Второзаконие 25 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 Положим, два человека обращаются в суд со своей тяжбой, и одного из них там признают правым, а другого виновным.
2 Если виновный подлежит телесному наказанию, его по распоряжению судьи и на глазах у того кладут вниз лицом и дают ему столько ударов, сколько заслуживает его преступление.
3 До сорока ударов ему могут присудить, но не более, чтобы из-за большего числа ударов, нанесенных твоему брату, израильтянину, он не оказался унижен пред всеми.
4 Не завязывай рта волу, когда он молотит зерно.
5 Когда братья живут вместе на одном и том же земельном участке и один из них умирает, не оставив после себя наследника, то его вдова не может выйти замуж на стороне, за чужого человека. Брат покойного мужа ее должен пойти к ней, взять ее в жены и выполнить по отношению к ней обязанности деверя.
6 Однако первенец, которого она родит в этом браке, продолжит род1 умершего брата, чтобы имя его не исчезло бесследно в Израиле.
7 Если же брат покойного не захочет взять невестку в жены, пусть она пойдет к городским воротам и скажет старейшинам города: „Деверь мой отказывается продолжить род брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне“.
8 Тогда старейшины того города должны будут позвать его и поговорить с ним. Если же он заупрямится и будет стоять на своем: не хочу, мол, брать ее,
9 пусть невестка подойдет к нему и на виду у старейшин снимет с ноги его сандалию, плюнет ему в лицо и скажет: „Вот так воздают тому, кто отказывается созидать семью брату своему“.
10 И род такого человека будет называться в Израиле „родом2 разутого“.
11 Если во время драки двух мужчин жена одного из них, пытаясь помочь своему мужу, схватит напавшего на него за причинное место,
12 следует отрубить ей руку — не жалейте ее.
13 Не носи в суме своей двух разных мер, гирь больших и малых.
14 Также и в доме твоем не должно быть двух разных эф, большей и малой.
15 Гиря у тебя должна быть всегда безупречно точного веса, и эфа ваша должна быть верного, точного размера; и тогда будешь наслаждаться долгою жизнью на земле, которую дарует тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
16 Всякий, кто это делает, кто допускает нечестность, мерзок ГОСПОДУ, Богу твоему.
17 Помните, как поступили с вами амалекитяне, когда шли вы из Египта,
18 как они напали на вас в пути, — на тех, что шли позади всех, слабых и измученных, и не побоялись они Бога!
19 Потому вы, когда ГОСПОДЬ, Бог ваш, даст вам покой, защитив со всех сторон от всех врагов ваших, в той земле, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам в наследство, сделайте так, чтобы нигде под небесами и памяти об амалекитянах не осталось. Не забудьте!

Толкования Августина

Стих 3

Ср. с толк. 24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Исх 21:24

Стих 5

В третьей книге1 , когда я пытался решить вопрос, каким образом Иосиф мог иметь двух отцов2 , я сказал, что одним он был рожден, а другим усыновлен; но я должен сказать о характере усыновления. Ведь то, что я сказал, звучит так, словно его усыновил другой живой отец. Но Закон усыновлял детей умерших, приказывая, чтобы брат взял жену умершего бездетным брата и восстановил семя умершему брату (Ср. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Мф 1:16). Конечно, в этом смысле говорится о двух отцах одного человека более понятно.

Примечания

  • 1 — Против Фавста-манихея.
  • 2 — Ср. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Мф 1:16 (Иаков) и 23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк 3:23 (Илий).

Переосмысления. Cl. 0250,2.7.11.

Стих 9

Во времена пророков было другое установление для святых жен, которые обязаны были выходить замуж ради послушания, а не по своему желанию, чтобы множился народ Божий, в котором предпосылались пророки Христа. И сам народ, благодаря тому, о чем они образно говорили, или те, кто знал, или те, кто этого не знал, был пророком Христа, от которого родилась плоть Христа. Так вот, ради умножения этого народа Закон обличал того, кто не давал потомства Израилю. Поэтому и святые жены горели не похотью, но благочестивым послушанием, так что правильно считать, что они не искали бы телесной близости, если бы дети могли родиться как-то иначе.

О благе вдовства 7.10. CSEL 41:314.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: имя; то же в ст. 7.
10  [2] — Букв.: домом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.