Дан 10:20 — 11:1. Ангел возвестил ему о скором приходе «князя Греции». То есть демона из «назначенных» сатаной «укреплять» языческие народы в их противодействии Божиим силам; в данном случае речь шла о демоне-представителе сатаны в Греции. Подробному изложению истории его и «представляемой» им державы в их отношении к народу, избранному Богом, и посвящена большая часть главы 11, не считая первых двух стихов ее, где речь все еще о Персии, и последних (стихи 36−45), относящихся ко времени великой скорби.

Что понимал ангел под «истинным писанием»? (В англ. переводах — «книга истины».) Высказывают предположение, что речь о небесной Книге Истины во всей ее полноте (частью которой является Библия). Ангел обещает Даниилу возвестить ему то, что начертано в этой Книге о судьбах еврейского народа, и, видимо, подразумевает сопротивление этому со стороны демонских сил (и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего).

В 11:1 содержится та, очевидно, мысль, что небесный посланник был помощником Дарию Мидянину (что, несомненно, связано с чувствами и поведением этого правителя; ком на 6:1; 9:1) с первого года его пребывания на вавилонском троне.

2. О ПОДРОБНОСТЯХ ИЗРАИЛЬСКОЙ ИСТОРИИ ПРИ ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ИМПЕРИЯХ (11:2−35)

а. Израиль под управлением Персии (11:2)

Дан 11:2. Ангел ставит Даниила в известность о том, что нынешнему правителю Персии — Киру (10:1) будут наследовать еще три царя, после которых будет четвертый. Из истории известно, что непосредственно Киру наследовал его сын Камбиз, принявший трон в 530 году до Р. Х. За ним короткое время (в 522−521 годах) царствовал Лжесмердиз. После него власть в Персии перешла к Дарию I Гистаспу, который правил с 521-го по 486 годы до Р. Х.

А затем на персидский трон воссел Ксеркс (названный в книге Есфирь Артаксерксом); время его правления: 485−465 годы до Р. Х. (в книге Ездра таблица «Хронология событий так называемого пост-ссыльного периода») Из всех четырех царей, правление которых предсказано было Даниилу, Ксеркс действительно был самым могущественным, влиятельным и богатым. Он начал войну против Греции.

б. Израиль под властью Греции (11:3−35)

1) Восхождение Александра Македонского (11:3−4).

Дан 11:3. Царь могущественный — это Александр, «восхождение» которого было предвещено и прежде. Во сне Навуходоносора он был представлен медным чревом и бедрами истукана (2:32, 396); в видениях самого Даниила а) крылатым барсом (7:6) и б) «видным рогом» козла (8:5−8). Между 334 и 330 годами до Р. Х.

Александр Македонский (или Великий) завоевал Малую Азию, Сирию, Египет и оккупировал территорию Мидо-Персидской империи. Маршруты его завоевательных походов достигли Индии (карту в 8:20−21). Но в возрасте 32 лет Александр скончался от малярии, осложненной его пристрастием к крепким напиткам; это было в 323 году до Р. Х.

Дан 11:4. Через несколько лет после смерти Александра царство его разделили между собой четыре его военачальника (сравните с 8:22). Селевк стал править Сирией и Месопотамией, Птолемей — Египтом, Лисимах — Фракией и частью Малой Азии, а Кассандр — Македонией и Грецией. Это разделение империи Александра предсказано было в образах четырех голов барса (7:6) и четырех рогов козла (8:8). Александр не сделался основателем династии: после него остались лишь слабоумный брат Арридей и двое малолетних детей. Ни одна из «частей», на которые раздробилась его империя, естественно, не обладала более тою властью, которой обладала она при жизни Александра, выдающегося полководца и политика.

2) О конфликте между Птолемеями и Селеквидами (11:5−20). Следует пророческое описание жестокой борьбы за власть, в ходе которой цари будут сменять на престоле друг друга, а злодеяния следовать за злодеяниями.

