3:1−66 В то время как общее горе выражается в индивидуальном плаче, надежда и утешение поддерживаются верой в Божию милость и любовь.
3:1 Я человек. Плач одухотворен пламенной любовью к отечеству, наряду со скромной сдержанностью относительно личности составителя.
3:2 ввел во тьму, а не во свет. Ср. Ис 9:2. Тьма служит метафорой бедствий, богооставленности, свет олицетворяет спасение и блаженство. Ср. Ам 5:18.
3:4 кожу мою... кости мои. Ср. Иов 13:28; Ис 38:13.
3:5 горечью и тяготою. Душевные и физические страдания сопутствуют друг другу.
3:6 давно умерших. Вера в любовь Божию рождает упование, преодолевающее даже смерть (см., напр., Пс 48:16; Пс 72:24).
3:7−9 окружил меня стеною... отяготил... преградил дороги мои, извратил стези мои. Т.е. поставил в чрезвычайно тяжелое положение (ср. Пс 87). См. Пс 9:22; Пс 12:2; Пс 21:3.
3:10−12 как бы медведь... целью для стрел. Ужас и отчаяние ассоциируются с опасностями, подстерегающими путешественника.
3:14 стал посмешищем. См. Пс 68:12; Иер 20:7.
народа моего. Унижение пророка живописует бедственное положение самого народа.
3:17 удалился мир... забыл о благоденствии. Эти условия, являющиеся результатом благодати, ныне отсутствуют.
3:18 погибла сила моя и надежда моя на Господа. Состояние безнадежности богооставленности достигает кульминации.
3:20 помнит это душа. Душевная боль пророка передает страдания всего народа (см. 1:7).
3:21 Вот, что я отвечаю сердцу моему. Воспоминания, некогда усугублявшие отчаяние, ныне внушают надежду (ср. Пс 76:4−16).
3:22−24 Это кульминация всей книги. Ощущение отвергнутости Богом сменяется надеждой, которая зиждется на знании Его сущности и верности обетованиям. См. Пс 21.
3:22−23 См. Пс 135:1.
3:22 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу.
милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4:22; Ос 11:8).
3:23 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс 89:14; Мал 4:2; Лк 1:78).
верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв 2:4).
3:24 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» (Числ 18:20; ср. Пс 72:26).
3:25 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар 28:9). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26−27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»).
3:27 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям.
3:28−30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия.
3:28 сидит уединенно. Ср. 1:1.
3:30 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис 50:6; Мф 26:67).
3:31−33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно (Пс 29:6; Ис 54:7; Ос 6:1). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает.
3:34−36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8:3. Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа.
3:37−38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт 1:3).
3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.
3:39 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима — плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо.
3:40−42 Испытаем... упорствовали. Призыв к покаянию.
3:42 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении.
3:43−45 Ты покрыл... среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов.
3:48 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь.
3:49 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс 6:7; Пс 41:4; Иер 9:18).
3:52 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс 34:19; Ин 15:25.
3:53 в яму. Ср. Пс 27:1; Пс 87:7. Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер 38:6).
3:55 Я призывал... из ямы глубокой. См. Пс 29:2; Иона 2:2−7. Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня.
3:56 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс 6:9−11).
3:57 не бойся! Ср. Ис 41:10; Мк 6:50.
3:58−66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания.
3:58−59 дело души моей; искуплял жизнь мою... дело мое. См. Иер 50:34. Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их».
3:61−66 Ты слышишь, Господи... из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи.
Комментарии Женевской Библии на Плач Иеремии, 3 глава. Новой Женевской Библии.
Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.