Б. Откровение о 70 «седьминах» (глава 9)

1. ПОВОД К НИСПОСЛАНИЮ ДАНИИЛУ ОТКРОВЕНИЯ (9:1−3)

Дан 9:1−3. Это был 539 год до Р. Х. Относительно Дария, из рода Мидийского в толковании на 6:1.

Даниил говорит, что, исследуя книги пророков, он сообразил (при буквальном переводе с еврейского — «обратил внимание на то,»), что Иеремия пророк (Иер 25:11−12) ставит в прямую связь крушение Вавилонской империи с завершением 70-летнего пребывания иудеев в плену у вавилонян (по-русски выражено фразой семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима). Очевидно, Даниил вновь и вновь возвращался к этому мыслью: ведь указанный Иеремией период времени (70 лет) подходит к концу, 66 лет минуло уже с тех пор, как он, Даниил, живет на чужбине. И все иудеи, приведенные в Халдею против своей воли, остаются в изгнании.

Напомним, что пророчество Иеремии (в части поражения «царя Вавилонского») исполнилось как бы «сразу»: вот Валтасар видит на стене роковые письмена, которые ему «расшифровывает» Даниил (5:25−28, 30), и после этого происходит стремительное (в историческом плане) завоевание мидо-персами «царства Халдейского». Но долго ли еше оставаться в изгнании иудеям? Не по грехам ли их «медлит» Господь с полным осуществлением откровения, посланного в свое время Иеремии? Мысли об этом не оставляли Даниила, и вот он со страстною молитвою обратился к Господу Богу, чтобы получить ответ на мучившие его вопросы.

2. МОЛИТВА ДАНИИЛА (9:4−19)

а. Исповедание грехов (9:4−14)

Дан 9:4−6. Напомним о принципе обращения Бога с избранным Им народом, который был ему открыт Моисеем: послушание народа будет награждаться благословениями его свыше, неповиновение же повлечет за собой наказание. Одной из мер повторяющегося «дисциплинарного воздействия» явятся для Израиля военные поражения, которые он станет терпеть от язычников, с последующим подчинением их власти (Втор 28:48−57, 64−68). Подтверждением того, что принцип этот неизменно осуществляется на практике, и было пребывание иудеев в плену у вавилонян.

Даниил вполне сознавал, что без искреннего покаяния в грехах своих и вине невозможно вновь снискать Божию милость. Он и обращается к Богу с молитвой покаяния, как бы представляя свой народ и выступая ходатаем за него. От имени народа он признает, что, да, согрешили они, поступали беззаконно, действовали нечестиво и упорствовали в нечестии своем, отступая от заповедей и постановлений Господних, не слушая пророков, которых Он посылал всему народу и царям его и вельможам.

Дан 9:7−11. Даниил признает, что Бог праведен (у Него правда), и им перед лицом Его остается лишь краснеть от стыда — и тем, что остались в Иерусалиме, и тем, которых Он изгнал «в страны ближние и дальние» за безобразия их. Они наказаны по заслугам, ибо Он Бог милосердный и готовый прощать кающихся.

Дан 9:12−14. Судей, судивших нас в стихе 12 надо читать в значении «правителей наших, управлявших нами». Первую фразу в стихе 14 правильнее читать в том смысле, что Наблюдал Господь все это зло наше и обратил последствия его на нас.

б. Мольба (9:15−19)

Дан 9:15−19. Вновь и вновь связывает Даниил нынешнее положение иудейского народа с грехами его в прошлом: их самих и отцов их. На заре их истории Бог явил им безмерные милость Свою и славу, когда вывел народ Свой из земли Египетской, а они не переставали с тех пор грешить перед глазами Его. И горестную участь народа, который сегодня в поругании у всех, заслужили. За беззакония их в прошлом Иерусалим ныне попирается язычниками, и святилище Господа, которое в этом городе Его, опустошено (разрушено).