Птолемеи, которые правили Египтом, названы здесь «царями южными», а Селевкиды, правившие Сирией, которая лежала на север от Израиля — «царями северными». В стихах 5−20 со многими подробностями рисуется продолжительный конфликт между двумя династиями: на протяжении его земля Израиля подвергалась нашествиям то тех, то других армий.

Дан 11:5. Южным царем, который усилится, назван Птолемей I, один из военачальников Александра. В 323 году ему дана была власть над Египтом, и в 304 году он объявил себя царем Египта. «Князем, пересилившим его», станет Селевк I Никатор, тоже военачальник Александра, который с 321 года стал править Вавилонией. В 316 году его владения подверглись нападению третьего военачальника, Антигона.

Селевк обратился за помощью к Птолемею (Египетскому) и получил ее. После поражения Антигона в 312 году Селевк возвратился в Вавилон весьма «усилившимся». В число стран под его правлением вошли, помимо Вавилонии, Мидия и Сирия, и в 305 году он принял царский титул. Предсказание о том, что Селевк пересилит Птолемея, очевидно, подразумевало, что территориально владения первого намного превзойдут владения второго.

Дан 11:6. Птолемей I Сотер умер в 285 г. до Р. Х., и на трон Египта вступил его сын Птолемей II Филадельф, правивший страной с 285 по 246 годы до Р. Х. Тем временем Селевк I Никатор был умерщвлен (в 281 году), и его наследником на престоле сделался его сын — Антиох I Сотер, правивший до 262 года. Затем Сирией стал править внук Селевка — Антиох II Феос (с 262 по 246 годы). Птолемей II (выше) и Антиох II ненавидели друг друга, но, вот, по прошествии нескольких лет после вступления Антиоха II-го на престол они «сблизились», вступили между собою в союз. Это было около 250 г. до Р. Х.

Союз этот был закреплен династическим браком: Птолемей II выдал свою дочь Веренику замуж за Антиоха II, отдав, между прочим, в приданое за нее и Палестину. Этот брак не был, однако, долгим, потому что ради заключения его Антиох развелся с прежней своей женой — Лаодикой, и та, возвратившись ко двору, от которого была удалена, повелела убить Веренику вместе с ее малолетним сыном (не устоит и род ее), после чего отравила самого Антиоха и возвела на сирийский престол их сына — Селевка II Каллиника (246−227 гг.до Р. Х.). На том и окончилась попытка сближения Южного и Северного царств.

Дан 11:7−8. Вот как развивались дальнейшие события. Брат Вереники (отрасль от корня ее) Птолемей III Евергет (246−221), унаследовав престол своего отца, отомстил за смерть сестры. Он выступил против сирийской армии и одержал над ней победу, после чего, предав смерти Лаодику, возвратился в Египет со множеством трофеев. В числе прочих земель к нему отошла Палестина.

Дан 11:9−10. Этот в стихе 9 — «царь северный», Селевк II Каллиник, попытался «взять реванш» у южного царя, но нашествие его на Египет успеха не имело, и он вынужден был возвратиться в свою землю. Здесь и в последующих стихах отражена сложная картина долголетней кровавой борьбы между Птолемеями и Селевкидами за овладение североафриканским, ближневосточным и малоазийским регионами. В истории события, предсказанные Даниилом, осуществились (в кратком их изложении) следующим образом.

В одном из сражений Каллиник попал в плен к парфянам и там, упав с лошади, умер. Ему наследовал его сын Селевк III Сотер, который правил недолго (227−223 годы до Р. Х.), так как пал жертвой заговора во время военной кампании в Малой Азии. После него на сирийский трои вступил его брат Антиох III Великий; в 223 году ему было 18 лет, и процарствовал он 36 лет (до 187 года).

Итак, сыновья Каллиника — Селевк III и Антиох III — стремились, ценой одержанных военных побед, восстановить былой престиж Сирии. Старший, как уже знаем, отправился с этой целью завоевывать Малую Азию, а младший напал на Египет. В то время под контролем Египта находилась вся территория, лежавшая к северу от границ Сирии (включая территорию Израиля). Предприняв кампанию против египтяи (в 219−218 годах до Р. Х.), Антиох III преуспел: он заставил их отступить к южным границам Израиля.

