Здесь повторяется описание войны Давида с аммонитянами и их союзниками сирийцами и его побед над ними; эти события представлены в точности, как и во 2Цар 10. Мы узнаем:
(I) О любезности Давида по отношению к царю аммонитян, явленной в том, что он отправил к нему посольство с соболезнованиями по случаю смерти его отца (ст. 1−2).
(II) Об огромном оскорблении, которое царь аммонитян нанес Давиду, поступив весьма нелюбезно с его послами (ст. 3−4).
(III) О законной обиде Давида и о разразившейся вследствие этого войне, в которой аммонитяне поступили хитро и призвали себе на помощь сирийцев (ст. 6−7); о смелых действиях Иоава (ст. 8−13) и об очередной победе Израиля (ст. 14−19).
Стихи 1−5. Здесь мы примем во внимание, что:
(1) Благочестивым людям приличествуют добрососедские отношения и особенно благодарность. Давид пожелал отдать дань почтения Аннону, потому что тот был его соседом; и религия учит нас проявлять порядочность и любезность в отношениях с людьми, быть почтительными со всеми и охотно оказывать всевозможные услуги тем, среди которых мы живем; различия в религии не должны служить помехой. Но, кроме этого, Давид помнил о любезности, которую явил ему некогда отец Аннона. Приняв какую-то услугу, мы должны оказать ответную по мере возможности и при удобном случае; и если услуга была оказана родителями, а они умерли, то оказать ответную нужно их детям.
(2) Как гласит древняя притча: от беззаконных исходит беззаконие (1Пар 24:14). Злой человек будет злословить, и орудием невежи будет грубость, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав (Ис 32:6−7). Если человек подл и сам замышляет зло, то склонен подозревать в коварстве и других без особой на то причины. Слуги Аннона внушили ему, что Давидовы послы пришли как разведчики; как будто бы такой великий и могущественный человек, как Давид, нуждается в столь ничтожных средствах (если бы он вынашивал замыслы против аммонитян, то выступил бы открыто, не прибегая к обходным маневрам). Или как будто бы человек такой чести и достоинства способен на подлость. Тем не менее Аннон к своим слугам прислушался и, вопреки международному праву, поступил с Давидовыми послами коварно.
(3) Господа должны защищать своих слуг и с величайшим вниманием заботиться о них, если во время службы те потерпели ущерб или бесчестье. Именно так повел себя Давид по отношению к своим послам (ст. 5). И Христос сделает это для своих служителей. И пусть все господа оказывают рабам должное и справедливое.
Стихи 6−19. Здесь мы видим:
(1) Как сердце грешников, предопределенных к уничтожению, ожесточается себе же на погибель. Аммонитяне увидели, что они сделались ненавистными Давиду (ст. 6), и могли бы проявить мудрость, если бы стали искать примирения, смирились и предложили какую-нибудь сатисфакцию за нанесенное ему оскорбление; но они сделались не только ненавистными Давиду, а и отвратительными с точки зрения правосудия Господа, Который является Царем народов и пожелает восстановить поруганную честь и призовет к ответу за нарушение международного права. Вместо поисков мира они приготовились к войне и таким образом навлекли на себя от руки Давида такое разорение, которого он никогда и не замышлял.
(2) Как мужество храбрых людей возрастает и усиливается под действием трудностей. Когда Иоав увидел, что впереди и сзади разгорается бой (ст. 10), то не стал думать об отступлении, но удвоил свою решительность; а поскольку войско он удвоить не мог, то разделил его на две части и не только говорил, а и действовал, как доблестный муж, проявив огромное присутствие духа в окружении врага. Он договорился со своим братом о взаимопомощи (ст. 12), воодушевив себя и других командиров, чтобы каждый на своем посту действовал решительно, думая о Божьей славе и о благе своей страны, а не о чести и преимуществе для себя, и потом предоставил дело Богу: и Господь пусть сделает, что Ему угодно.
(3) Сколь бессильны высочайшее мастерство и сила против правосудия и справедливости. Аммонитяне изо всех сил старались укрепить свои позиции: вывели на поле боя хорошее войско и расположили его по всем правилам военного искусства; но поскольку их дело неправое и они, по сути, защищали зло, то им это не помогло; с ними случилось наихудшее. А справедливость в конечном счете победит и восторжествует.
(4) Сколь бесполезно объединяться и укреплять свои силы, если Бог не на вашей стороне. Когда сирийцы (хотя их никоим образом не интересовала моральная сторона дела, так как они служили у аммонитян наемниками) потерпели поражение, то сочли нужным восстановить свою честь и поэтому призвали на помощь сирийцев с другого берега Евфрата; но это оказалось бесполезным, ибо все равно Сирияне побежали от Израильтян (ст. 18); их потери насчитывали 7000 человек, которые обслуживали семьсот колесниц (2Цар 10:18); ибо тогда в сухопутных войсках к одной колеснице приставляли 10 воинов, подобно тому как сейчас в военноморских силах к одному орудию приставляют десять человек.
(5) Кто вмешивается в чужую ссору, тот, убедившись, что вмешался на свою голову, наконец хорошо усваивает урок и больше не вмешивается. Сирийцы увидели, что победа на стороне Израиля, и не только разорвали союз с аммонитянами, не желая им больше помогать, но и заключили с Давидом мир и подчинились ему (ст. 19). Пусть тот, кто тщетно противился Богу, усвоит этот урок и помирится с Ним скорее, пока еще на пути. Пусть он подчинится Богу и станет Его слугой, ибо, оставшись врагом Господа, непременно погибнет.
Толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 19 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.