За исповедью Даниила следует мольба его от имени народа: мы повергаем моления наши пред Тобою (стих 18). В полной мере сознавая нечестие народа (не на праведность нашу уповаем мы — стих 18), он взывает к милосердию и праведности Бога (два эти понятия здесь, по-видимому, сливаются у пророка в одно; сравните «всю правду» (праведность) в стихе 16 с «великим милосердием» в стихе 18). В силу праведности и милосердия Твоих, молит Даниил, отврати гнев Твой, от града Твоего и от святой горы Твоей. Соверши это ради Тебя Самого, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем, Господи, услышь! Господи, прости нас! (стихи 16, 19)

3. ОТВЕТ ГОСПОДА (9:20−27)

е. Весть, принесенная Гавриилом (9:20−23)

Дан 9:20−21. Пророк еще не окончил молитвы своей, когда на нее пришел ответ свыше. Ему явился небесный посланник Гавриил, уже известный ему по прежнему его видению (8:15−16). Даниил ощутил прикосновение его. Это было около времени вечерней жертвы. Напомним, что в согласии с Моисеевым законом жертвоприношения в храме (скииии) совершались дважды в день — утром и вечером (Исх 19:38−39; Чис 28:3−4; в этой связи толкования на Дан 8:14). И хотя в дни Даниила храм был разрушен, так что совершение жертвоприношений прекратилось за несколько десятилетий до этого видения пророка, он, по всей вероятности, в часы, назначенные для принесения жертвы, совершал молитвенное служение Богу. Всего он молился трижды в день (6:10).

Дан 9:22−23. Хотя прямо из Данииловой молитвы это не следует, но его, видимо, сильно занимало, что же уготовал Бог Израилю в свете открытого Им пророку Иеремии (стих 2 и Иер 25:11−12). Что будет с ним по истечении 70 лет вавилонского пленения? В двух предшествовавших видениях, ниспосланных Даниилу (Дан 7−8), грядущие события раскрывались главным образом в контексте судеб языческих народов, начиная с халдеев.

И вот теперь архангел Гавриил был послан Богом, чтобы ответить на желание Даниила узнать об уготованном Им Его народу — вплоть до завершения всего обещанного ему в Царстве Мессии. Помочь Даниилу, снискавшему благоволение у Бога (по-русски передано во фразе ибо ты — муж желаний), уразуметь видение, посылаемое ему теперь, и вникнуть в слово, которое он услышит, и прилетел Гавриил.

б. О том, что будет происходить на протяжении семидесяти «седьмин» (9:24)

Дан 9:24. Заметим прежде всего, что в виденье Иеремии, как и других пророков, время освобождения иудеев из плена вавилонского как бы сливалось со временем пришествия Мессии (Иер 30:8−10, 18−22; 31). Даниилу первому было показано, что между этими двумя событиями пройдет много лет. Он первый из пророков был «поставлен в известность» («Итак знай и разумей» — стих 25) о том, что Божий план в отношении Израиля будет осуществляться на протяжении семидесяти седьмин.

Для Даниила, размышлявшего о Божием плане в категориях земного времени, т. е. недель, месяцев, лет (стих 2; сравните Иер 25:11−12; 2Пар 36:21), естественно было и седьмины, о которых сказал Гавриил, понимать как годы. Если мы оперируем, применительно ко времени, понятием декад («десятеричного» времени), то Даниил и его современники мыслили в понятиях времени седьмиричного (гептад), т. е. такого, которое «состояло» из семи частей, чему бы эти части ни соответствовали. Так семь дней составляли (впрочем, и составляют) неделю.

И именно в этом значении седьмина, или седмица, нередко в Ветхом Завете употребляется, в том числе и у Даниила (10:2, 3). Каждый седьмой год считался в ветхозаветное время субботним годом покоя (Лев 25:1−7). Через каждые семь таких «седьмин» наступал по Моисееву закону Юбилейный год (Лев 25:8−12). Что же понимать под «седьминой Даниила» в главе 9? Неделю? Месяц? Год? В главе 10, подразумевая неделю, пророк говорит о «седмице дней». Очевидно, он и тут выразился бы так же, если бы имел в виду неделю.

Но не только поэтому речь здесь, конечно, не о неделе. А и потому, что подразумеваемые в откровении события не могли бы «уложиться» в 70 недель, или в 490 дней. Не приходится говорить и о 70 месяцах (около 41 года) — и потому, что их тоже было бы «недостаточно», и потому, что месяцы на древнем Востоке весьма отличались друг от друга по своей протяженности и, следовательно, не были устойчивой единицей измерения. Итак, Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или о 490 годах, в которые произойдет то, что предусмотрено Богом для народа израильского (народа твоего) и Иерусалима (святого города твоего).

