I. Личная история Даниила (глава 1)
А. Даниил попадает в Вавилон (1:1−7)
Дан 1:1−2а. Первые два стиха Книги Пророка Даниила проясняют для нас обстоятельства пленения пророка: когда и как был он отведен в Вавилон. Книга открывается описанием событий, начавшихся в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского. Но дата, приводимая Даниилом, как будто бы противоречит сказанному в книге пророка Иеремии, что первый год (правления) Навуходоносора соответствовал четвертому году царствования Иоакима (Иер 25:1). Существует, по меньшей мере, два объяснения кажущегося противоречия.
Первое. Между еврейским и вавилонским календарными системами исчисления имелось различие. Еврейский новый год начинался в месяце Тишри (сентябрь-октябрь), тогда как вавилонский — весной, в месяце Нисан (март-апрель). И согласно вавилонскому календарю год, когда Навуходоносор осадил Иерусалим, действительно был четвертым годом правления Иоакима. Тот же год по-еврейски был третьим годом его правления. Почему таким образом не предположить, что Даниил, будучи евреем, предпочел хорошо ему знакомую еврейскую систему отсчета?
При втором объяснении исходят из вавилонского метода датирования каждого из царствований. Вот он: та часть царствования, которая предшествовала началу нового года в месяце Нисане, точнее, та часть года, в который совершилось вступление на престол, приравнивалась первому году царствования, из скольких месяцев ни состоял бы такой «укороченный год». Если предположить, что Иеремия следовал этому методу «датирования», то и получится, что год вступления Иоакима на царствование он считал первым годом его правления (даже если этот «год» состоял из нескольких месяцев).
А если при этом Даниил исходил из иудейского метода датирования царствований («отбрасывавшего» первые месяцы правления нового царя, которые предшествовали новому году), то принимал в расчет лишь три полных года правления Иоакима. Таким образом речь у обоих пророков, по всей вероятности, идет о 605 годе до Р. Х.
Даниил говорит о Навуходоносоре (чье имя означает «Набу защитил наследие мое») как о царе вавилонском. Между тем, в 605 году в Вавилоне царствовал его отец — Набополассар. О смерти его Навуходоносор получил известие, будучи на войне, и поспешил в Вавилон, чтобы занять трон отца (об этом во Вступлении, в разделе «Историческая обстановка»). Создавая свою книгу позднее, Даниил называет Навуходоносора «царем», исходя из того, что вскоре ему предстояло стать им.
Навуходоносор осадил Иерусалим в царствование Иоакима, 17-го царя Иудейского и старшего сына царя Иосии (сравните 2Пар 36:2 с 2Пар 36:5). Младший брат Иоакима — Иоахаз был посажен на трон Иудеи после того, как в 609 году их отец Иосия получил смертельное ранение в битве с фараоном Нехао. (таблицу «Пять последних царей Иудеи», в толкованиях на 4Цар 23:31−35.) Но Нехао низложил Иоахаза и, вместо него, посадил на трон Иоакима (2Пар 36:3−4).
Пророк Иеремия предупреждал Иоакима об угрозе вавилонского вторжения в Иудею. И наставления пророка народу Божиему, чтобы не оказывал халдеям сопротивления, но подчинился им, не прошли мимо ушей царя. Так что когда Навуходоносор осадил город, то сколько-нибудь значительного сопротивления ему со стороны иерусалимлян не было; царь Иоаким был взят халдеями в плен и отведен в Вавилон. Так Иудея попала в вассальную зависимость от Навуходоносора.
От этого вторжения Навуходоносора в иудейскую столицу ведут отсчет важного, с точки зрения пророчеств, периода времени — так называемого времени язычников (Лк 21:24). Оно соответствует протяженному историческому периоду, в который земля, данная Богом завета Аврааму и его потомкам, остается во владении языческих сил (Другими словами, народов, враждебных Богу завета), а трон Давидов остается незанятым кем-либо из праведных наследников царя Давида. «Время язычников», начавшееся в 605 г. до Р. Х. (со вторжения в Иерусалим войска Навуходоносора), продлится до возвращения Мессии. Тогда Иисус Христос подчинит Себе народы, освободит землю Израиля от язычников, которым она не принадлежит, и приведет народ Израиля в Тысячелетнее царство, где его ожидают благословения, обещанные ему по завету.
