Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Иисус Навин 10 Иисус Навин 10 глава

2. НАВИН ЗАЩИЩАЕТ ГАВАОНИТЯН (ГЛ. 10)

а. Причина возникновения конфликта (10:1−5)

Нав 10:1−2. Внезапно повествование переходит от Гаваона к Иерусалиму, располагавшемуся на восемь километров южнее его. Состояние, близкое к паническому, охватило Адониседека, царя Иерусалимского, и, надо сказать, основания для этого были. Неожиданная сдача гаваонских городов замыкала дугу, начинавшуюся у Галгала и простиравшуюся через Иерихон и Гай — к пункту, расположенному в нескольких километрах на северо-запад от Иерусалима. Городу грозила опасность. Если бы продвижение израильской армии беспрепятственно продолжалось, Иерусалим в скорости был бы окружен и взят.

Нав 10:3−4. И вот царь Иерусалимский посылает срочную депешу четырем другим царям южного Ханаана, делая в ней упор на то, что Гаваон… заключил мир с Израилем, и за этот предательский акт его следует наказать. Ведь этим, возможно, вымощен путь к другим городам, которым тоже ничего не останется, как сдаться израильтянам. Это был сигнал к войне. Предлагалось немедленное выступление союзников против Гаваона.

Нав 10:5. Ответ не замедлил. Через короткое Время объединенные силы пяти царей, составивших южную конфедерацию, осадили Гаваон. Упоминаемые здесь цари были аморреями, т. е. вождями горных племен Ханаана (сравните толкование на Быт-14:13−16).

б. О дальнейшем развитии событий (10:6−15)

Нав 10:6. Перед лицом неизбежного избиения гаваонитяне послали нарочного к Иисусу Навину в Галгал с настойчивой мольбой о помощи против превосходящей военной силы, угрожавшей им.

Но почему Навин откликнулся на этот вопль о помощи со стороны тех самых людей, которые обманули его? Почему не предоставил хананеям драться друг с другом?

Нав 10:7−8. Почему реакция Навина была незамедлительной? Некоторые видят в этом свидетельство, что договор между израильтянами и гаваонитянами был оборонительным пактом, заключенным в интересах обеих сторон. Но подтверждения этому в Писании мы не находим. Да и абсурдным представляется, чтобы Израиль счел себя обязанным вследствие договора, заключенного с дальним, якобы народом, по первой просьбе спешить на выручку ему. Нет, причина здесь крылась в области военной стратегии.

До этого момента израильская армия нападала на укрепленные города «по очереди»; в лучшем случае евреям предстояла — если они хотели овладеть всей ханаанской землей, — длительная наступательная кампания, порой с неясными локальными результатами. Но тут Иисус Навин понял, что ему представляется отличная, со стратегической точки зрения, возможность.

Объединенные силы хананеев, населявших южную часть страны, собрались в открытом поле за стенами Гаваона. В случае победы Израиль сокрушил бы вражеские тылы по всей этой территории. А, кроме того, Бог ведь заверил Навина, что ему не следует их бояться (сравните 1:9; 8:1), потому что Он, Господь, дарует ему победу.

Итак, Иисус… и с ним весь народ прошли под покровом темноты около сорока километров от Галгала до Гаваона. Это был утомительный переход, все время вверх по горным уступам, — на высоту около полутора тысяч метров. И не было у них возможности сделать привал. Воины устали, а ведь их ожидала встреча с сильным врагом. Конечно, если бы Бог не вмешался, евреи потерпели бы поражение.

Нав 10:9−10. Вдохновляемый Божиим обещанием победы, Иисус внезапно напал на аморреев, возможно, еще до рассвета. Неприятеля охватила паника, и после короткого замешательства, во время которого многие аморреи были перебиты, оставшиеся в живых обратились в бегство. Они бежали на запад, по узкому проходу, вниз по Аиалонской долине, а израильтяне преследовали их по пятам. И это был не единственный случай, когда главная дорога, ведшая вниз из центральной горной страны, сделалась местом побоища; в 66 г. от Р. Х. римский полководец Цестий Галл тоже бежал по этой дороге, преследуемый евреями.

Нав 10:11. Однако и бегством аморреям спастись не удалось. Повелев силам природы «сражаться» на стороне Израиля, Господь стал поражать аморреев крупным градом, так что «камнями с небес» их было на этой дороге побито больше, чем погибло от меча.

