Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Иоанна 1 1-е послание Иоанна 1 глава

Первые четыре стиха послания образуют его пролог. Апостол говорит о несомненности воплощения Христа и объявляет цель, с которой пишет это послание — совершенствовать радость и братское общение.

1Ин 1:1. Апостол начинает свое послание словами: О том, что было от начала. Многие полагают, что Иоанн имел здесь в виду начало мироздания — то, о котором говорится в Быт 1:1 и в Ин 1:1. Возможно, и так, но, если учесть, что послание касается первоначальной вести о Христе, то более логично предположить, что в данном случае апостол говорит о начале евангельской проповеди.

Если это так, то выражение «от начала» в том же значении употреблено и в 2:7, 24 и 3:11. Далее автор утверждает, что провозглашаемая им истина о Божием Сыне первоначально была засвидетельствована апостолами, которые пребывали с Ним в непосредственном общении. Включая и себя в число этих свидетелей, он говорит: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши.

Уже эти вступительные слова являются первой стрелой, пущенной в еретиков, действиями которых апостол был озабочен. «Антихристы» привнесли в среду верующих новые идеи — отнюдь не те, которые провозглашались «от начала» проповеди Евангелия. Однако, учение еретиков, отрицавших реальность земного воплощения Христа, опровергалось многими свидетелями, которые не только слышали Христа, но видели и осязали Его («осяжите Меня и рассмотрите» в Лк 24:39). Так что послание Иоанна основывалось на том, что действительно имело место, произошло в реальности.

Выражение о Слове жизни можно понимать по-разному. Написанное с заглавной буквы, «Слово» становится титулом Господа, и именно в таком значении оно употреблено в Ин 1:1, 14. Однако, в тех двух стихах к нему нет определения, имеющегося здесь — «жизни». В 1Ин 1:1 написано «Слово жизни». И представляется, что правильнее понимать это выражение как «весть о жизни»; параллельные места, где оно употреблено в том же смысле, — Флп 2:16 и Деян 5:20. И в самом деле, в 1Ин 1:2 свойства личности приписываются не «слову», а «жизни». Таким образом апостол Иоанн говорит в своем послании о первоначальной и удостоверенной впоследствии истине — о том, что является «вестью о Жизни», т. е. вестью о Божием Сыне, Который Сам является Жизнью (5:20).

1Ин 1:2. Жизнь, о которой проповедуют апостолы, — это личность. На землю пришла не просто жизнь, но вечная жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Несомненно, речь тут идет о воплощения Христа.

1Ин 1:3. Об этой важнейшей реальности Иоанн писал с той целью, чтобы привлечь читателей к общению с апостолами. Но поскольку далее, в 2:12−14, он не оставляет сомнения в том, что его читателями были истинно верующие люди, то не нужду их в обращении ко Христу имел он при этом в виду. Будучи уже спасенными, читатели послания нуждались, однако, в радости общения с апостолами, в том числе и с самим Иоанном (одной из целей послания и было доставить им эту радость). И тем большей была эта радость, что сами апостолы имели в свою очередь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом.

Вероятно, лжеучители отрицали, что те, кому писал апостол, имели дар жизни вечной (толкование на 2:25; 5:13). Если это действительно было так, и читатели Иоанна стали бы сомневаться относительно гарантий, данных им на этот счет Богом, то их общение с Отцом и Сыном оказалось бы под угрозою. Не спасение, обещанное им, а именно общение их с Богом. Ибо дар вечной жизни, который они получили от Бога (Ин 4:14; Ин 6:32, 37−40) они как верующие никогда не могли бы потерять, но вот общение их с Ним зависело от того, ходят ли они во свете (1Ин 1:7).

Опасность для читателей заключалась в том, что «антихристы», распевая, подобно сиренам, свои «песни», могли бы заманить их во мрак. Из послания ясно, какой соблазн таили в себе их безбожные теории. Потому-то Иоанн и поставил себе целью лишний раз укрепить своих читателей в основополагающих истинах веры, чтобы не пострадало их общение с Богом.

