Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Колоссянам 3 Колоссянам 3 глава

Ш. Духовная часть: внутренняя жизнь во Христе (3:1−17)

Твердо зная, что истинная мудрость сокрыта во Христе (2:1−5), Павел призывал колосских христиан оставаться в Нем (2:6−7) и не обманываться пустой философией (2:8−10). Поскольку верующие отождествились со Христом, им нет нужды жить по иудейским законам (2:11−17), рискуя лишиться своей награды на небесах (2:18−19). Они умерли со Христом и, значит, не подвластны законническим правилам (2:20−23).

Более того, они также совоскресли со Христом. А поэтому должны настраивать свои сердца на небесное (3:1−4), умертвив в себе все греховные мирские проявления (3:5−11); им следует облечься в Христовы добродетели (3:12−17). Другими словами, верующим надо искать духовные ценности (3:1−4) и, отказавшись от грехов, сопутствовавших их прежней жизни (3:5−11), жить добродетельно (3:12−17). А это, в свою очередь, не сможет не сказаться на их взаимоотношениях как с членами их семей, так и со всем обществом (3:18 — 4:1).

Л. Ищите духовные ценности (3:1−4)

Кол 3:1. Поскольку верующие не только умерли, но и воскресли со Христом (Рим 6:8−10; Кол 2:12−13), они должны искать горнего. Это значит строить свою жизнь, руководствуясь небесными целями и придавая, так сказать, небесное направление своим земным делам; сосредотачивать внимание на «восшедшем превыше всех небес» (Еф 4:10), прославленном (Ин 17:5) и превознесенном (Флп 2:9) Христе, Который сидит одесную Бога (Пс 109:1; Лк 22:69; Деян 2:33; Деян 5:31; Рим 8:34; Еф 1:20; Евр 1:3, 13; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). Он получил это достойное Бога место потому, что победил силы зла и смерти (Еф 2:14−15).

Кол 3:2. О горнем помышляйте, а не о земном, — подчеркивает Павел. То есть заботьтесь о вечном, а не о временном. Смотрите не на видимое, но на невидимое: «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор 4:18). Сходство следующих друг за другом увещаний в стихах 1−2 усиливает их звучание. По-гречески первая фраза предполагает стремление, а вторая — сугубую сосредоточенность на том, к чему стремишься.

Павла вовсе не устраивал внешний аскетизм; он осудил его (2:20−23). Он как бы говорил, что жизнь в этом мире будет лучше, если вести ее силою Того, Кто превыше этого мира — силою воскресшего, вознесшегося и прославленного Христа. Четыре греческих слова — «та епи тес гес» — переведенные одним словом «земное» (3:2), употреблены и в стихе 5; они подразумевают морального, а вовсе не физического плана те «вещи на земле» (буквально по-гречески), которых следует избегать: перечисленные в стихе 5 «блуд, нечистоту» и т. п.

Павел не одобрял пренебрежения гностиков к материальному. Ведь все существующее в физическом мире сотворено Богом, а, значит, все оно, включая тело и близость между мужем и женой, — хорошо (Быт 1:27−30; 1Тим 4:1−4). Однако, поскольку физическое наше тело дает повод «делам плоти», т. е. нравственным согрешениям (Рим 7:4−6), Павел предостерегает верующих от настроя их чувств «на эту волну», дабы не помешали они сами осуществлению Божиих целей в отношении них.

Кол 3:3−4. В момент своего спасения христианин умирает для зла «плоти», т. е. умирает грешная его природа (Рим 6:3−8; Кол 2:11), и жизнь его «укрывается» с этой минуты в Боге (сокрыта со Христом в Боге). Слово «сокрыта» употреблено здесь не только в буквальном смысле («скрыта», «спрятана»), но и в смысле ее защищенности, безопасности отныне («укрыта», как укрываются в убежище). Верующий еще не прославлен, но, пребывая во Христе, он пребывает в безопасности. Самая его жизнь и есть Христос. Некогда Он сказал, что уходит туда, где «мир уже не увидит» Его (Ин 14:19).

Однако, когда Он снова придет за Своею Церковью (1Фес 4:16−18), верующие явятся с Ним и будут прославлены. Как написал апостол Иоанн: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (т. е. и верующие будут прославлены так же, как прославлен Он; 1Ин 3:2; сравните 1Кор 13:12; Кол 1:27). Таким образом внимание верующих должно быть сосредоточено не только на высших сферах, где Христос царствует в небесах, но и устремлено вперед — к грядущему моменту Его возвращения за ними на облаках.