Дан 11:11−13. Южный царь в стихе 11 — это Птолемей IV Филопатор (221−204 гг.до Р. Х.). Это его обратил в бегство Антиох III Великий (толкование на стих 10). На южной границе Израиля «пришедший в раздражение» Птолемей сразился с Антиохом, выставив против него большое войско, и войско Антиоха было предано, в руки его (окончание стиха 11). Другими словами, Антиох потерпел страшное поражение; сам он спасся от смерти бегством.

В стихе 12 снова говорится о «войске» Птолемея: это оно ободрится, а сердце Птолемея вознесется; в упомянутой выше битве (при Рафии, неподалеку от Газы) он положил многие тысячи вражеского войска (т. е. множество воинов Антиоха). Но от этого Птолемей не будет сильнее, предсказал Даниил. И в самом деле: через 13 лет после поражения при Рафии царь северный (Антиох Великий) выступил против Египта с войском больше прежнего.

Он воспользовался благоприятными для себя обстоятельствами: в Египте разразились внутренние беспорядки, а Птолемеем, сидевшим на его троне в это время, был уже не Филопатор, а его малолетний сын Епифан. Кроме того, союзником Сирии в войне против Египта выступил Филипп V Македонский. Не удивительно, что на этот раз в бегство обращено было египетское войско.

Дан 11:14−17. Многие действительно восстали тогда против южного царя. Помимо упомянутого выше Филиппа Македонского, к Антиоху присоединилось немало евреев (в стихе 14 названы «мятежными из сынов твоего (т. е. Даниила) народа»). Поднимая мятеж против Птолемеев, которые сделали для Палестины немало доброго, эти иудеи, возможно, надеялись добиться независимости, как от Египта, так и от Сирии. Но надеждам их не суждено было сбыться.

Во исполнение видения (Даниила) они падут, читаем в окончании стиха 14. В самом деле союз с сирийцами имел для иудеев весьма нежелательные для них последствия, ибо отвоевание своих владений у «южного царя» Антиох начал именно с Палестины. В его руки перешло много городов, в том числе Иерусалим. Укрепленным городом здесь, возможно, назван Сидон, которым Антиох овладел в 203 году до Р. Х. Мышцы юга (стих 15) — то же, что отборное войско египтян во главе с его полководцами. Армии Египта не удалось «устоять» против Антиоха.

К 199-му году он вполне утвердился на славной земле, т. е. в Палестине (11:41). После всех этих сражений и походов сирийский царь хитростью решил присоединить к своим владениям и собственно Египет. С этой целью он предложил в жены семилетнему Птолемею V Епифану свою дочь Клеопатру (будущую знаменитую царицу Египетскую). С ее помощью он надеялся погубить мальчика-царя.

Но Клеопатра неожиданно встала на его сторону, да и вельможи Епифана, осознав коварство Антиоха, повели себя крайне осторожно, так что замыслы его не осуществились. Провиденье матримониального заговора Антиоха, содержится в стихе 17; фраза на погибель ее (Клеопатры) в других переводах отсутствует (вместо нее, говорится о том, что Клеопатра взяла сторону своего малолетнего мужа, а не отца).

Дан 11:18−19. Из всех преемников Александра Македонского Антиох Великий был самым ненасытным завоевателем. После того, как провалился его план в отношении Египта, он обратил свое лицо к прибрежным областям Малой Азии (в 197 году) и к греческим островам (в 192 году). Эти его походы были успешными, однако, предел военным авантюрам Антиоха положил Рим. Некий вождь (стих 18) — это римский полководец Корнелий Сципион; ои прекратил «позор» земель, которые не уставал подчинять себе Антиох, и обратил их позор, на него самого (так правильнее читать окончание стиха 18).

