двадцати на север от Иерусалима; однако имеются некоторые данные в пользу того, что сегодня это эль-Бирех, расположенный на три километра южнее Иерусалима).

Когда разведчики (стражи), посланные «высмотреть» Вефиль, не сумели найти тайного хода, то пообещали безопасность – в обмен на необходимую им помощь – одному из местных жителей. После поражения города этот человек ушел со своей семьей в северную часть Сирии (в землю Хеттеев; Иис. Н. 1:4), откуда, возможно, были его предки, и где он основал новый город, назвав его Луз (древнее имя Вефиля; 1:23).

б. Неудавшаяся попытка Манассии занять южную часть Изреельской долины (1:27-28)

Суд. 1:27-28. Очевидно, решимость хананеев остаться в главных городах Изреельской долины превысила веру сынов Манассииных в то, что Иегова отдал эти города им, из-за чего их попытка изгнать местных жителей потерпела неудачу. Конечное решение вопроса завершилось компромиссом: Хананеи стали данниками израильтян.

е. Неудача Ефрема (1:29)

Суд. 1:29. Потерпел неудачу и Ефрем в попытке изгнать Хананеев из Газера. Этот город занимал стратегическое положение на юго-западной границе Ефрема, при входе в Аиалонскую долину. Он стоял на перекрестке восточного ответвления большой дороги, тянувшейся с запада на восток, через Аиалонскую долину – к Иерусалиму и Вефилю. Как и Манассия, Ефрем позволил хананеям жить среди их в Газере (сравните стихи 27-28).

4. НЕУДАЧИ, ПОСТИГШИЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА В СЕВЕРНОМ ХАНААНЕ (1:30-33)

а. Неудача Завулона в попытке изгнать хананеев (1:30)

Суд. 1:30. Города, из которых не удалось изгнать жителей Завулону, могли находиться на северо-западном краю Изреельской долины. Никаких сведений о них найти не удалось.

б. Неудача, постигшая Асира (1:31-32)

Суд. 1:31-32. Скорее всего, хананеи, оставшиеся в городах, взятых Асиром, даже не стали данниками его (по крайней мере, здесь об этом не упоминается); не исключено, что некоторый смысловой оттенок можно усмотреть в построении стих 32: И жил Асир среди Хананеев (а не они «среди него», как в случае Манассии и Ефрема). Ханаанские города, перечисленные в стихе 31, располагались на территории, позже известной как Финикия.

в. Неудача, постигшая Неффалима (1:33)

Суд. 1:33. Впрочем, и о Неффалиме сказано, что он жил среди Хананеев, которых не изгнал из захваченных городов, однако, они платили ему дань. Предполагают, что упоминаемые тут города находились на территории верхней и нижней Галилеи.

5. АМОРРЕИ «ЗАПЕРЛИ» ДАНА В ГОРАХ (1:34-36)

Суд. 1:34-36. И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, не давая им сходить в долину. Позднее их одолели сыны Иосифовы и принудили к уплате дани. Представляется, однако, что именно неудобное положение в горах и отсутствие доступа в долину побудило колено Даново мигрировать в Лаис (на север от моря Галилейского; глава 18); напомним, что небольшой удел Дана простирался всего на 7-8 километров – от Аиалона (у предгорий) на западе до границы между Даном и Вениамином на востоке.


← 24 Суд 1 DSC 2

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.