Бог заключил завет с Израилем на земле Моава (Втор 28−30) перед тем, как Его народ вошел в землю обетованную (Втор 29:1). В этом завете был сформулирован принцип взаимоотношений Бога с Его народом: повиновение Ему повлечет за собой благословения свыше (Втор 28:1−14), а неповиновение — наказания, кары (Втор 28:15−68).
Назначением последних, подчеркивал Бог, будет воспитание народа, исправление тех, кто станут уклоняться с путей, открытых им в законе Моисеевом, — так, чтобы в конечном счете народ, избранный Богом, сделался приемлемым для благословений свыше. Завершающей мерой в ряду наказаний, предусмотренных Богом и направленных на очищение и совершенствование Его народа, должно было стать сокрушительное поражение его силами язычников, изгнание его из земли обетованной и рассеяние между другими народами (Втор 28:49−68).
Моисей предупреждал народ Божий, что от кар небесных он не будет избавлен до тех пор, пока не отречется от грехов своих и не обратится всем сердцем к Господу, чтобы подчиниться наконец Его требованиям (Втор 30:1−10). Проследим, как осуществлялось это на протяжении древней истории евреев. Как известно, большая часть обитателей Северного царства (Израиля) была уведена в плен ассирийцами (в 722 г. до Р. Х.).
Время от времени (отнюдь не последовательно, не постоянно) в Южном царстве (в Иудее), памятуя о судьбе Израиля, следовали предостережениям, увещаниям пророков и обращались к Богу. По причине периодов покаяния и послушания в правления ее благочестивых царей, Иудея «продержалась» как государство еще более столетия.
Но чаще и в Южном царстве завет с Богом игнорировали, в частности, нарушали субботние дни и годы (Иер 34:12−22), безудержно предавались идолопоклонству (Иер 7:30−31). Не удивительно, что в согласии с записанным во Втор 28 суду подверглась и Иудея. Орудием Своего «дисциплинарного воздействия» Бог избрал Навуходоносора (Иер 27:6; Авв 1:6).
Дан 1:2б−4. По религиозным представлениям древних, побеждая своих врагов, они побеждали их богов, ибо национальное могущество каждого народа отождествлялось с таковым его национального божества, или божеств (4Цар 18:33−35). Отсюда непременной частью военных трофеев тех же ассирийских и вавилонских завоевателей были статуи местных богов, которых они подносили в дар своим божествам — «победителям».
Поскольку изображения Иеговы в иерусалимском храме не было, Навуходоносор отправил в землю Сеннаар (древнееврейское название всей вавилонской территории; Быт 10:10; 11:2; 14:1; Ис 11:11; Зах 5:11) священные сосуды из дома Божия, которые были внесены в сокровищницу главного халдейского бога Бала, или Мардуха (сравните с 2Пар 36:7; толкование на Дан 4:5).
В стихах 3−4 читаем, что по воле царя в Вавилон были отправлены «отроки» из знатных родов (царского и княжеского). (Заметим, что Иосиф Флавий считал Даниила родственником царя Седекии.) Это было обычной практикой вавилонских, а прежде — ассирийских государей, и делалось с целью соответствующего воспитания при дворе царя-завоевателя юных аристократов из покоренных народов; подробнее об этом рассказано во Вступлении к толкованиям на Книгу Пророка Даниила.
Очевидно, под «евнухами», начальником которых был Асфеназ, понимаются не евнухи в буквальном смысле слова, а высокопоставленные чиновники царского двора (сравните с 3Цар 22:9; 4Цар 25:19; Ис 39:7).
Дан 1:5. То, о чем Даниилом вкратце сказано как о «научении книгам и языку Халдейскому» (стих 4), на сегодня подробно известно из открытых археологами письменных памятников тех времен. Программа обучения малолетних пленников включала в себя множество предметов, в том числе языки, историю, право, «боговедение» (сведения о различных богах), астрологию, астрономию, математику, агрокультуру.