В одном из сражений римляне нанесли сирийскому царю сокрушительное поражение и вынудили его к заключению унизительного для него мира. После чего, в 188 году, Антиоху пришлось возвратиться «к крепостям своей земли» (стих 19). Это и было его позором. Скоро он погиб во время вспыхнувшего у него в стране мятежа.

Дан 11:20. Наследником Антиоха III Великого стал его сын Селевк IV Филопатор (187−176 гг.до Р. Х.), «прославившийся» лишь тем, что обложил своих подданных непомерными налогами в пользу Рима, а также попыткою присвоить себе сокровища Иерусалимского храма (тоже под предлогом сбора податей). С этой целью он послал в Палестину («в царство славы») своего казначея Илиодора. По преданию Господь чудесным образом спас Свое святилище от ограбления. Илиодор стал причиной гибели Селевка, которого отравил (этот царь погиб не от возмущения и не в сражении).

3) Вторжение Антиоха IV Епифана (11:21−35). В этих стихах речь пойдет об Антиохе IV Епифане, брате Селевка и сыне Антиоха III Великого. Не случайно этому Селевкиду отведено больше внимания, чем всем предыдущим царям из обеих династий вместе взятых. Ведь именно он представлен был Даниилу в его откровении, описанном в главе 8 (8:9−12, 23−25) в виде «небольшого рога».

Столь большой раздел (11:21−35) посвящен Антиоху Епифану, повторим, не только по причине его вторжения в землю Израильскую, но в большей мере потому, что он же был предтечей царя, явленного Даниилу в первом его видении в образе «небольшого рога» (Дан 7:8) — того царя, который подвергает осквернению и разорению землю Израиля в будущем.

Дан 11:21−24. Епифан представлен Даниилу как царь презренный, которому не воздадут царских почестей. В жизни отличительной чертой его была крайняя безнравственность, и право на престол он узурпировал. Царь этот сам присвоил себе имя «Епифан», что значит «Прославленный», но подданные переделали его в прозвище «Епиман», означающее «безумец, сумасшедший».

Право на престол после смерти Селевка Филопатора принадлежало его сыну Димитрию, но Антиох Епифан путем интриг (без шума и лестью) завладел «северным царством» (воспользовавшись тем, что племянник его находился в это время в Риме). На тот же «северный престол» претендовала сестра Антиоха египетская царица Клеопатра, мыслившая посадить на него своего малолетнего сына Птолемея Филометора. Это египетское войско названо в стихе 22 «всепотопляющими полчищами»; Антиох вступил в сражение с ними и «сокрушил» их.

После чего заключил со своим египетским племянником союз и под предлогом родственных забот о ребенке-царе и делах его правления вошел в египетскую столицу Мемфис и стал распоряжаться в этой стране, словно хозяин. «Вождем завета» здесь предположительно назван верховный жрец Египта Оний III, которого Антиох Епифан низложил. В стихе 23 говорится о том, что сириец войдет поначалу в доверие к этому «вождю» (вступит в союз с ним), но затем, действуя обманом, одержит верх, пользуясь поддержкой малого числа людей («малого народа»). В результате этой «экспедиции» в Египет Антиох Епифан подверг разграблению мирную и плодоносную эту землю (стих 24); в замыслах его было предельно обессилить Египет («лишить его крепостей его»), чтобы полностью и окончательно завладеть «южным царством».

Дан 11:25−27. Следующий поход в Египет Антиох предпринял в 170 году. В сражение с египетской армией он вступил на самой границе, близ Дельты Нила (при Пелузиуме). «Великое и сильное войско» царя южного не устоит; в стихе 25 содержится намек на предательство (коварство тех, что ели с египетским царем за одним столом), которое послужит гибели египетской армии (стих 26). И снова мир с Египтом провозгласит Антиох. Но у обоих царей, которые сядут есть и пить за одним столом в знак мира, будет на сердце, ложь, так что истинный мир между ними достигнут не будет.