Б. «Отложите» грехи «ветхой жизни» 3:5−11)

Кол 3:5−6. Образный строй Павловой мысли движется от символики смерти и жизни к символике «облечения» (в «одежды») и «совлечения» их. Итак умертвите земные члены ваши. В оригинале это повеление звучит с особой категоричностью: «Умертвите! Сейчас же! Сделайте это со всею решимостью!» («Земные члены» надо понимать как все то, что сопутствует греховной природе человека.) Конечно, Бог уже сделал это, однако, христиане должны это знать, считать это истиною и поступать соответственно этому (Рим 6:5−14).

Другими словами: они не могут и далее жить так, как будто по-прежнему «живы для греха», тогда как они мертвы для него. Им следует отказаться от прежнего образа жизни, который проистекает из греховности их природы. «Земные члены» — это полная противоположность «горнему» (Кол 3:1−2). Это «ветхое» человеческое «я» или все та же «греховная природа» (2:13); в Еф 4:22 и в Кол 3:9 она названа «ветхим человеком».

Некоторые полагают, что здесь имеется в виду «натура» христианина, какой была она до его обращения; другие же считают (и это более вероятно), что речь тут идет о злых и нечистых наклонностях, которые все еще проявляются в жизни уже верующего человека. Но даже если принять первую точку зрения, итог в конечном счете будет тем же: христиане не должны жить так, как они жили прежде, потому что теперь они — «новая тварь» во Христе (2Кор 5:17).

Перечисление порочных проявлений земной человеческой природы включает: блуд, половую распущенность, и нечистоту (в более широком ее диапазоне), страсть (не подвластность неконтролируемым желаниям), злую похоть (как стремление к запретному) и любостяжание, т. е. жадность, которое есть идолослужение (поскольку ищет удовлетворения не в «горнем», а в сугубо земном). Подобные перечисления нередко встречаются в посланиях Павла (Рим 1:29−31; 1Кор 5:11; 1Кор 6:9; Гал 5:19−21; Еф 5:3−5).

Здесь апостол добавляет: За которые гнев Божий грядет на сынов противления. По-гречески эта фраза звучит так, как будто излияние гнева Божия уже началось (сравните Ин 3:36). Однако с особой силой он, конечно, изольется на противящихся Ему в будущем, когда Христос возвратится на землю (Рим 2:5; 2Фес 1:7−9).

Кол 3:7−9. Хотя верующие в Колоссах — до того, как познали Христа, — и сам «ходили этими путями» (в которых и вы некогда обращались), впредь Павел призывает их отказаться от этого. А теперь вы отложите все. Слово, переведенное как «отложите», опять-таки означает (буквально) «снимите с себя» (как снимают одежду). В этическом смысле это звучит как «сбросьте все это с себя, подобно грязной рубашке» (Рим 13:12; Еф 4:22, 25; Евр 12:1; Иак 1:21; 1Пет 2:1). Образ облачения в одежду и снятия ее часто сопутствует в Библии рассуждениям на этические темы (Иов 29:14; Пс 34:26; Ис 11:5; Рим 13:12; 1Фес 5:8).

Такие отвратительные черты характера, как гнев, ярость, злоба, злоречие, сквернословие — несовместимы с пребыванием во Христе. Верующим они никак не подобает (сравните Еф 4:17, 31). Под «гневом» («орген») тут понимается постоянно тлеющее в человеке чувство гневливости, тогда как «ярость» (тимон) соответствует резким вспышкам ее. «Злоба» (какиан) — порок, питающий оба предыдущих, так же запрещена верующим, как запрещено им «злоречие» (бласфемиан). Под «сквернословием» (аискрологиан) понимается то, что в просторечии зовется «грязным языком».

Ложь недопустима для христиан (сравните Еф 4:25) потому, что любовь к истине — существенная особенность людей, последовавших за Тем, Кто есть Истина (Ин 14:6).

Коль скоро в момент спасения христианин совлекся ветхого человека с делами его, т. е. «сбросил» с себя прежнюю свою невозрожденную природу со всем, что вытекало из нее, перечисленные пороки не могут более гнездиться в нем.