1Ин 1:4. Свой пролог Иоанн заканчивает на мягкой личной ноте. Если это послание будет принято читателями и достигнет своей цели, — и сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (в других переводах — радость наша), то и сам Иоанн, и другие апостолы получат большую духовную радость. О том же говорят любимый ученик Господа и в 3Ин 1:4 «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Апостолы настолько близко к сердцу принимали состояние других верующих, что их собственная радость зависела от степени духовного благополучия тех, кому они служили. Если читатели послания будут поддерживать истинное общение с Богом и Его апостолами, то не будет человека счастливее, чем сам Иоанн.

II. Введение: основные принципы (1:5 — 2:11)

Поскольку целью послания Иоанна являлось утверждение общения, апостол и начинает письмо с обсуждения этого предмета. В стихах 1:5 — 2:11 он сформулировал несколько основополагающих принципов, на которых строится истинное общение с Богом. Эти принципы имеют огромное практическое значение в повседневной жизни всех верующих. Исходя из них, христиане могут проверять, действительно ли имеют они личное общение с Богом. И познали ли они Бога, с Которым имеют общение.

А. Основные принципы общения (1:5 — 2:2)

1Ин 1:5. В прологе апостол заявил, что пишет о том, что слышал, видел и осязал. И здесь он начинает с того, что слышал: И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам. Под словами «от Него» Иоанн несомненно подразумевает «от Иисуса Христа», на воплощение Которого только что ссылался (стихи 1−2). И далее апостол открывает содержание этого благовестия: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Такой именно фразы — слово в слово — мы не найдем среди записанных слов Христа. Но ведь автор послания — апостол, который лично слышал от Спасителя намного больше, чем записано в Евангелиях (Ин 21:25). И нет сомнения в том, что он имел в виду именно то, что писал. Сформулированную им истину он слышал от Самого Господа.

Часто говоря о Боге как о Свете (Ин 1:4−5, 7−9; Ин 3:19−21; Ин 8:12; Ин 9:5; Ин 12:35−36, 46; Откр 21:23), апостол подразумевает Бога, открывающего Свою святость. Два аспекта Божественной природы прослеживаются в стихах 6−10, при обсуждении темы греха и темы общения: будучи Светом, Бог не только разоблачает человеческий грех, но и осуждает его. Если кто-либо ходит во тьме, то прячется от истины, которую открывает Свет (сравните Ин 3:19−20). Слова, относящиеся к сфере откровения, — «истина» и «Слово Его» являются ключевыми в стихах 1:6, 8, 10.

Важно отметить, что именно благовестие, которое апостол слышал сам, передает он своим читателям: «и возвещаем вам». Некоторые богословы считают, что ложные утверждения, опровергаемые апостолом в стихах 6, 8 и 10, исходили из уст лжеучителей, т. е. «антихристов», о которых Иоанн пишет в дальнейшем ходе послания, что их-то он и имел здесь в виду. Но доказать эту точку зрения не представляется возможным.

Автор подчеркнуто употребляет слово «мы», как бы обращаясь не только к своим читателям, но и к себе самому. Если вдуматься, то упомянутые ложные утверждения вполне могли исходить от тех верующих, чей контакт с духовной реальностью и с Богом ослабел. Попытки обнаружить в стихах 6−10 следы лжедоктрин, выдвигавшихся учителями-еретиками, не находят подтверждения при истолковании текста.

1Ин 1:6. Поскольку Бог есть Свет, то верующий, «ходящий во тьме», не может рассчитывать на общение с Ним. Апостол предупреждает: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Иоанн, как и всякий проницательный пастор, сознавал, что порой верующие, будучи повинны в непослушании того или иного рода, лишь притворяются, будто пребывают в духовном отношении на должной высоте.

