е. Нечестивое правление Гофолии в Иудее (11:1−20)

Гофолия узурпировала иудейский трон. Она была единственной царицей Иудеи, и никто из правителей этой страны не был столь рьяно привержен Ваалу, как она.

I. СПАСЕНИЕ ИОАСА (11:1−3)

4Цар 11:1. Гофолия была матерью иудейского царя Охозии, убитого Ииуем (9:27−29; 2Пар 22:9) в 841 г. до Р. Х. Будучи дочерью Ахава и Иезавели, она приходилась сестрой Охозии и Иораму, которые последовательно царствовали в Израиле после смерти Ахава. Гофолия стала женой иудейского царя Иорама, который умер от болезни кишечника (2Пар 21:18−19). Все ее сыновья, кроме младшего, Охозии, были убиты во время одного из вторжений в Израиль филистимлян и аравийцев (2Пар 21:17).

После смерти своего последнего сына, Охозии, она увидела уникальную для себя возможность самой захватить трон. И ради этого пошла на поразительное по своей жестокости истребление собственных внуков; ее не остановил ни голос крови, ни мысль о том, что Господу угодно было сохранить «светильник Давидов» на троне иудейском (2Цар 7:16).

4Цар 11:2−3. Иосавеф, дочь мужа Гофолии — царя Иорама (но, возможно, не дочь Гофолии) и сестра царя Охозии (иудейского), спасла его маленького сына Иоаса. Сначала она спрятала его вместе с его кормилицей у себя в спальне, а потом на протяжении шести лет, пока Гофолия оставалась на троне (841−835 г. до Р. Х.) скрывала его в храме Господнем, где ее муж Иодай был первосвященником (2Пар 22:11). («Генеалогическую таблицу царицы Гофолии».) Иоас был годовалым младенцем, когда его унесли из среды умерщвляемых сыновей царских; шесть лет спустя, в возрасте семи лет, он был провозглашен царем Иудеи (11:21).

2. ПЛАНЫ ИОДАЯ (11:4−8)

4Цар 11:4−8. На седьмом году правления кровожадной Гофолии первосвященник Иодай осуществил дворцовый переворот. Для этого он призвал военачальников довольно высокого ранга, а именно сотников, командовавших царскими телохранителями (вероятно, они были тождественны Хелефеям и Фелефеям, упоминаемым, в частности, в 2Цар 8:18; «скороходы» тоже, как представляется, относились к этому роду воинов) и, возможно, финикийскими наемниками, охранявшими город. Иодай тайно собрал их в храме Соломоновом. Все это были люди лояльные ему и настроенные против царицы.

Судя по 2Пар 23:2, в Иерусалим были собраны, по инициативе Иодая, левиты и главы племен. Священники и левиты (2Пар 23:4) должны были войти в ряды стражи («телохранителей»). В храме Иодай показал собравшимся семилетнего царевича (11:21), законного наследника престола. И затем изложил им свой план коронации Иоаса. «Телохранителям» следовало в ближайшую субботу разделиться на три группы — с тем, чтобы каждой занять особые посты у дворца и храма, которые были, вероятно, соединены крытым ходом.

Все должно было произойти во время «смены караула» в субботний день (соответствующие инструкции были даны «приходящим в субботу» и «отходящим в субботу» — стих 5, 7), когда храмовая площадь была запружена народом; может быть, в один из праздничных дней. Итак, стражникам при доме Господнем следовало окружить ребенка-царя с тем, чтобы на месте убить каждого, кто попытался бы прорваться сквозь их ряд. Под их надежной охраной Иоаса планировали повести из храма к месту его коронации на храмовом дворе.

3. КОРОНАЦИЯ ИОАСА (11:9−12)

4Цар 11:9−11. В назначенную субботу сотниками все было сделано в согласии с полученной инструкцией. Иодай раздал им копья и щиты царя Давида, которые хранились в храме и употреблялись лишь в особо торжественных случаях. В данной ситуации народ, увидевший их, осознал бы всю важность происходящего, как и официальный характер церемонии.

Судя по тому, что храм смотрел на восток, воины (скороходы), по всей видимости, образовали перед ним полукруг — от северо-восточного угла; таким образом весь храмовый двор, где должно было произойти помазание Иоаса, был огражден их щитами.

4Цар 11:12. Иодай вывел Иоаса из храма, где тот жил все эти годы, во двор и возложил ему на голову венец (корону), а в руки дал список завета (т. е. Моисеева закона или какой-то части его; Втор 17:18−19) и провозгласил Иоаса царем. (Слово, переведенное на русский язык как «украшения» (евр. эдут), на самом деле означает «свидетельство», так что, по всей видимости, правильно оно передано в англ. тексте — как «список завета».)

В какой-то момент этой церемонии, может быть, при начале ее, первосвященник помазал Иоаса елеем — в знак облечения его силой свыше (сравните 4Цар 9:6). Несомненно, все это было приурочено Иодаем ко времени, когда наибольшее число народа могло стать свидетелем коронации. В своих расчетах первосвященник не ошибся: люди на всей территории храма рукоплескали и восклицали: да живет царь!

4. КАЗНЬ ГОФОЛИИ (11:13−16)

4Цар 11:13−14. Гофолия ничего, естественно, не знала о задуманном Иодаем (примечательно, что в храм Господа она, почитательница Ваала, не ходила; не было ее там и в ту субботу). Но вот она услышала необычный, все нараставший шум, доносившийся со стороны храма, и пошла туда, чтобы узнать, что происходит в доме Господнем.