Дан 11:28. Он, т. е. Антиох, действительно возвращался из Египта домой с великим богатством, но, охваченный разочарованием и раздражением, ибо его намерение полностью завладеть Египтом не осуществилось. И злость свою он, по дороге в Сирию, выместил на израильтянах. Войдя в Иерусалим, Антиох подверг полному разграблению храм, вынеся из него золотой жертвенник, все священные сосуды и принадлежности, все сокровища и украшения. Порочное сердце его горело враждой против Моисеевой системы богопоклонения как таковой (против святого завета) и, осквернив храм, он утолил это враждебное чувство.

Дан 11:29−30. Два года спустя (в 168 г. до Р. Х.) Антиох опять двинул свою армию на юг, т. е. в Египет, но на пути его встало римское войско, прибывшее, как сказано у Даниила, на кораблях Киттимских, или с запада (с острова Кипр). (Все эти события подробно описаны в не вошедших в канон книгах Маккавеев.) Командовавший им сенатор Попилий Леи вручил Антиоху письмо, запрещавшее ему вторгаться в дружественные Риму египетские пределы.

Когда Антиох попросил время на размышление, Попилий очертил вокруг сирийца круг на песке и потребовал от него ответа прежде чем он выйдет за пределы этого круга. Антиоху ничего не оставалось, как подчиниться представителю Римского сената, ибо неподчинение означало бы объявление войны Риму. Унизительный для Антиоха исход этой кампании и предсказан был Даниилом в окончании стиха 29.

Дан 11:30−32. И вторично выместил сирийский царь всю свою злобу на земле «святого завета». На пути домой он снова грабил и сжигал иудейские города, а в Иерусалим послал на постой часть своего войска (числом 22 тысячи воинов) под командованием генерала Аполлония. При этом Антиох лицемерно заявил, что направляет этот воинский контингент в иудейскую столицу с «миссией мира». Однако Аполлоний напал на Иерусалим в субботу и перебил множество народу; много женщин и детей было взято им в плен, а город подвергся разграблению.

Следующим шагом Антиоха Епифана, желавшего искоренить иудаизм, а евреев — эллинизировать, было запрещение следовать иудейским религиозным законам (в том числе праздновать религиозные праздники и совершать как ежедневные жертвоприношения, так и обрезание младенцев). Антиох даже приказал сжечь переписанные свитки закона, хранившиеся в храме. После чего в святилище поставлена была мерзость запустения. В этих словах Даниил предсказал кульминационный акт в бесчинствах Антиоха Епифана, который был осуществлен им 16 декабря 167 года.

Тогда на алтарь всесожжения был водружен по его приказу жертвенник греческому верховному богу Зевсу, на котором в жертву принесена была свинья. Иудеям приказано было приносить такую же жертву 25-го числа каждого месяца по случаю дня рождения Антиоха Епифана. Отступников от Моисеева закона (поступающих нечестиво против Божьего завета) в Израиле оказалось немало. И привлеченное лестью (т. е. обещанием наград и разного рода выгод), число их росло.

Принявшие поклонение языческим богам, они стали содействовать насаждению в Израиле чуждой ему языческой культуры, т. е. его эллинизации. Но одновременно с этим усиливался и не оставался в бездействии верный Богу «остаток». Забегая вперед, скажем о бесславном конце Антиоха IV: впав в безумие, он умер в Персии, в 163 г. до Р. Х. (толкование на 8:23−25.)

Дан 11:33−35. В этих стихах предсказаны страдания и мученичество верных Богу иудеев; они подвергнутся им, отказавшись следовать «религиозной практике», введенной Антиохом. «Некоторой помощью» им (стих 34) явится восстание Маккавеев. Первый Маккавей — Маттафия, священник, был отцом пятерых сыновей. (Один из них, Иуда, особенно прославился тем, что очистил и восстановил храм в конце 164 г. до Р. Х. Иуду Маккавея называли в народе «Молотобойцем») Итак, в 166 году священник Маттафия отказался подчиниться лжерелигиозной системе сирийского царя.

