Г. Пир Валтасара (глава 5)

I. ОПИСАНИЕ ПИРА (5:1−4)

События, описанные в главах 1−4 Книги Пророка Даниила, происходили в царствование Навуходоносора, который расширил пределы Вавилонской империи и укрепил ее. Он умер в 562 г. до Р. Х., процарствовав 43 года. Постоянной деградацией государственной жизни, не прекращавшимися интригами и сопутствовавшими им убийствами отмечены последующие годы вавилонской истории — вплоть до низвержения некогда могучего Халдейского царства Киром — в 539 году до Р. Х.

Навуходоносору наследовал его сын — Евильмеродах, правивший два года (562−560 гг. до Р. Х.; 4Цар 25:27−30; Иер 52:31−34). В августе 560 года Евильмеродах был убит Нериглиссором, зятем Навуходоносора — мужем родной сестры Евильмеродаха. Он правил четыре года (560−556 гг. до Р. Х.); пророк Иеремия называет его Нергал-Шарецером (Иер 39:3, 13). По смерти Нериглиссора на вавилонский трон сел его юный сын — Лабаш-Мардук, который через два месяца (в мае-июне 556 года) был убит Набонидом.

Набонид правил империей 17 лет (556−539 гг.до Р. Х.). (таблицу «Цари Ново-Вавилонской империи» — во Вступлении к комментариям на Книгу Пророка Даниила.) Немало усилий приложил Набонид, чтобы восстановить былую славу Вавилонской империи. Однако по ряду причин он меньше времени провел в столице (7 из 17 лет) чем за пределами ее: он укреплял и защищал границы царства, воевал с Едомом, захватил часть Аравии, где прожил какое-то время; кроме того, Набонид лично руководил реставрацией старинных храмов халдейских богов, преимущественно на юге страны.

Последнее, возможно, объяснялось влиянием на Набонида его матери, которая была верховной жрицей бога луны Сина (в Харране). Это обстоятельств, кстати, вызывало все возраставшее недовольство против царя со стороны жрецов бога Мардука. Им в реставрации храмов других богов виделось посягательство на авторитет верховного бога. Кроме того, на восстановление храмов (как и на военные действия) требовалось немало средств, из-за чего Набонид постоянно увеличивал поборы со своих подданных. Не удивительно, что популярность этого царя в народе была невелика.

Валтасар был старшим сыном Набонида, которого отец назначил своим соправителем. (Напомним, что ссылка на Навуходоносора как на отца Валтасара — в 5:2, 11, 13, 18 — делается в том смысле, что Навуходоносор был его «предком» (дедом), одним из тех, кто занимал вавилонский престол прежде него.) Именно как соправитель назван Валтасар царем в стихе 1.

Дан 5:1. Пиршество, о котором тут говорится, происходило в условиях осады вавилонской столицы мидийцами и персами. К тому времени царь Кир уже овладел значительной частью Малой Азии и окружил Халдею со всех сторон. Однако город Вавилон даже ему казался крепостью едва ли не неприступной (по свидетельству греческого историка Геродота; сравните с 4:27). Не говоря уж о самих вавилонянах, которые и в условиях вражеской осады чувствовали себя в безопасности.

Потому, в частности, что пищи в городе было запасено лет на 20. По тем же причинам весело и легкомысленно пировал вавилонский царь-соправитель Валтасар. Самоуверенность и веселье его объяснялись, вероятно, и тем, что в октябре 539 года, когда персидская армия под руководством своего главнокомандующего Гобрия осадила халдейскую столицу, Валтасару было 15−16 лет.

Между прочим, раскопками археологов в Вавилоне был открыт огромный зал более 17 метров в ширину и более 50 — в длину. Такая «комната» вполне могла служить пиршественным залом для тысячи вельмож.

Дан 5:2−4. Обычное для халдеев пиршество вдруг выливается в святотатственное действо по отношению к Богу Израиля, перед истинностью и могуществом Которого склонился, как известно, дед Валтасара — Навуходоносор (4:34). Юный царь, опьянев (вкусив вина), приказал принести священные сосуды из храма Иерусалимского которые вынес оттуда Навуходоносор. И когда приказание его было исполнено, превратил их в пиршественные чаши, из которых стали пить вино вельможи его, жены и наложницы, воспевая хвалебные песни своим языческим богам.

2. ОТКРОВЕНИЕ ЦАРЮ (5:5−12)

Дан 5:5−7. Столь же внезапно пьяное веселье было прервано охватившим пирующих чувством ужаса: царь и его гости увидели, как словно бы из стены вышли персты руки человеческой и стали писать на той ее части, которая была освещена пиршественной «лампадой».