Можно себе представить, какие чувства охватили ее при виде маленького Иоаса с царской короной на голове; он стоял на возвышении при восточных воротах внутреннего двора храма — это было место, с которого царь обычно обращался к народу (сравните 2Пар 23:13). В праздничные дни там устанавливалось особое для него возвышение (сравните 4Цар 23:3; 2Пар 6:13). На нем-то и стоял Иоас в окружении военачальников (князей) и трубивших в трубы. И поняла Гофолия, что пришел конец ее царствованию, и разодрала одежды свои (сравните 4Цар 2:12; 5:7; 6:30) с воплем: заговор! заговор!

4Цар 11:15−16. Заговор! Предательство! — вопила Гофолия, но не Иодай совершил предательство, ибо Иоас, которого он помазал, был законным престолонаследником. Ценой злодеяния и предательства захватила трон Иудеи сама Гофолия, которая не была из рода Давидова и, следовательно, права царствовать в Иудее не имела. Так что Иодай с чистой совестью приказал сотникам арестовать ее и вывести с территории храма, а всякого, кто вздумал бы заступиться за нее, — убить.

Первосвященник не хотел допустить, чтобы казнь Гофолии совершилась на святом месте поклонения Иегове (сравните 2Пар 24:20−22). Смерть от меча настигла Гофолию по дороге ко дворцу, у так называемых «конских ворот» (2Пар 23:15), через которые к дому царскому водили коней. Так закончилась жизнь одной из самых нечестивых женщин, о которых повествует Священное Писание, истинной дочери Иезавели.

5. ИОДАЙ ИСКОРЕНЯЕТ КУЛЬТ ВААЛА (11:17−20)

4Цар 11:17. Иодай возобновил завет между Господом и Его народом (Втор 4:20; 27:9−10), который был нарушен после смерти Иосафата. Учредил он и новый завет между царем и народом, завет, обязывавший царя управлять своими подданными в согласии с Моисеевым законом, а народ — повиноваться царю, в соответствии с этим законом.

4Цар 11:18−20. По возобновлении завета с Иеговой и во осуществление его пошли все иерусалимляне в дом Ваала (который, вероятно, был построен Гофолией еще при жизни мужа ее Иорама; 4Цар 8:18), чтобы разрушить жертвенники его и изображения его и умертвить Матфана, жреца Ваалова. Относительно наблюдения над домом Господним, которое было учреждено Иодаем; речь может идти о введении особой усиленной охраны при храме для защиты его от возможных посягательств со стороны почитателей Ваала и от расхитителей его сокровищ из их же числа (2Пар 24:7), но также и об учреждении некоего штата «духовных блюстителей» для наблюдения за строгим следованием возобновленному порядку служения в храме представителей Левитских семей (порядок этот был впервые установлен царем Давидом; 1-Пар 24).

По окончании коронационных торжеств царь Иоас был препровожден в дом царский, где и воссел на престоле. Народ Иудеи несомненно искренне радовался тому, что снова им управляет потомок царя Давида, а поклонение Иегове вновь приобрело официальный статус. Беспорядки и волнения, которые, очевидно, периодически вспыхивали в Иерусалиме в царствование Гофолии, сменились атмосферой тишины и покоя. (Подробнее о правлении Гофолии в 2Пар 22:10 — 23:15.)

Как Иезавель способствовала утверждению культа Ваала в Израиле, так поступала ее дочь Гофолия в Иудее. И в те шесть лет, что она находилась на троне, культ этот пустил корни в Южном царстве. Однако такой силы, как в Израиле, он не достиг — по причине более твердой приверженности ряда иудейских царей Господу.

ж. Благочестивое правление Иоаса в Иудее (11:21 — 12:21)

Начало царствования Иоаса стало началом столетнего правления четырех благочестивых царей, последовательно сменявших на троне Иудеи друг друга. Ни одни из них Иоас, Амассия, Азария и Иофам не были столь же хороши для Иудеи, как Иосафат, Езекия или Иосия, однако, все вместе они обусловили относительную непрерывность самого длительного в истории Иудеи периода царского правления, которое в целом было угодно Господу.

1. БЛАГОЧЕСТИЕ ИОАСА (11:21 — 12:3)

4Цар 11:21 — 12:3. Из всех царей, всходивших когда-либо на трон Иудеи. Иоас был самым юным. Воцарившись в возрасте семи лет, он правил страной на протяжении сорока лет (835−796 г. до Р. Х.). Он был сыном царя Охозии от женщины по имени Цивья, родом из Вирсавии (в южной Иудее).

Волю Господа Иоас исполнял до тех пор, пока находился под сильным влиянием первосвященника Иодая. Однако после смерти наставника Иоас ослабел в своем благочестии, отступил от Господа. Но и в годы его относительной верности Иегове и успешного правления страной высоты не были отменены (они сохранялись при большинстве иудейских царей; толкование на 3Цар 22:43). Напомним, что на высотах иудеи приносили жертвы и возжигали благовония, вопреки Моисееву закону (Втор 12:2−7, 13−14). Вероятно, в глазах Иоаса, как и в глазах его предшественников, эта проблема не заслуживала большого внимания.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.