Кол 3:10. Он должен облечься в нового человека (принять новый образ жизни). Его поведение должно находиться в соответствии с новым его положением. Однако его новое «я» нуждается в постоянном обновлении (который обновляется по-гречески настоящее время, выражающее постоянность действия) — с тем, чтобы верующий мог непрестанно побеждать в себе грех. Эту же идею о постоянном обновлении христианина Павел развивает в 2Кор 4:16 («если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется»); в Рим 12:2 («но преобразуйтесь обновлением ума вашего») и в Еф 4:23 («А обновиться духом ума вашего»).

Это непрекращающееся обновление «нового человека» происходит в познании (или через познание; Кол 1:9; 2:2). Оно имеет место тогда, когда верующий, будучи в общении с Христом, день за днем лично и глубоко познает Его. А кроме того, обновление происходит по образу Создавшего его, т. е. человека (буквально здесь — «в соответствии с образом»), так как цель этого обновления состоит в уподоблении верующих Ему («и облечься в нового человека, созданного по Богу» — Еф 4:24).

Адам был создан по образу Божиему (Быт 1:27), т. е. был подобен Ему и в моральном и в интеллектуальном отношениях. В результате грехопадения образ Божий не был утрачен Адамом (он был только замутнен в нем — Быт 9:6; Иак 3:9); но будучи «поврежден», он нуждается в восстановлении и обновлении. Поступательно обновляя свою возрожденную природу под освящающим воздействием Духа Святого, христиане все более уподобляются своему Господу. И в воскресении верующие «будут носить образ небесного» (Христа) — 1Кор 15:49. Тогда и закончится работа по восстановлению образа Божьего в человеке, и мы станем «подобны Ему» (1Ин 3:2).

Кол 3:11. В Христе исчезают все различия между людьми, включая национальные (ни Еллина, ни Иудея — иудеи всех не евреев называли «еллинами» или «язычниками» — Гал 3:28); религиозные (ни обрезания, ни необрезания); культурные (всех чуждых греческой культуре принято было называть варварами; скифами же звались дикие племена скотоводов — кочевников); экономические или социальные (раба или свободного).

Если грек («еллин»), кто-либо из «необрезанных», варвар, скиф или раб принимал Христа верою, то становился в Нем «новой тварью» (2Кор 5:17), «новым человеком» (Кол 3:10) — точно так же, как иудей или свободный, уверовавшие в Него. Ибо все и во всем Христос. Иначе говоря, обычные различия между людьми преодолеваются и преобразуются, когда люди соединяются со Христом.

Все барьеры разрушаются в Господе, и в Нем все верующие поистине делаются равными. Потому и следует ожидать, что каждый из них — независимо от своего национального происхождения, религии, которую он исповедовал прежде, своего культурного уровня и социального положения — будет воздерживаться от греховного поведения и жить в согласии со своим новым «я».

В. Облекитесь в добродетели новой жизни (3:12−17)

Поскольку все верующие имеют новую жизнь во Христе, все они призваны «облечься в добродетель», позволив Христу управлять их сердцами. Слово Его должно вселяться в них обильно. И все, что они делают, они должны делать во имя Господа Иисуса.

Кол 3:12. Павел снова предлагает верующим совершить решительное действие: облекитесь. Поскольку они облеклись в «нового человека» (стих 10), то и жить должны соответственно, обретя необходимые для этого черты и наклонности. В стихах 8−9 апостол перечислил шесть пороков (гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и ложь). По контрасту с ними верующие, как избранные Божии (сравните Рим 8:33), святые (отделенные для Бога — Кол 1:2) и возлюбленные (сравните Рим 5:8; 1Ин 4:9−11, 19), должны обладать рядом добродетелей.

Сюда входят: милосердие (по-гречески это звучит необычайно трогательно — примерно как «способность сочувствовать или сострадать от сердца»); благость (милосердие в действии, сравните 2Кор 6:6); смиренномудрие (осознание своей «малости» перед Богом — сравните Флп 2:3; 1Пет 5:5); кротость (отношение к другим людям в свете осознания своей «малости»); долготерпение (сдержанность, способность ровно и спокойно реагировать на любые обстоятельства и поступки окружающих — Кол 1:11). Последние три добродетели перечислены в таком же порядке в Еф 4:2, а в Гал 5:22−23 упомянуты три из них: милосердие, долготерпение, благость.