В пределах этого промежутка времени Бог совершит (и завершит!) для Израиля (речь в пророчестве, повторим, идет именно о нем, а не обо всем мире и не о Церкви) шесть вещей. Первые три касаются его греха; вторые же три связаны с Царством Мессии. Основание для первых трех будет положено крестным подвигом Христа. Но полностью осуществлены все шесть будут, при участии Израиля, во Второе пришествие Его.

1) По прошествии семидесяти «седьмин» Бог «покроет преступление» народа Своего. Евр глагол кала, употребленный здесь, означает «класть чему-то конец». То-есть Бог положит конец греху неповиновения Ему со стороны Израиля; это произойдет во Второе пришествие Христа, когда израильтяне покаются перед своим Мессией и обратятся к Нему как к Спасителю своему. После чего народ будет восстановлен в своей земле, и Господни благословения пребудут на нем (не об этом ли просил Даниил в своей молитве!).

Центральным (по смыслу) в израильском праздничном календаре, в ветхозаветное время, был День очищения (Лев 16). В этот день народ собирался перед Богом, признавался в своих согрешениях и, чтобы покрыть грех (преступление), приносил жертвы, кровь которых проливалась на алтаре. Этими жертвами грех Израиля покрывался на 12 месяцев — не навсегда (Евр 10:1−3).

Необходимо было принести Богу такую жертву, которая, удалив («покрыв») все накопившиеся грехи, «перманентно» удаляла бы их впредь. Именно такую жертву принес Иисус Христос, искупив смертью Своей все грехи, «не покрытые» прежде, уплатив за них высокую цену (Рим 3:25). Таким образом искупительный подвиг Его на кресте сделал для Него возможным «покрыть преступление» Израиля в будущем.

2. Бог «запечатает грехи» Израиля. Евр глагол хатам, употребленный здесь, встречаем во Втор 32:34; Иов 14:17. Смысловой оттенок фразы в том, что запечатанное «сохранено» будет для последующего наказания. Или: грех Израиля будет наказан до конца. Напрашивается мысль о Христе, в Котором он будет наказан, — ведь это Ему предстояло понести на Себе грех мира, а, значит, и Израиля, и принять на Себя его наказание, стать его заместительной Жертвой. В результате этого Он сможет, во Второе Свое пришествие, полностью удалить грех Израиля (Иез 37:23; Рим 11:20−27).

3. Бог загладит беззакония. Евр глагол капар, который стоит здесь, имеет то же значение, что «искупать» или «покрывать», и употреблен в том же смысле. В сущности все три действия (или три «вещи»), перечисленные в первой половине стиха 24 (покрыто, запечатаны, заглажены), развивают и дополняют друг друга. Ибо все три относятся к конечному искуплению Богом Израиля (уготованному ему крестным подвигом Христа), когда Израиль покается в «беззакониях» своих во Второе пришествие Мессии. Вдумываясь в последовательность этих действий, не следует упускать из виду израильский День очищения.

Ибо, установив его. Бог заложил основу для Своих взаимоотношений с народом, «повинным в преступлениях», — основу, которая удовлетворяла бы Его неземной праведности. Кровь, которой окропляли крышку ковчега завета (Лев 16:14), делала возможным обитание Бога в среде грешного Его народа. Обещанное Даниилу в его видении должно было осуществиться в согласии с тем же «принципом»: Бог пребудет в общении с грешниками и, в частности, с грешниками-израильтянами благодаря крови Христа, пролитой Им на кресте. Удовлетворенный жертвенной кровью Христа, Бог искупает, или заглаживает, грех.

4. Вторые три действия (или вещи) соответствуют позитивным аспектам Божией программы. Чтобы приведена была правда вечная, Форма евр. глагола, переведенного как «приведена», подразумевает «вызвать к жизни», «побудить прийти». Тут пророчество о том, что Бог утвердит правду, или праведность, на века, в которые на смену греховному состоянию людей придет нечто новое — состояние человека оправданного, пребывающего под Божией благодатью. Осуществится это в тысячелетнее правление Христа (Ис 60:21; Иер 23:5−6).

