Эфэсцам 1 глава

Пасланьне да Эфэсцаў Апостала Паўла
Пераклад Антонія Бокуна → Новой Женевской Библии

Пераклад Антонія Бокуна

1 Павал, апостал Ісуса Хрыста з волі Божай, — сьвятым, што ў Эфэсе, і верным у Хрысьце Ісусе:
2 ласка вам і супакой ад Бога Айца нашага і Госпада Ісуса Хрыста.
3 Дабраслаўлёны Бог і Айцец Госпада нашага Ісуса Хрыста, Які дабраславіў нас у Хрысьце ўсякім духоўным дабраслаўленьнем у нябёсах,
4 бо Ён выбраў нас у Ім да стварэньня сьвету, каб быць нам сьвятымі і беззаганнымі перад Ім у любові,
5 прадвызначыўшы нас на ўсынаўленьне Сабе праз Ісуса Хрыста з упадабаньня волі Сваёй,
6 на пахвалу славы ласкі Сваёй, якой абдарыў нас ва Улюбёным,
7 у Якім маем адкупленьне праз кроў Яго, адпушчэньне грахоў, паводле багацьця ласкі Яго,
8 якую Ён шчодра зьявіў нам у-ва ўсякай мудрасьці і разуменьні,
9 даўшы нам ведаць таямніцу волі Сваёй, паводле ўпадабаньня Свайго, што Ён раней пастанавіў у Сабе,
10 дзеля ўпарадкаваньня поўні часоў, каб усё, што ў небе і што на зямлі, было пад галавою — Хрыстом.
11 У Ім, у Якім і мы сталіся спадкаемцамі, былі мы прадвызначаныя на гэта паводле вызначэньня Таго, Хто ўсё зьдзяйсьняе паводле жаданьня волі Сваёй,
12 каб быць нам на пахвалу славы Яго, нам, якія раней спадзяваліся на Хрыста.
13 У Ім і вы, пачуўшы слова праўды, Эвангельле вашага збаўленьня, і паверыўшы ў Яго, запячатаныя абяцаным Духам Сьвятым,
14 Які ёсьць зарука спадчыны нашае на выкупленьне ўдзелу, на пахвалу славы Яго.
15 Дзеля гэтага і я, пачуўшы пра вашую веру ў Хрыста Ісуса і пра любоў да ўсіх сьвятых,
16 няспынна дзякую за вас Богу, узгадваючы пра вас у малітвах маіх,
17 каб Бог Госпада нашага Ісуса Хрыста, Айцец славы, даў вам Духа мудрасьці і адкрыцьця ў пазнаньні Яго,
18 прасьветленыя вочы сэрца вашага, каб вы ўбачылі, якая ёсьць надзея пакліканьня Яго, і якое багацьце славы спадчыны Яго для сьвятых,
19 і якая бязьмерная вялікасьць моцы Яго для нас, якія вераць праз дзеяньне ўладнай магутнасьці Яго,
20 якою Ён дзейнічаў у Хрысьце, уваскрасіўшы Яго з мёртвых і пасадзіўшы праваруч Сябе ў небе,
21 вышэй за ўсякае начальства, і ўладу, і сілу, і панаваньне, і ўсякае імя, названае ня толькі ў гэтым веку, але і ў будучым,
22 і ўсё Ён скарыў пад ногі Ягоныя і даў Яго за галаву над усім у Царкве,
23 якая ёсьць Цела Ягонае, поўня Таго, Які ўсё ў-ва ўсім напаўняе.

Новой Женевской Библии

1:3−14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим 8:28−30. Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4−6), искупившему нас Сыну (ст. 7−12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13−14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту — повторяющееся выражение «во Христе» или «в Нем», говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом.

1:3 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца «на небесах», откуда Он управляет вселенной, будучи «выше всего, главою Церкви» (ст. 20−22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним «на небесах» (2:6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца.

1:4 так как Он избрал нас в Нем. См. статью «Избрание и осуждение». Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой (Рим 8:29−33; 9:6−26; 11:5, 7, 28; 16:13; Кол 3:12; 1Фес 1:4; 2Фес 2:13; Тит 1:1). Некоторые полагают, что слова «в Нем» означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание «во Христе» уже есть состояние избранничества (1Кор 1:26−31). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5:10; ср. Втор 7:7, 8), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем (Рим 9:11, 16). «В Нем» скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем (2Тим 1:9). См. 1Пет 1:18−21; Откр 13:8. святы и непорочны. См. 5:27; Кол 1:22. Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2:1−5) — к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни (Рим 8:29−30).

в любви. Если слова «в любви» относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3:17; 4:2, 15−16; 5:2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение — это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2:4.

1:5 усыновить. См. Рим 8:14−17:29; Гал 3:26−27; статью «Усыновление».

1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12−14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2:1−10).

благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол 1:13, но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви (1Пет 1:18−21; Откр 13:8). Речь о благодати доминирует в ст. 6−8.

1:7 См. Кол 1:14; Кол 2:13 и ком.

Божия спасительная благодать.

искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4:30.

1:9 тайну Своей воли. См. 3:3, 5, 6, 10 и ком.; Кол 1:27.

1:10 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление (Гал 4:4). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной (Деян 2:32−36; Кол 1:15−20). Тем не менее, главное в этом стихе — сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви — это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11−14; 2:11−22) и действенную любовь среди христиан (4:2, 15; 4:32 — 5:2, 21−23). Тема ст. 9−12 подробнее изложена в 3:2−12.

1:11−14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3:6: что иудеи и язычники — «сонаследники» обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые «ранее уповали на Христа» (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю — дар Духа Святого — и это также должно послужить к похвале Божией славы.

1:11 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все.

1:13 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой — это сокровенный знак Божией собственности на Его народе.

обетованным Святым Духом. По словам Иисуса (Лк 24:49), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа (Иез 36:26−27; Иоиль 2:28; Ин, гл. 14 — 16; Деян 1:4−5; Деян 2:33, 38−39; Гал 3:14; Гал 4:6).

1:14 залог. Дарование Духа — не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа — порука и предвкушение славы будущего века (Рим 8:18−23).

удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие (Втор 32:9; Пс 32:12), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью (Исх 19:5; Втор 7:6). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1Пет 2:9).

1:15 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал.

1:19−23 В этих стихах — суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2:4−5; 3:16−17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, «главою Церкви» (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, — Он имеет его как представитель верующих (Кол 3:3; Еф 2:6) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

1:20−21 на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени. См. ком. к 3:10.

1:21 не только в сем веке, но и в будущем. См. 1Кор 15:24.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.