Весь этот отрывок представляет собой замечательную иллюстрацию ко взаимодействию человеческого и божественного факторов в достижении победы. В стихах 7−11 — чередование действий, предпринимаемых то Иисусом Навином (и Израилем), то Господом. Еврейским воинам пришлось сражаться, но победу даровал им Бог.

Нав 10:12. Но день битвы на склоне горы Вефоронской неизбежно склонился бы к вечеру, а Иисус Навин знал, что преследовать врага им предстоит еще долго, и преследование это будет трудным. В распоряжении вождя евреев было в лучшем случае 12 часов дневного времени. А Навину явно требовалось его больше, чтобы осуществить обещанное Богом (стих 8) и полностью уничтожить врагов Израиля. И вот Иисус обратился к Господу с явно необычной просьбой: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

Нав 10:13−15. Был полдень, и жаркое солнце стояло прямо над головой, когда Иисус произнес свою молитву. Луна была в то время на горизонте, в западной части неба.

И Господь ответил на обращенную к Нему просьбу. В ответ на молитву, произнесенную с верой, Он дал совершиться великому чуду. Но то, что записано о нем в Библии, принято считать самым разительным примером «столкновения» между Священным Писанием и наукой. Ведь хорошо известно, что не солнце движется вокруг земли, вызывая чередование дня и ночи, но, напротив, земля, вращаясь вокруг солнца, вращается и вокруг своей оси, в результате чего на смену свету приходит тьма и наоборот.

Тогда почему же Иисус Навин «обращается» к солнцу, а не к земле? Да просто потому, что он говорил в согласии с тем, что «видел». И сегодня еще люди, включая ученых, поступают так же. Разве в научных альманахах и журналах не отмечаются часы восхода и захода солнца? Однако никто «не обвиняет» авторов и редакторов в научной ошибке.

И все-таки необычайно долгий день, о котором говорится в 10-ой главе книги Иисуса Навина, надо как-то объяснить. Что, в самом деле, произошло в тот удивительный день? Ответов предлагается множество. Тут и солнечное затмение, и преломление солнечных лучей и т. д. и т. п. Однако наилучшее объяснение видится в том, что в ответ на молитву Иисуса Бог замедлил вращение земли так, что полный оборот вокруг своей оси она совершила не за 24, а за 48 часов.

Представляется, что в поддержку именно такой точки зрения говорят стихи 12б−13, включая приводимую цитату из книги Иашера (в русском тексте Библии — книги Праведного), древнееврейского литературного сборника песен, сложенных в честь достижений израильских вождей; в нем же записана и песнь Давида на смерть Саула и Ионафана; 2Цар 1:17−27.

Но если бы Бог не затормозил при этом всего естественного хода вещей, то не замедлили бы сказаться катастрофические последствия совершенного Им чуда: гигантские волны приливов обрушились бы на землю, и предметы стали бы носиться в воздухе.

О замедлении вращения земли свидетельствуют заключительные слова стих 13 «стояло солнце… и не спешило к западу почти целый день» То есть к западу, оно склонялось неестественно медленно, полдень словно бы нехотя уступал место сумеркам, давая Навину и его воинам достаточно времени, чтобы завершить их победоносную битву. Подчеркивается, что ни до ни после того дня Господь не отвечал подобным чудом на молитвы человеческие (так Он не слышал… глас человеческий; стих 14).

Важно не упустить из виду и то обстоятельство, что солнце и луна были главными божествами хананеев. И вот по молитве израильского вождя хананейские боги вынуждены были подчиниться. Ключ к пониманию триумфа израильтян, разгромивших союзное войско хананеев, в следующих словах: Ибо Господь сражался за Израиля.

в. Кульминация конфликта (10:16−43)

Нав 10:16−24. Пользуясь преимуществом необычайно долгого дня, Иисус Навин продолжал преследовать врага. Пять сильных царей и их войско вышли из своих укрепленных городов, чтобы сразиться с Израилем под открытым небом. И тогда Иисус вознамерился помешать им вернуться назад в их обнесенные стенами города.

Когда стало известно, что пять царей укрылись в пещере, сам Иисус не стал тратить время на расправу с ними, но продолжал решительно преследовать аморрейских воинов; все они были убиты, за исключением немногих, которым удалось ускользнуть и достичь своих городов.