5. И запечатаны были видение и пророк. Это сделает Господь. Все, о чем Он говорил через пророков об исполнении Им завета с Израилем, полностью осуществится в Тысячелетнем царстве Христа. До тех пор видения и пророчества остаются «незапечатанными».

6. И помазан был Святый святых. То, что названо здесь «Святым святых», будет помазано Богом (в значении дарования ему особой святости, особого приобщения его к Божеству). Место крайне сложное с богословской точки зрения, ибо употребленным тут еврейским выражением почти не пользовались применительно к лицам, но — к предметам.

Так что речь здесь может идти об особом посвящении места, наиболее святого, в Тысячелетнем царстве; возможно, это храм, столь подробно описанный Иезекиилем (Иез 41−46). И все-таки с древних времен большинство богословов склонялось к мысли, что тут имеются в виду Иисус Христос и Его воцарение (помазание) как Царя царствующих и Господа господствующих (Дан 7:25−27) в (Тысячелетнем) царстве Его.

Перечисленные шесть свершений, действий будут таким образом направлены на установление обещанного Израилю по завету Царства под управлением обетованного ему Царя. В шести этих пунктах «суммирована» вся Божия программа по приведению народа Израильского под действие Божией благодати, как это предусмотрено было Господом в Его завете с Израилем (Быт 15:18−21; 2Цар 7:16; Иер 31:31−34).

в. Деление семидесяти «седьмин» (9:25−27)

Дан 9:25. Следует важное откровение о начале этого периода времени и о разделении его на неравные части. По словам Гавриила, «семьдесят седьмин» начнутся с того, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима. Соответствующий указ был четвертым и последним из данных персидскими правителями в связи с «восстановлением» Иудеи. Первым был указ Кира в 538 г. до Р. Х. (2Пар 36:22−23; Езд 1:1−4; 5:13). Вторым — указ Дария I (522−486 годы) в 512 г. до Р. Х. (Езд 6:1, 6−12). Он, собственно, явился подтверждением первого указа.

Третьим был указ Артаксеркса Лонгимана, или Долгорукого (465−423 гг. до Р. Х.), в 457 году (Езд 7:11−26). Первыми двумя указами разрешалось восстановление храма в Иерусалиме, а третий касался финансовых расходов на жертвоприношения в храме. Ни в одном из них ничего не говорилось о восстановлении самой столицы Иудеи.

Поскольку город, не огороженный стенами, не представлял собой военной угрозы, то восстановление в нем храма как места богопоклонения не сулило неприятностей военно-административной власти, поставленной в Иерусалиме персидскими правителями. Следовательно начало рассматриваемому периоду времени не было положено ни одним из этих трех указов.

Четвертый указ тоже был издан Артаксерксом Лонгиманом — 5 марта 444 года (Неем 2:1−8). На этот раз Артаксеркс давал иудеям право отстроить стены Иерусалима. Ссылка на этот указ и содержится в Дан 9:25.

В завершение Даниилова пророчества сообщается о явлении Христа Владыки или Владыки Помазанника, т. е. Господа Иисуса Христа. Бог Отец помазал Христа Духом в момент Его водного крещения (Деян 10:38), но в пророчестве Даниила подразумевается не это, а помазание Его как Правителя царства Его (толкование на «помазание Святого святых» в стихе 24). Отсюда следует, что завершение периода времени, означенного как «семьдесят седьмин», отнесено в пророчестве Даниила не к Первому пришествию Христа (как полагают некоторые исследователи Библии), а, скорее, ко Второму Его пришествию, соотносимому с установлением Его Тысячелетнего царства.

Итак, отрезок времени в 490 лет следует разделить на 3 периода: а) 7 «седьмин» (49 лет); б) 62 «седьмины» (434 года) и в) 1 «седьмина» (стих 27; 7 лет). Первый период, вероятно, соответствовал времени полного восстановления Иерусалима (444−395 гг.до Р. Х.). Хотя строительство стен заняло, судя по книге Неемии, всего 52 дня, немало лет должно было уйти на очищение от обломков и мусора города, который десятилетиями оставался в запустении, на строительство жилищ и «устроение» улиц.