Он и его сыновья бежали из Иерусалима в горы, где и зародилось возглавленное ими мятежное движение. Поначалу лишь немногие иудеи присоединились к нему. Но со временем оно все более набирало силу, хотя следует сказать, что не все примыкали к лагерю Маккавеев из искренних побуждений: многие делали это в тех или иных корыстных целях (притворно; стих 34).

Важное значение имеет предсказание, содержащееся в стихе 35. Даниил предвидит, что страдания разумных, т. е. верных, послужат к испытанию и очищению их в виду последнего времени, «срок» которого не приурочен к их дням (до него еще будет оставаться время).

3. ИСТОРИЯ 70-ой «СЕДЬМИНЫ» В ВОСПРИЯТИИ И ПЕРЕДАЧЕ ПРОРОКА (11:36 — 12:3)

а. Описание царя (11:36−39)

Все события, описанные в 11-ой главе до этого места, «принадлежат» (относительно нашего времени) к прошлому. Подробности (нередко устрашающие) многолетнего соперничества на исторической сцеие между династиями Птолемеев и Селевкидов, предсказанные Даниилом во всей сложности их переплетения, исполнились буквально. Настолько буквально, что скептики отвергают факт написания этой книги в 6-ом веке до Р. Х.

Они склонны думать, что Книга Пророка Даниила была создана в период Маккавеев, т. е. между 168-ым и 134-ым годами до Р. Х., — после того, как все описанные в ней события уже совершились. Возразить на это можно лишь то, что Бог, знающий все происходящее во времени и ведающий все начала и концы, мог открыть Даниилу события грядущей истории во всех их подробностях.

В стихах 36−45 описывается некий вождь, представляемый просто как царь. Некоторые богословы полагают, что это все тот же Антиох IV Епифан, и что в окончании главы 11 содержатся лишь дополнительные подробности, имевшие место в прошедшей истории Израиля. Однако, если вдуматься в эти подробности, то осуществление их не всегда и не во всем «увязывается» с сирийским царем, жившим во 2-ом веке до Р. Х. Да, он, этот царь, «прославился» своей безнравственностью, преступной сущностью личности своей и политики.

Но при «наложении» их на характер Данииловых пророчеств Антиох начинает восприниматься как один из предтечей некоего другого царя, который придет. Как один из прообразов его. Прообразы эти как бы проступают сквозь свое последнее воплощение, но не сливаются с ним в единую личность. В предыдущих откровениях Даниилу будущий «царь» представлен был в образе «небольшого рога» (7:8); в 9:26 — это «вождь», имевший и прототип в ближнем будущем (соответствующее толкование), которому в будущем отдаленном предстоит сделаться последним правителем Римской империи.

О его появлении на исторической сцене действием сатанинских сил рассказывается в книге Откровение (Откр 13:1−8), где он назван «зверем». Согласно Иоанну (Откр 17:12−13) он придет к власти не в результате военных побед, а по согласию на это 10 царей, которые подчинятся ему. Итак, начиная с Дан 11:36, пророчество «движется» от ближнего будущего к будущему отдаленному. Описанное в стихах 36−45 будет совершаться в последние семь лет 70 «седьмин» (9:24).

Дан 11:36. Лишь по собственной воле станет поступать грядущий царь. До середины семилетия (первые три с половиной года его) он будет пользоваться неограниченной политической властью, врученной ему 10 царями (Откр 17:12−13). Но он присвоит себе и абсолютный авторитет в религиозной сфере (вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное).

Это о нем читаем мы в 2Фес 2:4 «Противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Все это прямо перекликается с Дан 7:25 «И против Всевышнего будет произносить слова». Поклоняться ему, как богу, побудят жителей земли и те чудеса, которые станет творить от его имени лжепророк его (Откр 13:11−15). Как политическое, так и религиозное влияние этого царя будет успешно распространяться по миру (Откр 13:7−8) — в пределах того времени, которое назначено Господом.