Дан 1:6−7 Количестве иудеев, уведенных халдеями в плен в 605 г. до Р. Х., не говорится, и лишь четверо из них названы по имени — в связи, очевидно, с той значительной ролью, которую им предстояло играть в Вавилоне. Хотя значение этих имен не всегда толкуется однозначно, есть основания полагать, что в каждом из них имело отзвук почитание Ягве. Но поскольку Даниилу и его друзьям предстояло сделаться высокими должностными лицами при вавилонском дворе, имена их были заменены на вавилонские. Каждое из новых имен имело в своем «составе» название одного из главных халдейских божеств.
Так, в имени Валтасар — это Бал, или Бел (оно означает «Бал, защищай его жизнь»); в именах Седрах и Мисах «прочитывается» название бога Аку, а в имени Авденаго — бога Нево; все они содержат в себе те или иные понятия, связанные с указанными богами. Смысл этих переименований заключался, конечно, и в том, чтобы «свидетельствовать» и напоминать о недавней победе халдейских богов над иудеями и их Богом (толкование на стих 26).
Б. Преданность Даниила Богу (1:8−16)
1. РЕШЕНИЕ ДАНИИЛА (1:8)
Дан 1:8. Предлагать почетным пленникам яства и питие со своего стола было в обычае восточных царей. Но в глазах благочестивого иудея, каким был Даниил, яства эти были нечисты — уже потому, что приготовлены были язычниками, и, конечно, по «составу» своему и способу изготовления они не соответствовали законам о пище, оставленным Моисеем. Несомненно и то, что прежде чем попасть на царский стол, «яства» предлагались языческим богам.
Принять такую пищу значило бы нарушить то, что записано в Исх 34:15. Что касается вина, то и тут возникали схожие «проблемы». Воздерживаясь от крепких напитков, употребление которых в Ветхом Завете осуждалось (к примеру, Притч 20:1; Ис 5:11), евреи обычно разбавляли вино водой, иногда в больших пропорциях (от 1 части к 3 до 1 к 6 и даже к 10). Вавилоняне этого не делали. Отсюда ясно, что потребление как пиши, так и вина со стола Навуходоносора осквернило бы еврейских юношей ритуально.
Но поскольку Даниил был полон решимости делать лишь то, что угодно Богу, то и положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином. В чужой земле, в условиях чуждой ему культуры, он намерен был твердо держаться закона своего Бога. Потому и обратился с просьбой к начальнику евнухов.
2. ПРОСЬБА ДАНИИЛА УДОВЛЕТВОРЕНА (1:9−14)
Дан 1:9−10. Реакция на нее Асфеназа (несмотря на то, что Бог даровал Даниилу его благорасположение понятна: ведь он лично был ответственен перед Навуходоносором за физическое и духовное благополучие юных иудейских аристократов, в которых царь был заинтересован. Заметим, что Иосиф Флавий присовокупляет к этому библейскому рассказу замечание, что Даниил просил Асфеназа брать их пищу себе, а им присылать лишь овощи и фрукты.
Дан 1:11−14. Нерешительность (боязнь) Асфеназа побуждает Даниила обратиться к их «непосредственному начальнику» Амелсару (собственно, это не имя, а название его должности — «виночерпий») — с просьбой «сделать над ними опыт»: в течение десяти дней кормить их лишь растительной пищей, а поить водой. Можно только предполагать, почему Амелсар оказался смелее Асфеназа: возможно, потому, что непосредственной ответственности перед царем за знатных пленников не нес, а, может, потому, что за столь короткий срок, как «десять дней», они едва ли могли заметно «похудеть» в результате предложенного Даниилом «опыта».
И все-таки вряд ли Амелсар решился бы удовлетворить просьбу Даниила на свой страх и риск. Скорее всего он получил разрешение на это «начальника евнухов», что говорит о психологическом в этом случае воздействии Бога на халдейских сановников — в интересах тех, кто исполнены были желания повиноваться Ему, т. е. Даниила и его друзей.