Дан 9:26а. Итак, 62 «седьмины» (434 года) «простираются» до явления Мессии народу Израиля. Этот «второй» период завершился в день торжественного Входа Христа в Иерусалим, за которым последовала смерть Христа на кресте. Здесь опять возникает немалая богословская проблема. Дело в том, что еврейская фраза, переданная по-русски как «и не будет», на протяжении веков по-разному переводилась, понималась и толковалась.

Распространенным является прочтение ее в том смысле, что еврейский народ более не будет народом Мессии (в Вульгате, к примеру, эта фраза переведена пространно, с объяснением: «и народ уже не будет Его (народом), так как отречется от Него»). Близко к этому и такое прочтение: «И Мессия не будет для него (еврейского народа)». В связь с этим ставится последующее разрушение «города и святилища».

За торжественным Входом Христа в Иерусалим последовало — во исполнение пророчества Захарии (Зах 9:9) — то, что может быть названо официальным представлением Им Себя народу израильскому как его Мессия. Иисус, несомненно, знал о пророчестве Даниила об этом, что нашло отражение в Его словах, записанных евангелистом Лукой: «О если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк 19:42).

Итак: первые два периода в рассматриваемом отрезке времени — 7 «седьмин» (49 лет) и 62 «седьмины» (434 года) следуют друг за другом непосредственно. Они, протяженностью от 5 марта 444 года до Р. Х. до 30 марта 33 года по Р. Х., составляют 483 года. Каким образом? Почему не 477 лет? Ответ вы найдете в прилагаемой таблице «483 года по еврейскому и григорианскому календарям»:

Согласно Дан 9:26, Христос Владыка не был предан смерти в 70-ую «седьмину». Это должно было произойти после, или по истечении семи и шестидесяти двух седьмин. Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой «седьминами» предусмотрен был интервал. Распятие Христа произошло в пределах этого интервала, очень скоро после Его триумфального входа в Иерусалим, которым и завершилась 69-ая «седьмина». Этот интервал имел в виду Господь Иисус, когда предсказал основание Церкви (Мф 16:18).

Осуществление этой следующей части программы (т. е. основание, учреждение Церкви) требовало выведения из нее на время народа израильского. Иисус Христос предсказал и это (Мф 21:42−43). Итак: интервалом между 69-ой и 70-ой «седьминами» и является наше время — «век Церкви». Завершится он восхищением Церкви.

Согласно учению амиллениалистов, Первое пришествие Христа совершилось в 70-ую «седьмину», которая, как они понимают, не отделена от 69-ой «седьмины». По их представлению, все те «действия», которые предсказаны в Дан 9:24, осуществляются сегодня, в Церкви. При такой точке зрения не уделяется, однако, должного внимания сказанному в тексте пророчества о распятии Христа, а именно тому, что оно произошло «по истечении шестидесяти двух седьмин», а не в 70-ую «седьмину»! Далее, упускается из виду, что земное служение Христа продолжалось не семь лет, а три с половиной года. И наконец, игнорируется тот факт, что «шесть действий» Господа направлены на «народ Даниила», т. е. на Израиль, и на святой город Божий (Иерусалим), а не на Церковь.

Возвращаясь к разбиравшейся выше трудной фразе «и не будет», которая, по-видимому, подразумевала последствие отречения евреев от своего Мессии, заметим (в продолжение только что высказанного), что, следовательно, Царство, обещанное Израилю, не могло быть установлено в то время. Мессия, другими словами, не мог тогда принять трон царя Давида, чтобы управлять Израилем. В сущности это имел в виду евангелист Иоанн, когда писал: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11).

Подытожим. В пророчестве (в той его части, которая соответствует стиху 26а) содержится предвиденье того, что произойдет, когда Иисус Христос предложит Себя народу Израильскому как его Мессия: Даниил пророчествовал об отвержении Мессии Израилем и о Его распятии.

Дан 9:26б. Пророчество продолжается описанием суда, грядущего на поколение иудеев, которое отвергло Мессию. Город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет.