Кол 3:13. Верующие должны снисходить друг ко другу — в свете добродетелей, перечисленных в стихе 12, и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Почему? — Потому что их самих простил Христос, не ставя при этом никаких условий (Еф 4:32). Так и им следует прощать друг друга. Недоброжелательству не может быть места среди христиан, потому что оно толкает к согрешениям, перечисленным в Кол 3:8−9.

Кол 3:14 Однако более всего верующие должны облечься в любовь. В 1Кор 13:13 Павел писал: «но любовь из них больше». В перечне добродетелей любовь должна занимать главное место, так как все они, упомянутые выше, именно ею соединяются в совокупность совершенства.

Кол 3:15. Мир Божий по воле самих христиан должен управлять ими потому что, будучи членами одного тела, они призваны быть в мире друг с другом. Чем ближе верующие ко Христу (и чем более они подобны Ему), тем они ближе друг ко другу. В их личных взаимоотношениях роль «третейского судьи», за которым — последнее слово, должен играть «мир» (в значении того внутреннего покоя, который дается Богом).

Последователи Христа, облекшиеся в перечисленные апостолом добродетели (3:12−14), каждое спорное дело не в пререканиях и ссорах стараются решить, но имея своим «арбитром» мир, исходящий от Бога. А, кроме того, и чувство благодарности не должно покидать христиан (дружелюбие ведет к благодарности; сравните Флп 4:6; Кол 1:12; Кол 3:17; Кол 4:2; 1Фес 5:18). Ибо если ссоры лишают нас покоя, то парящее в душе чувство благодарности дает нам сполна насладиться им.

Кол 3:16. Отличительной особенностью новой жизни христианина является Божие слово, вселяющееся в нее обильно. В свое время слова Христа были записаны апостолами, водимыми Духом Святым (Ин 14:26; Ин 16:13; Ин 20:31). Эти-то слова, как и всякое запечатленное в Библии слово Божие, должны вселяться в верующих — посредством постоянного изучения их, обдумывания и практического применения.

Если слово Христово органически вписывается в жизнь христианина и как бы самую природу его, то естественно и повседневно заявляет о себе, звуча в воспеваемых им псалмах (песнях из книги Псалмов), в песнях хвалы Богу (славословиях) и в прочих духовных песнях; все они воспеваются во благодати (по другим переводам — «с благодарностью») — с целью не только доставлять радость другому, но и восславлять Господа. Судя по англ. переводу Библии, фраза со всякой премудростью относится ко второй части стиха, подразумевая, что христианам следует «научать» и «вразумлять» друг друга с мудростью (сравните 4:5), а не бестактно (сравните Гал 6:1).

Кол 3:17. Все, что делает верующий (сравните стих 23), должно им делаться во имя Господа Иисуса Христа (т. е. для Его славы, сравните 1Кор 10:31) и с благодарностью Ему (сравните Флп 4:6).

IV. Практическая часть: внешняя жизнь во Христе (3:18 — 4:18)

В этой последней части послания Павел обращается к практике человеческих взаимоотношений, обусловливаемой положением верующего во Христе. Он начинает с того, что каждого последователя Христа (будь-то муж, жена, ребенок, отец, раб или хозяин) призывает к личному совершенствованию в пределах его человеческой семьи (3:18 — 4:1). Затем он напоминает о важности интенсивной молитвенной жизни (4:2−4) и несколько слов говорит о том, как должны христиане держаться с неверующими (4:5−6). В стихах 7−18 апостол представляет читателям послания своих сотрудников и выражает заботу обо всех верующих в городе Колоссы.

А. Совершенствуйте свою жизнь в семье (3:18 — 4:1)

В соответствии с темою всего послания (совершенствование во Христе — 1:28) Павел призывал верующих совершенствовать и свои взаимоотношения в рамках семьи.

Кол 3:18. Жены должны повиноваться своим мужьям, потому что муж — глава семьи. Повеление апостола не утрачивает своего значения с тех пор — по двум причинам, на которые указано им в других местах; это — 1) порядок сотворения человеческой пары (мужчина был сотворен первым, потом женщина — 1Тим 2:13); и 2) приоритет Бога Отца (Христос подчиняется Отцу Небесному — 1Кор 11:3). Повиновение или подчинение не подразумевает низкого положения того, кто подчиняется; речь идет лишь о том, что муж, а не жена является главою семьи. Если его сравнить с «президентом», то ее можно приравнять к «вице-президенту».