В результате раскопок на территории Вавилона было установлено, что внутренние стены домов халдеи покрывали особого состава «штукатуркой», на которую затем накладывали слой белой мастики. Настенные росписи, иногда целые картины, служили обычным украшением внутренних стен. Но тут на стене чертога царского явилась вдруг «живая роспись», и все увидели кисть руки, которая писала. Невольно представляется, что юный царь, видимо, поднялся в панике со своего ложа, и, читаем, изменился в лице; колена его задрожали.

В ужасе закричал он, чтобы привели придворных мудрецов, чародеев и гадателей. Тому, кто прочитает написанное на стене и объяснит ему значение его Валтасар обещал высокую награду: одежду из пурпурной ткани, изготовлением которой славился Вавилон, и золотую цепь на шею. А также положение третьего правителя в царстве. Этим, заметим, подтверждается, что сам Валтасар был в царстве «вторым лицом» (после своего отца Набонида). Прочитавшему таинственные письмена была таким образом обещана власть, уступавшая власти только принца Валтасара.

Дан 5:8−12. И вошли все мудрецы царя, но прочитать и объяснить значение написанного на стене им оказалось не по силам. Заметим, что древнееврейские богословы объясняли это особым тайным (возможно, каббалистическим способом, в обратном, к примеру, порядке) написанием арамейских слов; так или иначе, от неспособности «всех мудрецов» прочесть их они сделались в глазах пирующих еще более зловещими. Из состояния полной беспомощности Валтасара вывела царица, которая, услышав о появлении таинственных слов на стене, вошла в палату пиршества.

Она не была женой Валтасара — жены и наложницы его пировали вместе с ним; кроме того, жена восточного деспота и не могла, не будучи позвана, войти к царю да еще подать ему совет в присутствии его приближенных. Царица, по-видимому, была матерью или бабушкой Валтасара (Иосиф Флавий полагает, что матерью). Сыном Навуходоносора она называет его в значении его потомка.

Итак, она советует ему обратиться к Даниилу, в котором, по ее словам, дух святого Бога. Царь Навуходоносор, говорит она, убедившись в необычайной его мудрости и способности толковать загадочное и разрешать узлы (т. е. все непонятное и трудное для других людей), объявил его первым (главою именно в этом значении; толкование на 4:6) среди всех своих тайноведцев и гадателей.

3. ВАЛТАСАР ОБРАЩАЕТСЯ К ДАНИИЛУ (5:13−16)

Дан 5:13−16. «Ты ли Даниил, один из пленных сыновей Иудейских? «Судя по этому обращению, Валтасар не знал о Данииле и впервые услышал о нем от своей матери. Возможно, и нота пренебрежения прозвучала в словах юного царя: для него Даниил — «один из тех», над Богом которых он только что глумился. Почему же соправитель Набонида не знал Даниила, прославившегося на всем Востоке своей мудростью? Полагают, что по причине многолетних смут и дворцовых переворотов, следовавших друг за другом после смерти Навуходоносора.

В этой атмосфере неизбежны были и скорые смены царских сановников и приближенных: они быстро сходили со сцены. Вполне возможно, что и Даниил был в одно из правлений удален от царского двора; так, в 8:1 мы читаем, что «в третий год царствования Валтасара» Даниил находился в Сузах (если это не было в видении его).

4. ОТВЕТ ДАНИИЛА (5:17−28)

Дан 5:17−21. Даниил, будучи пророком Господним, готов открыть царю тайну слов, но делать это из корысти не хочет. Потому и отказывается от наград, предложенных Валтасаром.

В своем ответе царю Даниил резюмирует урок, который извлек дед его Навуходоносор из обращения Всевышнего Бога с ним. Бог всемерно возвысил Навуходоносора и дал ему огромную власть над людьми. Но поскольку сердце Навуходоносора надмилось, и дух его ожесточился, и позабыл он, что высшая власть над миром принадлежит не ему, а Богу, то и был он свергнут с царского престола и лишен всей своей славы (стих 20). В стихе 21 Даниил говорит о душевной болезни Навуходоносора, продолжавшейся семь лет. В народе о ней, скорей всего, не знали, но для царской семьи, а, значит, и для Валтасара, это секретом не было (5:22).

Дан 5:22−24. Итак, юный царь знал о духовном и житейском опыте своего деда, однако, урока из него извлечь не пожелал. Более того: он бросил открытый вызов Господу небес, обратив священные сосуды из Дома Его в пиршественные чаши, из которых он и его вельможи, жены, и наложницы, пили, вино, славословя своих языческих богов, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют. Истинного же Бога, от Которого зависят и жизнь и судьба, Валтасар не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертаны эти непонятные им слова, справедливо приведшие их в ужас.