Так апостолу Павлу пришлось столкнуться со случаем кровосмешения в Коринфской церкви (1Кор 5:1−5); перечисляет он и ряд других грехов, за которые совершившие их должны были быть подвергнуты наказанию со стороны церкви (1Кор 5:9−13). Притворные заявления об их будто бы общении с Богом со стороны верующих, которые на деле такого общения не имели, — это печальная реальность, прослеживаемая на протяжении всей истории церкви. Верующий, говорящий, что он имеет общение с Богом (Который есть Свет), но не повинующийся Ему («ходящий во тьме»), лжет (1Ин 2:4). Десять раз в Евангелии и в посланиях употребляет апостол Иоанн слово «тьма», когда говорит о грехе (Ин 1:5; Ин 3:19; Ин 12:35 (дважды); 1Ин 1:5−6; 2:8−9, 11 (дважды)).

1Ин 1:7. В одной лишь сфере — сфере света — возможно действительное общение с Богом. В Нем и только в Нем, утверждает Иоанн, могут верующие иметь общение с Богом: Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом. Странно, но многие комментаторы понимают выражение «друг с другом» как относящееся к общению между собою.

Но употребленное здесь греческое местоимение алледон, переведенное как «друг с другом», подразумевает две стороны, вступающие во взаимный контакт, и стороны эти названы в начале стиха — мы (подразумевается в «если же ходим») и Он. Мысль Иоанна сводится к тому, что если христиане ходят во свете, в котором обитает Бог, то они имеют общение с Богом, а Бог — с ними.

Свет — это та основополагающая реальность, которая объединяет их. Таким образом, истинное общение с Богом реализуется в такой человеческой жизни, которая освещается истиной, открываемой Им о Себе, то есть в жизни, которая воспринимает в себя Его откровение, данное в Иисусе Христе. Они-то (эта истина, это откровение), как говорит апостол далее (стих 9), и побуждают верующих признавать («исповедывать») те грехи их, которые «высвечивает» перед ними свет Христов.

Важно отметить, что Иоанн не говорит «ходить согласно свету», т. е. как бы в полной гармонии со светом, но — ходить во свете. В первом случае предполагалось бы абсолютно безгрешное состояние, и поскольку оно человеку несвойственно, то он вообще не мог бы иметь общения с Богом. Что же до хождения «во свете», то оно означает открытость свету и восприимчивость к нему. Иоанн вовсе не считал христиан безгрешными, даже тех, которые «ходят во свете», и это явствует из заключительных строк стиха: Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Эта часть предложения согласуется грамматически с предыдущей: «то имеем общение друг с другом». Таким образом в совокупности своей стих 7 утверждает, что две вещи реальны для верующих, ходящих во свете: а) они действительно имеют общение с Богом и б) очищаются от всякого греха. До тех пор, пока души христиан открыты свету Божественной истины, их промахи и согрешения подпадают под очищающую струю крови Христовой. В самом деле, только благодаря подвигу Христа на кресте, несовершенному творению открылась возможность вступить в общение с абсолютно совершенным Богом.

1Ин 1:8. Порой у верующего, действительно пребывающего в общении с Богом, может возникнуть искушение подумать о себе как о человеке безгрешном, по крайней мере, в данный момент. Апостол предостерегает христиан от подобного самообольщения: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (сравните стих 6; 2:4). Правильно понимая Слово Божие, которое говорит об испорченности «человеческого сердца», христиане понимают и следующее: не замечать за собою греха — не значит быть свободным от него.

Если Божественная истина обитает «в» верующих как некая контролирующая, направляющая и вдохновляющая сила, то чувство самоправедности будет чуждо им. Если же кто-то считает, что вовсе не согрешал хоть в какой-то период времени, или заявляет, что достиг безгрешности и неизменно пребывает в ней, то претензии его — ложны.

1Ин 1:9. Ввиду сказанного в 8 стихе, верующий должен быть во всякое время готов признать то или иное свое согрешение, которое Бог может открыть ему в свете Своем. Вот почему пишет Иоанн: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Отметим, что в греческом тексте слова «наши» нет, а потому оно взято в скобки. С учетом особенностей греческой грамматики можно прийти к выводу, что речь во втором случае идет именно о тех грехах, которые мы исповедуем.