Когда фарисеи «расписались» в отвержении Иисуса народом, «объяснив» чудеса, которые Он творил, действием в Нем силы Веельзевула, князя бесовского (Мф 12:24), то Он предупредил их, что, настаивая на этом, они могут навлечь на себя непростительный грех (Мф 12:31−32). Предупредил и о том, что Иерусалим будет разрушен язычниками (Лк 21:24) и будет опустошен (Мф 23:38), и что от храма «не останется камня на камне» (Мф 24:2). Все это и совершилось при вторжении в иудейскую столицу (в 70 году от Р. Х.) римской армии под командованием Тита Флавия.

Иерусалим и храм были разрушены римлянами, тысячи иудеев — убиты. Примечательно, между прочим, что в пророчестве Даниила сказано о гибели «города и святилища», что они будут «разрушены народом вождя», т. е. как бы войском его, а не потому, что такова будет его воля. Некоторые усматривают в этом намек на то, что в отношении, по крайней мере, храма действительно произошло: из истории известно, что Тит имел серьезное намерение сохранить иудейский храм, но в него попала горящая головня, наугад брошенная каким-то солдатом, и вспыхнувший пожар не удалось погасить: храм сгорел.

Гибелью города и святилища в 70 году от Р. Х. положен был конец существованию теократического еврейского государства. Образ наводнения употреблен здесь по отношению к римскому войску, «затопившему» (в значении; «разрушившему») Иудею, подобно потопу (в евр. тексте употреблено именно это слово). Окончание стиха 26 в русском синодальном переводе звучит не вполне удачно. Точнее было бы передать последнюю фразу так: «и война будет до конца, опустошения (в ходе ее) предопределены». Не приходится сомневаться, что предопределены они были Богом.

Логичным представляется следующее толкование этого места. Хотя в процессе осуществления Божьего плана Израилю предстоит быть на время отстраненным, страдания его (передано в образе предопределенных «войны и опустошений») продлятся «до конца», т. е. до полного исполнения пророчества о «семидесяти седьминах». Периоду страданий еврейского народа предстояло таким образом продлиться от разрушения Иерусалима в 70-ом году от Р. Х. до окончания «времени язычников» во Второе пришествие Христа.

Дан 9:27а. Премиллениалистская позиция, на которой стоит автор этого толкования, определяет принципиальное отличие в объяснении им стиха 27 от того (или тех), которое дается богословами амиллениалистами, исходящими из отсутствия «перерыва» между 69-ой и 70-ой «седьминами» Даниила (соображения на этот счет смотрите выше).

Премиллениалисты стоят на том, что «заключительное семилетие» (70-ая «седьмина») начнется после «восхищения» Церкви (событием этим завершится осуществление Божией программы в нынешнем Веке, эоне [αἰών — век, эпох]). Продолжаться 70-ая «седьмина» будет до возвращения на землю Иисуса Христа. В согласии со словами Христа об этом времени (точнее, о второй половине его), записанными в Мф 24:21, его нередко называют «временем великой скорби».

Надо заметить, что при принципиально несхожем толковании 70-ой «седьмины» (с точки зрения как времени ее, так и событий, ее определяющих) премиллениалистами и амиллениалистами, обращает на себя внимание частичное, по крайней мере, совпадение в понимании ими личности вождя (стих 26б), которому предстояло прийти. Далее. Хотя богословы амиллениалисты «не видят» интервала во времени между 69-ой и 70-ой «седьминами», и для них события, о которых говорится в последних стихах 9-ой главы, не выходят за рамки 1-го века от Р. Х., отзвуки мессианского времени чувствуются и в их понимании пророчества Даниила о «седьминах».

Итак, вернемся к заключительной «седьмине». Весьма существенным событием, которым отмечено будет наступление ее, явится «утверждение завета» для многих (по всей вероятности, «для многих» из народа Даниила, т. е. евреев). В текстах Библий на английском языке начало стиха 27 звучит как «И он утвердит завет для многих,». Полагают, что этот «он» и «вождь» из стиха 26, применительно к «ближнему будущему», — одно и то же лицо, а именно Тит Флавий; применительно же к будущему отдаленному речь тут идет об антихристе.

