4. ДЕВОРА И ВАРАК ИЗБАВЛЯЮТ НАРОД ОТ ХАНАНЕЕВ (ГЛ. 4−5)

Повествование переносится к северным племенам (сравните 4:6; 5:14−15, 18), которые подвергались «притеснению» со стороны коалиции хананеев, объединившихся под руководством Иавина Асорского, вероятно, потомка того царя Асора, который потерпел поражение от Иисуса Навина (Нав 11:1−13). В отличие от прежних нападений на евреев — со стороны чужеземцев, это было осуществлено хананеями, жившими в земле, какой-то частью того населения ее, которое израильтяне не изгнали из северного Ханаана (Суд 1:30−33).

а. Отступление Израиля от Иеговы (4:1)

Суд 4:1. Первая фраза стиха свидетельствует о возобновлении идолопоклонства в среде Израиля — по примеру окружавших его хананеев (сравните 2:19; 3:7, 12). Это, по всей видимости, случилось после смерти Аода, положительное воздействие которого на народ было, как представляется, весьма сильным. Как уже говорилось, Самегар «спас Израиля» (3:31), скорее всего, в годы правления Аода или его непрекращавшегося влияния.

б. Под игом хананеев (4:2−3)

Суд 4:2−3. Примерно за 200 лет до того Господь освободил Израиля из египетского рабства. Теперь же, напротив, Он предал его в руки хананеев — в наказание за его отступничество (сравните 2:14; 3:8; 1Цар 12:9).

Асор (Тел эль-Кедах) был самым значительным в северном Ханаане укрепленным городом, находившимся на территориии северисара (бывший у царя военачальником), который жил в Харошеф-Гоиме (4:13, 16). Этот город исследователи Библии склонны порой отождествлять с Тел эль-Амаром (расположенным при узком ущельи, через которое река Кишон вытекает на равнину Акр, километрах в пятнадцати на северо-запад от Мегиддо). Хананеи жестоко угнетали израильтян, пользуясь своим военным превосходством (о каковом свидетельствует наличие у них девятисот железных колесниц; (сравните стих 13). Евреи находились у них в подчинении целых двадцать лет, пока не возопили… к Господу.

в. Девора и Варак приносят освобождение (4:4 — 5:31а)

1) Правление Деворы.

Суд 4:4−5. Девора (что значит «медоносная пчела»), прежде чем стала судьею Израиля, прославилась как пророчица. Пальма Деворина, место, где она разбирала спорные дела и разрешала конфликты (судила), находилась километрах в 12−13 на север от Иерусалима, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Она, по всей вероятности, была ефремлянкой, хотя некоторые относят ее к колену Иссахарову (5:15). Ничего не известно о муже ее, Лапидофе, однако, он и Варак — не одно и то же лицо.

2) Поручение Вараку (4:6−9).

Суд 4:6−7. Девора призвала Варака из города Кедеса, находившегося на территории колена Неффалимова; это был один из городов-убежищ (он и теперь называется Тел Кедес; расположен на запад от озера Шером). Вараку пророчица передала Господне повеление подняться на гору Фавор, взяв с собою десять тысяч человек из колен Неффалима и Завулона, которые более всего терпели от хананеев. (Конусообразная гора Фавор поднимается примерно на 500 метров над уровнем моря и находится там, где сходились племенные наделы Неффалима, Завулона и Иссахара — в северо-восточной части Изреельской (Ездрилонской) долины. Иссахар, не упоминаемый в этой главе, упоминается в Суд 5:15.)

Гора Фавор была местом относительно защищенным от ханаанских колесниц и удобным для нападения на врага, находившегося внизу.

Бог давал понять Вараку, что Сам решит исход битвы (Я приведу к тебе… Сисару… и предам его в руки твои).

