I. Первое возвращение и строительные работы при Зоровавеле (главы 1−6)

Значение этих глав не исчерпывалось запечатленностью в них фактов недавней истории; они направлены были на пробуждение религиозной ревности в первых читателях Ездры, которые поклонялись в только что восстановленном храме. Читая о процессе его восстановления, они сопереживали подвиг тех евреев, которые были его участниками, приобщались к той атмосфере личной жертвенности, в которой этот процесс протекал, а, значит, должны были ощутить потребность в активном и ревностном участии в жизни храма, которое было бы невозможно без восстановления столь же тесных отношений с Богом, какие существовали между Ним и некоторыми из их праотцов.

А. Манифест Кира (1:1−4)

Езд 1:1. Кир, царь Персидского царства, далеко раскинувшего в те дни свои границы (см. карту Персидской империи), издал манифест в коем всем израильтянам позволялось возвратиться в их страну и восстановить свой храм. Это было в первый год (538 г. до Р. Х.) Кира (имеется в виду первый год его владычества над Вавилонией, поскольку другими обширными территориями он уже правил к тому времени более 20 лет).

Кир сделался одним из владык тогдашнего мира, став царем города Аншана (древнейший город — государство, располагавшийся на территории Элама; полагают, что его местонахождение может быть приурочено к современной иранской провинции Хузистан). Затем Кир овладел (550 гг. до Р. Х.) Мидо-Персидским царством. Покорив, в октябре 539 года, Вавилон, он стал носить почетный и высочайший в глазах его современников титул «царя Вавилонского». (таблицу «Хронология событий так называемого «постссыльного» периода».)

Почитателем Иеговы Кир не был. И божественное внушение, которое, несомненно, он воспринял в контексте своих политических интересов и реальных событий своего времени, в центре которых стоял. (В этом смысле и надо понимать слова возбудил Господь дух Кира; они соответствуют излюбленной форме авторов библейских книг, выражая ту мысль, что в конечном счете все исторические события направляются рукой Всевышнего; Езд 1:1 сравните с Езд 1:5; 1Пар 5:26; 2Пар 21:16; 36:22; Иер 51:11; Агг 1:14.)

Итак, в свете своих политических устремлений Кир был заинтересован в создании «вокруг» своей империи «буферных», лояльных ему государств. Возвращая их народонаселение, некогда переселенное ассирийцами и вавилонянами, «по домам», Кир надеялся обрести милость и в глазах многочисленных богов этих народов. В дошедшем до нашего времени знаменитом документе древности, так называемом «цилиндре» Кира (относится к 538 г. до Р. Х.), читаем: «Все боги, возвращенные мною в свои города, да молятся ежедневно пред Белом и Набу (богами, которым поклонялся сам Кир; от ред.) о долготе дней моих».

Совершавшееся и в этот период человеческой истории, совершалось по воле Божией (во исполнение слова Господня, сказанного пророком Иеремией; Иер 29:10; сравните Иер 25:11−12). Подходили к концу 70 лет вавилонского пленения евреев. Первая их группа была депортирована в Вавилон в 605 г. до Р. Х. Манифест же Кира (538 год) вышел 67 лет спустя. К тому времени как народ возвратился и построил жертвенник (в 536 г.), семидесятилетие почти истекло.

Езд 1:2−3. По словам Кира, это Господь (Иегова), Бог небесный повелел ему построить храм в Иерусалиме. Эта же часть его манифеста записана в 2Пар 36:23. Манифест Кира был помещен на хранение в Екбатану — в этом книгохранилище его обнаружил (примерно в 520−518 гг. до Р. Х.) Дарий I (Езд 6:1−5).

Бог обещал «остатку» иудеев, что в качестве Его слуги поднимется некто Кир, который «восстановит» Его народ (Ис 44:28; 45:1, 13). Имя Кира — за 150 лет до провозглашения им его манифеста — назвал, под действием Святого Духа, пророк Исаия. Историк Иосиф Флавий писал в «Иудейских древностях», что Киру указано было на пророчество о нем в книге Исаии (Ис 44:28), и он захотел исполнить его.

Бог небесный (Которого Кир отождествляет с Богом Израиля (стих 3), пребывающим в Иерусалиме) — так величает Господа Ездра 9 раз (Езд 1:2; 5:11−12; 6:9−10; 7:12, 21, 23) (дважды); у него это выражение встречается чаще, чем в какой-либо другой книге Библии (во всех остальных книгах, написанных в пору изгнания и по возвращении из него, оно употреблено 10 раз: 2Пар 36:23; Неем 1:4−5; 2:4, 20; Дан 2:18−19, 28, 37, 44). Помимо того, эта фраза встречается в Ветхом Завете всего 4 раза: Быт 24:3, 7; Пс 135:26; Иона 1:9.