3. БЛАГОЙ РЕЗУЛЬТАТ (1:15−16)
Дан 1:15−16. Когда по истечении десяти дней оказалось, что лицом и телом еврейские юноши выглядят лучше других пленников, питавшихся царскими яствами, то Амелсар без колебаний уже стал заменять им кушанье и вино с царского стола «овощной диетой» (кстати, соответствующее еврейское слово, по-видимому, подразумевает, что в состав ее входила и пища, приготовленная из зерна).
В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17−21)
Дан 1:17. Здесь подчеркивается та мысль, что высокого развития интеллекта и того, что зовется мудростью, Даниил и трое его друзей достигли не столько благодаря разностороннему халдейскому образованию (толкование на стих 4), сколько по Божией благодати. Явившим искренность и твердость в благочестии Бог даровал многое знание и высокую ученость. А Даниилу — и редкую способность разуметь всякие видения и сны.
Тут надо заметить, что людям всегда было свойственно желание «проникнуть в будущее», пользуясь теми или иными средствами, в частности, через отгадывание снов. В принципе гадания, волшебство, чародейства всякого рода Израилю были запрещены (Втор 18:9−13), хотя толкование снов (по воле Божией!) известно из еврейского Священного Писания (Быт 40−41). В языческой среде, в том числе в Вавилоне, практика чародейства, ворожбы и гаданий, напротив, была весьма распространена.
Дан 1:18−21. По окончании тех дней — подразумевается трех лет, отведенных на «воспитание» иудейских «отроков» (стих 5). Итак, по истечении этого времени начальник евнухов представил Навуходоносору своих четырех воспитанников, и царь, после беседы с ними пришел к выводу, что равных или подобных им по уму и образованности нет в Халдее. И стали они служить пред царем.
В стихе 20 говорится о несоизмеримом превосходстве юношей над всеми тайноведцами и волхвами Халдейского царства. Тут необходимо пояснение, что под таковыми, как и под упоминаемыми в дальнейшем гадателями, чародеями (к примеру, 2:2) и т. п., понимались носители и «стражи» древних оккультных знаний, практиковавшие в той или иной форме (и посредством различных приемов) контакты с силами мира иного. В Библии их порой называют хранителями тайной мудрости (обычно ими были представители жреческого сословия).
Как бы ни назывались они на страницах Книги Пророка Даниила, «строгой разграниченности» между тем, что делали они, призывая себе на помощь духов, не было. Вероятно, поэтому Даниил, говоря о них, неоднократно называет их общим термином «мудрецы» (2:12−14, 18, 24, 48; 4:6; 5:7−8, 15). Заметим, впрочем, что под «тайноведцами» понимались, как полагают, знатоки священной халдейской письменности, с помощью которой сновидения толковались в религиозном смысле, а также заклинатели злых духов. Гадатели (они же — волхвы; сравните 1:20) изъясняли разного рода видения и предсказания. Чародеями назывались колдуны, действовавшие через наведение чар и употреблявшие для этого кровь жертвенных животных.
Нельзя не сказать следующее: то обстоятельство, что Даниилу Бог дал способность «угадывать» и толковать видения и сны (1:17), означало, что именно через него угодно было Господу ставить в известность Навуходоносора (на протяжении долгого правления этого вавилонского монарха) о будущих событиях и объяснять ему их значение. Это в каком-то смысле сравнимо с миссией Израиля в будущем Тысячелетнем царстве (Зах 8:21−23), к исполнению которой Бог готовил его от начала. Ибо отделил его от других народов как «царство священников» (Исх 19:6).
В качестве такового (синоним этого термина — «царственное священство») Израилю должно было стать светом для народов (Ис 42:6; 49:6), проводником Божиих откровений остальному миру, не знавшему истинного Бога. Светильником, неугасимо горевшим в скинии (храме), евреям постоянно об этом напоминалось. Что же касается Даниила, то в процессе своего служения при царе вавилонском он, применительно к нему, исполнял эту функцию — как представитель Бога в среде язычников. Служение Даниила в Вавилоне продолжалось до поражения этой империи персидским царем Киром — в 539 году до Р. Х. История этого служения не может не напомнить о словах Господа: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар 2:30).
Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.