Суд 4:8−9. Чем бы ни руководствовался Варак, ставя Деворе условие (если, ты пойдешь со мною, пойду), ответ его едва ли удовлетворил Бога. Может быть, он просто хотел гарантии Божиего присутствия, которое было бы подтверждено участием в битве Деворы, Его пророчицы и судьи. (Следует заметить, что Варак числится в Священном Писании среди героев веры; Евр 11:32.) Девора, однако, согласилась, но сказала, что за то, что ответ Варака не был «безусловным», честь победы над Сисарой достанется не ему, а женщине. Варак, несомненно, подумал, что она говорит о себе, но это заявление Деворы было пророчеством, в котором имелась в виду Иаиль (4:21).

3) Сбор войска.

Суд 4:10−13. В сопровождении Деворы повел Варак… десять тысяч мужей из колен Завулона и Неффалима к горе Фавор (в Кедес).

Предваряя то, о чем будет сказано в стихах 17−22, дается пояснение относительно кочевника Хевера из племени Кенеян, что он отделился от своих соплеменников (кочевавших по южной Иудее; 1:16) и раскинул шатер свой… близ Кедеса. (О Ховаве, тесте Моисеевом, в толковании на Чис 10:29.) Услышав об акции, предпринятой Вараком, Сисара построил свою армию, на вооружении которой было девятьсот железных колесниц, близ реки Киссон (вероятно, в окрестностях Мегиддо или Таанаха; 5:19) в Ездрилонской долине (ее называли также Ездрилонской равниной).

4) Поражение хананеев.

Суд 4:14−16. По команде Деворы (Встань) и при Божием поощрении, сообщенном Вараку через эту пророчицу (Господь предаст Сисару в руки твои, и Сам… пойдет пред тобою) повел израильский командующий своих людей вниз с горы — чтобы сразиться с врагом, намного сильнее его. Но силою действовавшей свыше, все ополчение хананеев и все их колесницы были приведены в замешательство.

Внешне все происходило как будто бы действием силы человеческой — сказано, что хананеи пали от меча; однако ниже, в 5:20, читаем, что с ними «с неба сражались», и это выразилось, а частности, во внезапной, необъяснимо налетевшей непогоде, в результате чего вражеское войско было буквально снесено разбушевавшейся и вышедшей из берегов рекой Киссон (5:21). И сошел Сисара с колесницы, и побежал пеший (очевидно, в северо-восточном направлении, мимо горы Фавор), но воины, ведомые Вараком, преследовали колесницы… и ополчения хананеев, пока все они не пали, так что не осталось никого.

5) Бегство и смерть Сисары.

Суд 4:17−22. Сисара же добежал до шатров упомянутого в стихе 11 Хевера Кенеянина, поддерживавшего дружеские отношения с Иавином, царем Асорским, чью армию Сисара возглавлял. С характерным восточным гостеприимством Иаиль, жена Хевера, предложила незадачливому полководцу спрятаться у нее в шатре, и напоила его, и… покрыла ковром (от посторонних глаз). Но лояльности своего мужа по отношению к царю Асорскому Иаиль, по-видимому, не разделяла…

Стоило Сисаре уснуть, как женщина взяла кол от шатра и молоток и, тихонько подойдя к спящему, вонзила кол в висок его так, что приколола к земле (сравните 5:26). Неожиданный оборот для знаменитого восточного гостеприимства! (Заметим, что женщины бедуинов, на которых лежала обязанность разбивать на стоянках шатры, умело обращались со всем, что имело к этому отношение.) А затем Иаиль привела в свой шатер Варака, который гнался за Сисарою, и указала ему на труп его врага. Так исполнилось пророчество Деворы (4:9), поскольку честь нанести поражение Сисаре разделили две женщины: сама Девора, которая начала это дело, и Иаиль, завершившая его.

6) Торжество Израиля над Иавином.

Суд 4:23−24. С поражением армии Иавина начался закат ханаанского присутствия и влияния в Галилее; через какое-то время хананеи и вовсе перестали представлять собой угрозу для Израиля.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.