«Книга судей» — так или почти так звучит это название и в латинском и в греческом (Септуагинта) переводах Библии. И это соответствует ее первоначальному еврейскому названию («шопетим» — «судьи»). Подразумевалась система третейского суда, основанная на Моисеевом законе, которая включала в себя общее административное управление древним Израилем в земле Ханаанской.

Время написания

На основании так называемых «внутренних свидетельств», имеющихся в книге, можно предположить, что она написана в первые годы царского правления, после коронации Саула (1051 г. до Р. Х.), но до того, как Давид завоевал Иерусалим (1004 г. до Р. Х.). В поддержку этого предположения говорят следующие три факта: 1) Неоднократно встречающийся в конце книги стилистический прием «В те дни не было царя у Израиля» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) 2) Сказанное в 1:21 о «Иевусеях, которые жили в Иерусалиме», несомненно относится ко времени до завоевания города Давидом (2Цар 5:6−7). 3) Замечание о хананеях в Газере (3Цар 9:16) скорее всего было сделано прежде чем египтяне отдали этот город царю Соломону в качестве приданого за его египетской женой.

Автор

Хотя на основании текста книги нельзя установить ее автора, Талмуд (трактат Баба Басра, 146) приписывает авторство пророку Самуилу, как и в случае книги Руфь и двух первых книг Царств. Доказать, что именно Самуил написал книгу Судей нелегко, но в пользу этого говорят как вышеупомянутые «внутренние свидетельства», так и тот несомненный факт, что Самуил записывал происходившее в его дни (1Цар 10:25). Скорее всего книга эта была создана где-то между 1040 и 1020 годами до Р. Х. Автор, водимый Духом Святым, несомненно пользовался ранними источниками, как письменными, так и устными, занося в летопись эту часть истории Израиля — от смерти Иисуса Навина до возникновения монархического правления.

В историческом плане книга Судей является продолжением книги Иисуса Навина. Обе книги связаны между собой повторяющимися записями о смерти Иисуса Навина (Суд 2:6−9; сравните Нав 24:29−31). Благодаря военным достижениям этого полководца был «сломлен хребет» ханаанской военной коалиции, сопротивлявшейся Израилю по всей земле (Нав 11:16−23), однако, значительные участки все еще оставались незанятыми теми его племенами, которым предстояло вступить во владение ими (Нав 13:1; Суд 1:2−36).

Хананеи, по-прежнему заселявшие их, время от времени «поднимали головы», и продолжалось это на протяжении всего периода судей (4:2). В своем повествовании книга Судей обращена не только в прошлое, к победам Иисуса Навина, но и в будущее, к перспективе установления монархии в Израиле (сравните 17:6; 18:1; 19:1; 21:25; также сравните 8:23 с 1Цар 8:7; 12:12).

В богословском плане период судей следует рассматривать как переходный между посреднической деятельностью Иеговы через Моисея и Иисуса Навина и Его управлением Своим народом посредством царей-помазанников. На протяжении периода судей Иегова выдвигал избранных Им избавителей народа, которых помазывал Духом Своим. Но в наказание за грехи Израиля Он Сам время от времени предавал его в руки его врагов (толкование на Суд 3:1−6).

Функции судей. Еврейское слово «шопет» («судья», «избавитель») имеет более широкое значение, чем мы обычно вкладываем в понятие «судья». Термин «шопет» предполагал отправление власти вообще, включая ее исполнительный, военный, и юридический аспекты. Другими словами, судьи в древнем Израиле осуществляли в первую очередь военную и гражданскую власть, исполняя и судейские функции в узком смысле этого слова (4:5).

План книги

I. Пролог: дела и события, предшествовавшие времени судей (1:1 — 2:5) А. Военно-политическая обстановка — частичное завоевание Ханаана Израилем (глава 1)

1. Покорение Иудой и Симеоном южного Ханаана (1:1−20)

2. Неудавшаяся попытка Вениамина прогнать иевусеев (1:21)

3. Частичный успех дома Иосифова в овладении центральным Ханааном (1:22−29)

4. Неудачи, постигшие израильские племена в северном Ханаане (1:30−33)

5. Аморреи «заперли» Дана в горах (1:34−36)

Б. Религиозно-духовное состояние Израиля — нарушение им завета Господнего (2:1−5)

1. Заявление Ангела Господня (2:1−3)

2. Ответ народа израильского (2:4−5)

II. Документальная часть: дела судей (2:6 — 16:31)

А. Вступление к истории судей (2:6 — 3:6)

1. Подведение итога деятельности Иисуса Навина (2:6−10)

2. О периоде судей в общих чертах (2:11−19)

3. Последствия нарушения завета (2:20−23)

4. О народах, оставшихся в земле ханаанской (3:1−6)

Б. Описание «притеснений» и «избавлений» в их чередовании (3:7 — 16:31) 1. Гофониил освобождает израильтян из рук Хусарсафема (3:7−11)

2. Аод избавляет народ от Еглона (3:12−30)

3. Самегар освобождает Израиль от филистимлян (3:31)

4. Девора и Варак избавляют народ от хананеев (главы 4−5)

5. Гедеон избавляет Израиль от мадианитян (6:1 — 8:32)

6. Судейство Фолы и Иаира и последующий незаконный захват власти Авимелехом (8:33 — 10:5)

7. Иеффай избавляет Израиль от аммонитян (10:6 — 12:7)

8. Судейство Есевона, Елона и Авдона (12:8−15)

9. Самсон освобождает израильтян от гнета филистимлян (главы 13−16)

III. Эпилог: общая ситуация в дни судей (главы 17−21)

А. Религиозное отступничество: поклонение Михи идолам и переселение сынов Дановых (главы 17−18)

1. Идолопоклонство Михи-ефремлянина (глава 17)

2. Передвижение сынов Дановых на север (глава 18)

Б. Нравственный упадок: развращенность и жестокость жителей Гивы и война с вениамитянами (главы 19−21)

1. Зверский поступок с наложницей левита (глава 19)

2. Война против колена Вениаминова (глава 20)

3. Восстановление племени Вениаминова (21:1−24)

4. Специфика периода судей (21:25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.