5:1 Валтасар. Эти события происходили в 539 г. до Р.Х., более чем 20 лет спустя после смерти Навуходоносора (563–562 гг. до Р.Х.). Этот царь, чьё имя (подобное имени Даниила, ср. 4:5) означает «Вил хранит царя», вскоре был убит мидо-персами.

5:2 сосуды. Этот праздник был устроен для того, чтобы поднять дух у людей и заглушить чувство обречённости, потому что в это самое время армии мидо-персов (ср. ст. 30) уже осаждали беззащитный Вавилон.

5:4 Так они взывали к своим божествам об избавлении.

5:5 рука человеческая. Руки вавилонян взяли Божьи сосуды (упомянутые дважды), невзирая на то, что этим они бесчестили Его и бросали Ему вызов. Здесь же рука, которая управляет всеми людьми и которой никто не может противиться, бросила вызов им (4:32). Ответ Бога им был ясен (см. ст. 23-28).

5:7-9 не могли. Не имея Божьей помощи, мудрецы снова оказались беспомощными (ср. гл. 2, 4), в отличие от Даниила, Божьего человека.

5:10 царица… сказала. Возможно, это была жена Навуходоносора или его дочь. Если рассматривать последний случай, она являлась женой Набонида, бывшего соправителем Валтасара (ср. «третий властелин», ст. 16). Она, подобно Навуходоносору в гл. 4, доверяла Даниилу (ст. 11-12).

5:13 отец. Это слово имело тот же смысл, что и слова «дед» и «предок» (ср. 5:18).

5:16 третий властелин. Это трио включало Даниила, Валтасара, внука Навуходоносора (правил с 553 по 539 г. до Р.Х.), и Набонида (правил с 556 по 539 г. до Р.Х.). Эти награды ничего не значили, потому что в ту же ночь город был захвачен (ст. 29-30).

5:25-29 МЕНЕ, МЕНЕ. Это означает «исчислен» или «определён». Для большего акцента слово употреблено дважды. Текел означает «взвешен» или «оценён» Богом, Который взвешивает дела (1Цар 2:3; Пс 61:10). Перес означает «разделённый», т.е. на мидян и персов. Парсин в ст. 25 — это множественная форма слова перес, вероятно говоря о разделённых частях. Приставка «у» перед словом парсин имеет смысл союза «и».

5:30 В ту же самую ночь. В одном из древних источников говорится, что отряды персидского военачальника Угбару вырыли ров для отвода воды из реки Евфрат, таким образом снизив её уровень. Поскольку река текла через город Вавилон, снизившийся уровень воды позволил осаждавшим неожиданно вторгнуться в город по водному пути под толстыми стенами и захватить дворец, прежде чем об этом стало известно в городе. После того как 16 октября 539 года до Р.Х. стража, царь Валтасар и находившиеся во дворце были убиты, Вавилон пал.

5:31 Дарий, мидянин. Вероятно, Дарий — это не имя, а почётный титул Кира, который вошёл в Вавилон со своей армией 29 октября 539 г. Этот титул относится, по меньшей мере, к пяти персидским правителям, но о человеке по имени Дарий, мидянин, история умалчивает. Возможный перевод в 6:28 — «Дария даже… Кира». Другим вариантом, менее вероятным, является то, что имя Дарий было вторым именем Губару, назначенного Киром правителем Вавилонской области его империи. Губару (или Гобрий) и военачальник Угбару, погибший вскоре после захвата Вавилона, — это разные личности. В соответствии с ранее изречёнными пророчествами Вавилон постиг Божий суд (ср. Ис. 13; 47; Иер. 50; 51; Авв 2:5-19).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии учебной Библии МакАртура на книгу пророка Даниила, 5 глава. Учебной Библии МакАртура.


«Благая весть»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Даниил 5 глава в переводах:
Даниил 5 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Толкования Августина
  7. Библия говорит сегодня
  8. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.