Если следовать этой логике, то возникает вопрос: какой завет заключил с иудеями Тит? Еврейское берит, переводимое здесь как «завет», означает, однако, и «договор» (в значении договоренности между народами или лицами). Но в таком случае не имеется ли тут в виду, что, безжалостно подавив мятеж Иудеи в так называемой Третьей иудейской войне, Флавий тем самым привел «многих иудеев» к вынужденному договору (соглашению) с Римом? Что касается будущего отдаленного, то в нем «он» явится как «вождь», представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвертого зверя (7:8). «Завет», который этот вождь предложит Израилю, будет как будто «заветом мира», гарантирующим народу безопасность в его земле.

Военное и политическое положение Израиля на то время будет, однако, таково, что он рад будет присоединиться как бы в интересах безопасности и покоя к Европейской (Римской) конфедерации из 10 стран. Израиль примет таким образом владычество «князя мира», приняв предложенный им завет. Но в половине седьмины (т. е. по прошествии трех с половиной лет) «вождь» расторгнет этот «завет». Согласно 11:45 он двинет свои войска из Европы в Палестину (Израиль). Это он остановит принесение жертв в храме (стих 27).

Фраза о «прекращении жертвы» подразумевает прекращение действия всей левитской системы, из чего следует, что в первой половине 70-ой «седьмины» система эта будет в Израиле восстановлена. Но после того, как «вождь» станет политическим диктатором в масштабе всей планеты, он станет и высшим религиозным авторитетом в мире и заставит все живущее поклоняться себе (2Фес 2:4; Откр 13:8). Выступив вначале в роли праведного правителя земли и «князя мира» для Израиля, он затем обратит свою силу против него и сделается его разрушителем и осквернителем.

Дан 9:27б. Судя как по новым, так и по старым переводам Книги Пророка Даниила на английский язык, в тексте 27-го стиха подчеркнуто звучит слово он; это тот, кто понимается под словом «он», «утвердит-прекратит» и, наконец, установит на крыле святилища мерзость запустения.

Применительно к «ближнему (для Даниила) будущему» исследователи Библии высказывали в этой связи различные предположения. Приведем два из них: речь идет об осквернении храма (еще до уничтожения его) римскими воинами (с середины 60-ых годов от Р. Х. Иерусалим неоднократно подвергался нашествию их); «мерзостью запустения» сделался сам храм — в согласии со словами Христа: «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38). И другие слова Спасителя, тоже записанные Матфеем, нельзя не вспомнить в этой связи (они могут быть отнесены как к ближнему, так и к отдаленному будущему): «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет» (Мф 24:15).

Евангелист Иоанн написал, что «второму зверю» дано будет «одухотворить» образ «вождя», которому под страхом смерти заставят поклоняться всех (Откр 13:14−15 и толкования на эти стихи). Но придет конец и ему: окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя, читаем мы слова Даниила, завершающие это пророчество. Они сказаны об антихристе и лжепророке его, которые будут брошены в озеро огненное (Откр 19:20; сравните с Дан 7:11, 26).

Возвращаясь к завету, о котором говорится в стихе 27, заметим, что он не мог быть установлен или утвержден Иисусом Христом, как учат амиллениалисты, по ряду причин. 1) Служение Христа продолжалось, как известно, не семь лет. 2) Его смерть не имела отношения к прекращению жертвоприношений. 3) К установлению в храме «мерзости запустения» Он тоже не имел отношения. Кроме того: амиллениалисты исходят из того, что Христос «утвердил завет» в смысле исполнения Им Авраамова завета, однако, из Евангелий ниоткуда не следует, что это Он совершил в Первое Свое пришествие.

Как уже было сказано, антихрист порвет свой завет с Израилем в начале 2-ой половины 70-ой «седьмины», и в этом смысле «они преданы будут в руку его» на три с половиной года, о каковом периоде Даниил говорит как о «до времени и времен и полувремени» (Дан 7:25; 12:7; сравните с Откр 12:14). То обстоятельство, что «три с половиной года» равны 1260 дням (Откр 11:3; 12:6), или 42 месяцам (Откр 11:2; 13:5), означает, что в еврейском календарном исчислении каждый месяц имеет 30 дней, а год — 360 дней. календарную таблицу, предлагаемую в этой главе. Итак: поскольку события, которые, согласно пророчеству Даниила, должны были совершиться в пределах 69 «седьмин», действительно совершились, то остается лишь ожидать свершения событий, приуроченных им к 70-ой «седьмине».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.