Ибо, что предопределено, то исполнится. А затем совершится гнев Его. Это случится во второй половине заключительного семилетия, т. е. в те три с половиной года, которые именуются временем великой скорби. В конце его предопределенный суд Божий изольется на зверя и лжепророка его и на поклонявшихся им (Дан 7:11, 26; Откр 19:19−20).

Дан 11:37. Имеющаяся тут ссылка на «богов отцов своих» приводила некоторых к мысли, что грядущий правитель будет евреем, ибо на страницах Ветхого Завета часто встречается фраза «Бог отцов ваших», подразумевающая Бога Авраама, Исаака и Иакова (к примеру, Исх 3:15). Достаточным, как представляется, контраргументом против этого служит то обстоятельство, что, будучи последним правителем Римского мира, «небольшим рогом четвертого зверя» из Дан 7:8, 246, грядущий «царь» должен быть язычником (в значении противопоставления этого понятия понятию еврей).

Все, о чем говорится в стихе 37, надо понимать в том смысле, что грядущий правитель отвергнет всех богов вообще и «перечеркнет» любое религиозное наследие — с одной целью: возвеличить выше всех, себя. Не на каких бы то ни было богов будет полагаться он, но лишь на собственную силу, полученную им от сатаны (Откр 13:2). Что касается фразы не помыслит о желании жен, то здесь, возможно, имеется в виду отвержение антихристом мессианских надежд Израиля. Ведь известно, что с древних времен каждая израильская женщина мечтала стать матерью Мессии, Спасителя и Царя израильского народа.

Дан 11:38−39. В этих стихах сквозь личность антихриста как бы вновь «проступает» образ Антиоха Епифана с его культом Зевса; напомним, что алтарь этому греческому божеству он воздвиг в Иерусалимском храме, а отступников из иудеев, согласившихся поклоняться «чужому богу», поощрял почестями и наградами.

Но сквозь ближнее будущее в свою очередь «проступает» будущее отдаленное. Антихрист станет черпать силу от имеющего ее сатаны («бога крепостей»), которому не поклонялись предки (отцы) живущих на земле людей. И тем, которые признают над собой власть его «бога», даст в свою очередь власть над многими и земли в награду.

б. Сражение царей (11:40−45)

Дан 11:40. Имеющее произойти под конец, времени Даниил видит в привычных образах; то, чему предстоит совершиться скоро, как бы налагается в его видении на дела отдаленного будущего. И сквозь призму военных сражений и политических акций, действительно имевших место в дни Антиоха IV Епифана, он прозревает события, которые произойдут во 11-ой половине 70-ой «седьмины». Именно они являются «темой» последних стихов 11-ой главы.

С ним и на него в стихе 40 относятся к грядущему «царю» из стиха 36, как и все местоимения «он» в стихах 40−45. То, о чем говорится в стихе 40, скорее всего совершится к концу последней «седьмицы». Царь южный в этом контексте, по всей вероятности, тоже (как и в предыдущем повествовании) — правитель Египта. Он совершит нападение на Израиль. Одновременно на его территорию вторгнется и царь северный. Некоторые исследователи Библии склонны отождествлять это нашествие с нашествием Гога и Магога, поскольку Гог придет, как сказано в книге Иезекииля, «от пределов севера» (Иез 38:15).

Другие полагают, что битва с Гогом и Магогом произойдет в первой половине 70-ой «седьмины» и, следовательно, до нашествия на Израиля с двух сторон, о чем, по-видимому, говорится в Дан 11:40. По их мнению, нашествие Гога и Магога на Израиль случится, когда Израиль будет жить в мире и благополучии (Иез 38:11, 14).

Согласно этой точке зрения нападение на Израиль Гога, который придет «от пределов севера» (Иез 38:15) — не то же самое, что более позднее нападение на него, которое возглавит «царь северный» (Дан 11:40). Но в любом случае этого царя не следует отождествлять ни с одним из Селевкидов, подразумеваемых в стихах 5−35. Ибо речь тут идет о нашествии будущего времени.

Итак, цари северный и южный сразятся с антихристом из-за Израиля. Территория его будет оккупирована, и многие иудеи станут в это время искать убежища среди языческих народов (толкование на Откр 12:14−16).