Но затем Иисус вернулся к пещере в Македе, которую охраняли его воины. По приказу Навина пять царей были выведены вон и казнены. Однако прежде, в согласии с обычаем победителей на востоке, иллюстрации к которому нередко обнаруживают на египетских и ассирийских памятниках, Иисус повелел своим командирам наступить ногами на шеи царей — в знак низвержения их.

Нав 10:25−27. Навин обратился к своим воинам с теми же словами, с которыми Бог обращался к нему: Не бойтесь и не ужасайтесь (сравните 1:9; 8:1); будьте тверды и мужественны (сравните 1:6−7, 9). И в предвиденьи будущих побед Израиля над хананеями «подытожил»: Ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать.

Убитые по приказу Иисуса Навина цари были повешены на пяти деревьях, где оставались до захода солнца (сравните 8:29). Вечером тела их были брошены в пещеру, где до этого цари скрывались, и вход в нее опять (10:18) завалили большими камнями. Эти камни стали еще одним памятником победоносного марша израильтян по Ханаанской земле.

Нав 10:28−39. Поражение пяти царей и их войск наложило печать обреченности на южный Ханаан. Совершая серию быстрых наступательных рейдов, Иисус Навин атаковал ключевые военные центры — с целью подорвать самую боеспособность хананеев. Вначале он взял Макед (стих 28), потом Ливну (стих 29), далее Лахис (стих 31) и Еглон (стих 34).

Эти города, растянувшиеся примерно по линии север-юг, охраняли подступы к южным нагорьям. Столетия спустя цари Сеннахирим и Навуходоносор последуют той же стратегии в своих нападениях на Иуду. Затем Иисус продвинулся в самое сердце южного региона и взял там два главных укрепленных города — Хеврон (стих 36) и Давир (стих 38).

Но Иерусалим и Иармуф — два города, участвовавшие в конфедерации пяти (стих 5), израильтяне обошли стороной. По крайней мере, в Библии не упоминается о взятии ими города Иармуфа. Что же касается Иерусалима, то нет сомнения, что израильское войско слишком устало, чтобы после возвращения в свой стан в Галгале идти на Иерусалим; очень уж трудной была эта задача. Языческий «остров», сохранившийся таким образом на захваченной евреями территории, должен был служить источником немалых беспокойств для колен Иуды и Вениамина, пока им не овладел царь Давид (2Цар 5:7).

Нав 10:40−43. Размаху израильской кампании на юге подводится итог в стихах 40−41 (сравните 11:16). Под районом Гошен следует, вероятно, понимать окрестности Давира в южной части Ханаана. Город под названием Гошен был одним из одиннадцати городов в «нагорной земле», среди которых был и Давир (Нав 15:48−51). Может быть, и местность эта носила название по имени города. Серия впечатляющих побед, о которых говорится в Нав 10, представляется вполне вероятной в свете заключительного заявления: И всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом; ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиля (стих 42).

И возвратились… Иисус Навин и его армия в Галгал, чтобы готовиться к завершению поставленной перед ними задачи.

Г Северная кампания (11:1−15)

После изматывающей военной кампании, проведенной на юге, Иисус Навин не мог позволить себе и армии насладиться сколько-нибудь продолжительным отдыхом, ибо еще более серьезный вызов был брошен им со стороны крупной коалиции неприятельских сил на севере страны. Но Иисус готов был к исполнению и этой задачи. Умной и выигрышной в военном отношении оказалась тактика, к которой он прибегал: 1) Сражения под руководством Навина всегда носили наступательный характер.

Когда он узнавал, что на него готовится нападение, то предварял его собственной атакой на неприятеля. 2) Он удачно пользовался моментом неожиданности (к примеру, когда выступил против пяти аморрейских царей, осадивших Гаваон, (10:9); а также против многочисленных царей при водах Меромских (11:7), и при осаде Гая, когда подстроил ловушку для врагов, 8:14−19). 3) Навин всегда посылал своих воинов вдогонку отступающему неприятелю, чтобы не дать ему вернуться в свои города (10:19−20).

И в духовном отношении Иисус Навин служил примером для своего народа: он исполнил обещание, которое его лазутчики дали Раав; он остался честным и по отношению к обманувшим его гаваонитянам; он мог бы пользоваться своим положением в собственных интересах, однако, не делал этого. С таким-то человеком у кормила власти в Израиле подошло к своей последней стадии завоевание Ханаана.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.