Но тогда возникает некоторое несоответствие между грехами, которые прощены, потому что исповеданы, и «очищением нас от всякой неправды», о чем говорится в последней строке стиха. Думается, что мысль Иоанна можно перефразировать тут следующим образом: «Если мы исповедуем грехи наши, то Он прощает нам не только их, но и вообще очищает нас от всякой неправды».

Конечно, до конца меру неправоты всякого человека в каждый данный момент знает только Бог. Но на каждом верующем лежит, тем не менее, ответственность признавать (в значении — «исповедывать», 2:23; 4:3) все то, что открывается ему в свете, и если он это делает, то получает полное и совершенное очищение. А поэтому не стоит ему терзаться относительно грехов, которых он не знает.

Как хорошо знать, что прощение, обещанное здесь, абсолютно гарантировано (поскольку Бог «верен»), и что оно ни в коей мере не противоречит Его святости (Он «праведен»). Греческое слово дикаиос, переведенное как «праведен», встречаем также в 2:1, где оно переведено как «Праведника». Оно же применяется к Богу (будь то к Отцу или к Сыну) в 2:29 и в 3:7. Несомненно, Бог остается справедливым или «праведным», прощая грех верующему, поскольку Господь Иисус Христос принес «в умилостивление» (2:2) за него искупительную жертву. Как это следует из 1:7, общение человека с Богом неразрывно связано с действием крови Иисуса Христа, пролитой за грешников.

В наше время некоторые утверждают, что христианин не имеет нужды исповедывать свои грехи и просить прощение. Они ссылаются на то, что верующий уже имеет прощение грехов во Христе (Еф 1:7). Но сторонники такой точки зрения путают разные вещи: совершенное положение, которое верующий имеет во Христе как в Сыне Божием (в силу чего он даже «посажен на небесах во Христе Иисусе» — Еф 2:6), и духовную нужду верующего — слабого, греховного создания — пока он живет на земле. То, о чем говорит Иоанн в 1:9, можно сравнить с прощением, получаемым в семье.

Разве не ясно, что совершая ошибки, сын должен просить прощение у отца, хотя его положению в семье ничто не угрожает! Христианин, который никогда не просит прощения за свои грехи у Небесного Отца, едва ли ощущает, чем и когда огорчает Его. К тому же Господь Иисус Христос Сам учил Своих последователей просить прощение в молитве, которая явно была рассчитана на то, чтобы произносить ее ежедневно (судя по словам «хлеб наш насущный дай нам на сей день», стоящими перед «прости нам долги наши» — Мф 6:11−12).

Так что представление, будто верующие не должны изо дня в день просить прошение у Бога, — ошибочно. Но исповедание грехов апостол Иоанн не связывает с даром жизни вечной, получение которого зависит от того, верует ли человек в Иисуса Христа. Сказанное в 1:9 не относится, таким образом, к неспасенным людям, и попытки увязать это с вопросом спасения лишь вводят в заблуждение.

Можно также сказать, что коль скоро идеи хождения во свете или во тьме правильно воспринимаются на опыте, никакой трудности в понимании их не возникает. Слово «тьма» нужно понимать в этическом смысле. Если христианин теряет связь с Богом света, то попадает во тьму. Но исповедание греха или грехов вновь возвращает его в свет.

1Ин 1:10. Но согрешив, верующий не должен отрицать своего греха: Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в вас. Этот стих нужно рассматривать в прямой связи с предыдущим. Раз Слово Божие обличает верующего в грехе, то нужно с этим согласиться, а не пытаться отрицать свой грех. Настаивая на том, что он не согрешил, верующий тем самым делает «Его лживым». Возражая Слову Божиему, человек отвергает его, не дает ему места в своей жизни.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Иоанна, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Иоанна 1 глава в переводах:
1 Иоанна 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.