Смысловым ударением в Езд 1:2−3 на «доме Господа» определяется лейтмотив как этой, так и других книг, написанных после возвращения евреев с чужбины. Невозможно было бы преувеличить значение храма в жизни израильского народа. Ведь без храма не могла бы существовать и система жертвоприношений, которая была для евреев — в их отношениях с Богом — источником жизненных сил.

Езд 1:4. В указе Кира, кроме того, предписывалось всем иудеям, которые не пожелают вернуться в землю отцов, помочь возвращающимся материально, снабдив их серебром и золотом, и иным имуществом, и скотом, а также не скупиться на «доброхотные даяния» в пользу будущего храма. Это напоминает описанное в книге Исход; Бог, чудесным образом освободив еврейский народ из рабства, побудил египтян проводить его с аналогичными дарами (Исх 3:22; 11:2; 12:35).

Теперь Иегова предоставлял Своему народу возможность нового «исхода» из рабства в его обетованную землю; это явно перекликается с событиями времен Моисея и Иисуса Навина. В вавилонский плен евреи были угнаны потому, что систематически не исполняли своих обязательств по завету, которые были им разъяснены Моисеем после исхода из Египта. Но опять налицо были присутствие Бога и чудное действие Его в жизни Его народа.

Б. Реакция на манифест израильтян (1:5−11)

Езд 1:5−11. Религиозные вожди народа (священники и левиты), а также главы поколений (родов и кланов) двух племен — Иуды и Вениамина, в разное время уведенных в Вавилон, теперь возглавили возвращение их домой — ради построения храма. Всего возвращалось 49897 человек (2:64−65). Все соседи их, (очевидно, не только «остававшиеся» иудеи, но и жившие по соседству с ними язычники), подчинившись царскому указу, наделяли уходивших, каждый по мере сил, драгоценностями и имуществом (1:6). «Взнос» самого Кира состоял из возвращенного им храмового имущества, некогда взятого из дома Господня Навуходоносором.

Автором подробно перечислены золотые и серебряные сосуды, блюда, ножи и чаши, которые Навуходоносор унес из Иерусалима в 605 г. до Р. Х. (Дан 1:2), в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:13) и в 586 г. до Р. Х. (4Цар 25:14−15; Иер 27:16; 52:18−19; сравните Езд 5:14; 6:5; Дан 5:2−3); все это было им помещено в один из вавилонских храмов (предположительно, в храм верховного вавилонского бога Мардука).

Мифредат (имя персидское) был, как видно из текста, царским чиновником, хранителем сокровищ.

Общее число предметов, перечисленных в стихах 9−10, составляет 2499; между тем, в стихе 11 названа другая цифра: пять тысяч четыреста. Конечно, Ездра, аккуратный и пунктуальный во всем остальном, и писавший к тому же по вдохновению от Святого Духа, не мог «по небрежности» допустить путаницу в цифрах.

Представляется вероятным, что в стихах 9−10 им перечислены наиболее крупные и ценные предметы (общим числом 2499), а в стихе 11 подразумеваются либо предметы меньшей ценности, либо не только те, что были сданы Мифредатом (т. е. прежде принадлежавшие иерусалимскому храму), но и поступившие в качестве частных пожертвований; общее число их (названных в стихах 9−10 и подразумеваемых в стихе 11) и составило 5. 400.

Следующая проблема возникает в связи с Шешбацаром, который назван «князем Иудиным» (стих 8, 11). Четыре предположения высказываются в связи с этой личностью. 1) Шешбацар было персидское имя Зоровавеля. (Из 3:8−10 следует, что основание храму было положено Зоровавелем, а из 5:16 — что Шешбацаром.) Полагают, что Зоровавель (имя это значит «рожденный в Вавилоне») был внуком царя Иехонии (1Пар 3:17−19), который был уведен в Вавилон, но затем освобожден из плена (4Цар 25:27−30). Кровная связь с Иехонией объясняла бы титул «князя Иудина» (стих 8), если Шешбацар — то же лицо, что Зоровавель.

Странным, однако, кажется, что человек этот носил два языческих имени и не имел ни одного, которое свидетельствовало бы о его «принадлежности» к Иегове. Возникает и другой вопрос: если Зоровавель — тот же человек, что Шешбацар, то почему нигде, кроме как в Езд 5:15−16, он этим именем не назван? 2) Шешбацар был евреем, назначенным Киром на должность правителя Палестины, но вскоре после прибытия туда он умер и был заменен Зоровавелем.

Такая точка зрения, хоть и допустима, но убедительного основания под собой не имеет. 3) Шешбацар — то же лицо, что Шенацар в 1Пар 3:18, и в этом случае приходился Зоровавелю дядей. 4) Шешбацар был чиновником персидского царя, посланным в Палестину надзирать за тем, как исполняется повеление Кира. Если это так, то понятно, почему позднее «возвращенцы» обращаются к нему (Езд 5:15−16) как к лицу официальному (5:14 и толкование на 5:13−16).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Ездры, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.