Дан 11:41−43. Узнав о нападении на Израиль, антихрист двинет свои армии из Европы на Ближний Восток. И войдет он в прекраснейшую из земель, т. е. в Палестину. На пути антихриста многие, страны, пострадают от него. В первую очередь, можно предположить, Египет — как инициатор нашествия на Израиль. По какой-то причине в тот раз от руки антихриста спасутся земли, перечисленные в окончании стиха 41 (которые сегодня входят в состав Иорданского королевства).

Дан 11:44−45. Но вот до антихриста дойдут тревожные известия с востока и севера (вероятно, о каких-то новых враждебных выступлениях против него). В величайшей ярости, он, выйдет в ответное наступление, чтоб истреблять и губить многих. Затем антихрист окончательно утвердится в Израиле. Об этом говорит образ его шатров, раскинутых между морем и преславною святою горою; вероятно, имеются в виду территория между Мертвым и Средиземным морями и гора Сион, т. е. в «узком смысле» здесь указание на Иерусалим.

Подделываясь под Христа, антихрист назовет своей столицей именно Иерусалим. Опять-таки в подражание Христу он создаст общемировое правительство с собою во главе и единую для всего мира религию, объектом поклонения в которой станет он сам. Бог, однако, положит этому конец (Дан 7:11, 26) посредством второго пришествия на землю Иисуса Христа (Откр 19:19−20).

в. О спасении в Израиле записанных в книге жизни (12:1−3)

Дан 12:1. Как уже говорилось, предсказанные Даниилом исторические события, связанные с именем сирийского царя Антиоха IV Епифана (глава 11), явились прообразом событий куда более страшных, которым совершиться еще предстоит, как и сам царь этот — прообразом антихриста. Во все времена на страже интересов еврейского народа стоит архангел Михаил, князь великий (сравните с 10:13, 21). Так было во 2-ом веке до Р. Х. (в частности, в дни Антиоха Епифана), так будет и в дни великой скорби.

В продолжение последнего из данных пророку откровений ангел говорит ему, что и в то не сравнимое ни с какими другими время тяжкое, спасутся из еврейского народа, все те, которые окажутся записанными в книге жизни (сравните с Исх 32:32; Флп 4:3; Откр 3:5; 13:8). Это произойдет, вопреки стараниям сатаны искоренить потомков Авраама всех до единого (толкование на Откр 12:15), «стараниям», которые явятся частью его усилий не допустить возвращения Иисуса Христа и воцарения Его на земле.

Слова Гавриила о спасении угодных Богу иудеев могут быть прочитаны в этом контексте как возвещение не только личного спасения каждого из тех, которые составят «остаток», но и освобождения Израиля как народа от власти язычников (в этой связи объяснение фразы «И так весь Израиль спасется» в Рим 11:26).

Дан 12:2−3. Так или иначе, это должно было прозвучать утешением для Даниила. Как и слова ангела о воскресении спящих в прахе земли. В событиях будущего (как ближнего, так и дальнего), явленных Даниилу (глава 11), многие иудеи падут от руки язычников. Но «спать в прахе земли» не означает быть мертвым, который в «смертном сне» своем ничего не сознает. Ибо «спит» тело, а не душа. И «спящие» эти (здесь, повторим, речь об иудеях) пробудятся. Нечестивые — на вечное поругание и посрамление (благословения по завету с Богом не коснутся их).

Те же, которые уверуют в Мессию, воскреснут для жизни вечной. Разумные, и обратившие многих к правде займут в Тысячелетнем царстве Христа почетное положение, о котором образно говорится в стихе 3 (сравните с Мф 13:43 «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их»). Погибшие мученической смертью за Христа в дни великой скорби воскреснут во Второе Его пришествие (Откр 20:4 «они ожили и царствовали со Христом тысячу лет»). Об участи не уверовавших и делавших зло читаем в Откр 20:5 и в Ин 5:28−29.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.