Конечно, упомянутое подчинение введено в определенные моральные границы: жена да подчиняется мужу, как это прилично в Господе. Подобно тому, как верующие должны повиноваться властям (Рим 13:1; Тит 3:1; 1Пет 2:13), но — лишь до тех пор, пока эти власти не выходят из подчинения Богу (Исх 1; Дан 3; 6), жены должны следовать за своими мужьями лишь в Господе, то есть они не обязаны подчиняться им ценою неподчинения тем или иным Господним повелениям.

Кол 3:19. Мужья должны любить своих жен (как Христос возлюбил Церковь — Еф 5:28−29). Следовательно, руководство семьей им следует осуществлять любовно, а не диктаторскими методами. Может быть, мужья нуждаются в этом напоминании быть нежными и любящими — так же (или более), как жены в напоминании о том, чтобы не пытались брать верх над своими мужьями.

Что касается жены, то абсолютная власть мужа над ней способна пробудить в ней лишь чувство горечи, но никак не любовь к нему. «Не будьте суровы» по-гречески буквально звучит как «не огорчайте». Жены, эти «немощнейшие сосуды» (1Пет 3:7), могут быть уподоблены и нежным цветам, способным лишь увянуть от грубого обращения, и, напротив, расцвести — в лучах любовной о них заботы. Поэтому в хорошей, духовно зрелой, семье муж именно так заботится о жене, а она отвечает добровольным подчинением его руководству в любви.

Кол 3:20. Дети должны быть послушны родителям во всем. Неповиновение родителям приравнивалось в Ветхом Завете неповиновению Богу и строго каралось (Исх 21:17; Лев 20:9). Сам Иисус, находясь в детском возрасте «в повиновении» у Иосифа и Марии (Лк 2:51), подал тем самым пример всем детям. Послушание родителям благоугодно Господу. Это не означает, что ребенок может получить спасение, повинуясь своим родителям. Но послушание отвечает тому порядку вещей, который был предусмотрен для человеческой семьи Самим Богом. В Еф 6:1 Павел писал: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».

Кол 3:21. Отцам (и матерям тоже — Притч 1:8; Притч 6:20) не следует злоупотреблять послушанием детей и раздражать их беспрерывными поучениями и неразумными требованиями. Павел и в другом послании писал: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф 6:4). Такое обращение лишь приводит их в уныние. Похвала за правильные поступки (а не постоянные замечания и упреки), наряду со строгим, но доброжелательным воспитанием (Евр 12:7), помогают растить детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4).

Кол 3:22−25. Рабы призываются к повиновению своим господам по плоти, т. е. земным своим господам (в отличие от их духовного «Господина», который у всех верующих один — Иисус Христос). Апостол увещает рабов слушаться в простоте сердца (т. е. искренне, от сердца), а не только тогда стараться, когда господа наблюдают за ними, чтобы завоевать их расположение (не поступать, как человекоугодники, наставляет Павел своих читателей).

Трудиться рабы должны были, боясь Бога. Сознание, что Бог видит все, делало почетным даже труд раба. Поэтому все, что ни делали (сравните стих 17) рабы-христиане, должны они были делать в простоте сердца (т. е., как уже говорилось, от души, руководствуясь внутренними побуждениями, а не соображениями выгоды), делая это, как для Господа, я не для человеков.

Хотя рабство как система социальных отношений было явлением нежелательным, Павел не ставил себе целью изменение существовавших в обществе порядков (1Кор 7:17−24). Принципы, изложенные им в Кол 3:22−25 по отношению к рабам, применимы в наше время к рабочим и служащим всех рангов, если они — христиане.

При условии, что больше и больше христиан, где бы они ни трудились сегодня, служили бы своим работодателям с искренним старанием и так, как если бы они служили для Господа, насколько возросли бы производительность труда и качество производимой продукции! Ко всем верующим относятся эти слова: вы служите Господу Христу (кстати, нигде более в Новом Завете не встречается это словосочетание: «Господь Христос»). В конце-концов «последний расчет» будет произведен Самим Господом (сравните 2Кор 5:10), у Которого нет лицеприятия (сравните Рим 2:9; Еф 6:9), а это значит, что по всей справедливости Он «воздаст» тем, кто поступал скверно, и вознаградит (наследием) тех, кто служил Ему.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Колоссянам, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Колоссянам 3 глава в переводах:
Колоссянам 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.