Дан 5:25. Ибо в них начертан приговор Валтасару и его царству. И Даниил прочитал краткое «начертание» на белой стене, всего три слова. Прочитал и последовательно объяснил значение каждого из них. Все три арамейских слова так или иначе относились к процессу измерения, взвешивания и разделения в процессе взвешивания.

По смыслу они связаны были с денежными арамейскими единицами — миной и шекелем. Никакого, казалось бы, отношения к происходившему в стране и в пиршественном зале они не имели, так что халдейские мудрецы, если бы и прочитали «начертание на стене», объяснить его не сумели бы. Другое дело Даниил — пророк истинного Бога.

Дан 5:26−27. Итак, МЕНЕ, объявил он, означает, что Бог, исчислил продолжительность царствования Валтасара и положил конец ему. Смысл слова ТЕКЕЛ в том, что Бог «взвесил на весах» юного соправителя Набонида и нашел его очень легким. Если представить себе, что на одну чашу «Божиих весов» положены нормы угодных Ему праведности и разумения, а на другую — то, что составляло нравственный, умственный и духовный «багаж» Валтасара, то эта «вторая чаша» немедленно подскочила бы вверх: слишком «легким», несостоятельным во всех отношениях оказался бы сын Набонида.

Дан 5:28. ПЕРЕС — ед. число от УПАРСИН (стих 25). Даниил объясняет значение этого слова: разделено будет царство твое и дано Мидянам и Персам. Меняя в третьем случае множественное число на единственное, Даниил нарочито прибегает к игре слов: в оригинале слова «разделено» и «Персам» созвучны друг другу. Таким образом, смысл таинственного начертания на стене состоял в том, что по причине нравственной и духовной деградации царя и его царства Бог кладет конец Вавилонской империи, отдавая ее во владение мидянам и персам.

5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТКРОВЕНИЯ (5:29−31)

Дан 5:29−31. Выслушав свой приговор, Валтасар, тем не менее, исполнил обещанное тому, кто отгадает письмена на стене. Заявив о своем нежелании открывать истину корысти ради (стих 17), Даниил не стал, однако, вступать в спор с царем, часы которого были сочтены, и принял награды его. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит (стих 30).

Согласно вавилонской хронике соправитель Набонида погиб не через несколько часов, а через несколько дней — после торжественного въезда в Вавилон царя Кира. Его убил Гобрий, главнокомандующий персидской армии (предполагают, что ему стало известно о заговоре, который Валтасар готовил против Кира). О Дарий Мидянине в толковании на главу 6. Вернемся, однако, к Вавилону, еще осажденному. Как уже говорилось, пищевых запасов в нем хранилось лет на 20. Через город, с севера на юг, протекала река Евфрат, так что и недостатка в воде у жителей столицы возникнуть не могло.

Стены ее действительно были неприступны. И все-таки Валтасаром владело ложное чувство безопасности: город его взят был хитростью. Вот что произошло. Осаждавшая Вавилон армия персов, которой командовал Гобрий, разделилась на две части: одна расположилась на севере, где Евфрат втекал в город, а другая на юге, где он вытекал из него. Затем персидские воины прокопали канал и отвели воду реки на север от города — в ближайшее озеро.

После этого уровень воды в Евфрате понизился, и персы сумели проникнуть в город, пройдя под воротами шлюза. А поскольку самоуверенные халдеи не охраняли стен внутри своей столицы, то, войдя в нее, персам оставалось лишь взять ее без боя. Что они и сделали. Примечательно, что в падении Вавилона исполнилось не только пророчество Даниила, но и то пророчество, которое прежде него произнес Исаия (Ис 47:1−5). Датой падения халдейской столицы считается 12 октября 539 г. до Р. Х.

Возвышение на исторической арене мидян и персов соответствует второй фазе времени язычников (серебряные грудь и руки истукана в Дан 2). События, описанные в 5-ой главе этой книги, свидетельствуют, что Бог, обладающий высшей властью, действует в мире в согласии с планом, предопределенным Им. События эти являются также прообразом конечного поражения Им всех языческих сил, противодействующих Ему в нашем мире. На протяжении истории нравственное и духовное разложение их постоянно усугубляется, но по мере его их сопротивление Богу только нарастает. Конец ему будет положен во второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа (Откр 19:15−16; сравните с Пс 2:2−6).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.