Второзаконие 6 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 И вот Наказ1 — установления и правила, которым научить вас повелел мне ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы вы жили по ним в той стране, овладеть которой идете.
2 И это для того, чтобы во все дни жизни своей все вы: ты, твои дети и твои внуки — глубоко чтили ГОСПОДА, Бога своего, соблюдая все Его установления и заповеди, которые я завещаю тебе, и могли наслаждаться долгою жизнью.
3 Если прислушаешься, Израиль, и приложишь всё старание, чтобы исполнять тебе завещанное, будешь преуспевать, и потомство твое будет многочисленным, как обещал ГОСПОДЬ, Бог отцов твоих, когда говорил, что даст тебе землю, молоко и мед источающую.
4 Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ — Бог наш, ГОСПОДЬ — един!
5 Люби ГОСПОДА, Бога своего, всем сердцем своим, всей душой своей и всеми силами своими.
6 Помни слова, которые я заповедую тебе ныне, — близко к сердцу прими их,
7 непрестанно напоминай их детям своим, говори о них дома и вне дома,2 и ложась, и вставая.
8 Повяжи их себе на руку как знак памятный и на челе3 носи как повязку;
9 напиши их и на дверных косяках твоего дома, и на вратах городских.
10 Приведет тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, в ту землю, о которой клятвенно заверял Он праотцев твоих Авраама, Исаака и Иакова, что даст ее тебе, — землю, в которой большие и красивые города, не тобой построенные;
11 дома, полные всяческого добра, которое не ты собирал; и в скалах колодцы, не тобой высеченные; рощи масличные и виноградники, которые не ты сажал. Тогда, насытившись всем, чего бы ты только ни пожелал,
12 берегись, чтобы не забыл ты ГОСПОДА, Который вывел тебя из Египта, где был ты рабом.4
13 Глубоко чти5 ГОСПОДА, Бога твоего. Служи и поклоняйся только Ему одному и Его именем клянись.
14 Не будьте приверженцами6 других богов, богов соседних народов,
15 ведь вероломства не терпит ГОСПОДЬ, Бог твой, — разгневается Он и сотрет тебя с лица земли.
16 Не испытывайте7 ГОСПОДА, Бога вашего, как испытывали Его некогда в Массе,
17 напротив, твердо держитесь заповедей ГОСПОДА, Бога вашего, предостережений8 Его и установлений, которые Он дал вам.
18 Каждый из вас должен делать то, что верно и хорошо в глазах ГОСПОДА, чтобы благо было тебе и ты вместе с народом твоим мог пойти и завладеть той прекрасной землей, о которой клялся ГОСПОДЬ праотцам твоим, что отдаст ее тебе,
19 изгнав пред тобой всех врагов твоих, как и обещал.
20 Когда же в будущем спросит у тебя сын твой: „Каков смысл этих предостережений, установлений и правил, которые дал вам ГОСПОДЬ, Бог наш?“, —
21 так отвечай ему: „Мы были рабами фараона в Египте, а ГОСПОДЬ вывел нас из Египта могущественной рукой Своей,
22 Он у нас на глазах явил великие знамения и чудеса, принесшие бедствия египтянам, самому фараону и всему дому его.
23 А нас оттуда вывел, чтобы сюда привести и даровать нам землю, которую клятвенно обещал праотцам нашим.
24 Вот почему ГОСПОДЬ повелел нам исполнять все эти установления и пребывать в благоговении пред Ним, ведь это во всякое время будет нам же во благо, а Он будет хранить нас в живых, как это и есть ныне.
25 И нам это будет в праведность зачтено,9 если мы станем тщательно соблюдать каждую заповедь пред ГОСПОДОМ, Богом нашим, как Он повелел нам“.

Толкования Августина

Стих 4

Теперь же подумай немного о том, какие слова Писаний побуждают нас исповедывать Единого Господа Бога: если нас спросят только об Отце? или о только о Сыне? или о только о Святом Духе? или одновременно об Отце, Сыне и Святом Духе? Определенно написано: "Слушай Израиль: Господь Бог твой, Господь един есть". О Ком, по твоему, это сказано? Если только об Отце, Иисус Христос не Господь Бог наш. И апостол Фома прикоснувшись, воскликнул: Господь мой и Бог мой (28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин 20:28), и Сам Христос не осудил его, но одобрил, говоря: ты поверил, потому что увидел (29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин 20:29).

Послания 238. CSEL 57:546.

***

Эта Троица есть Единый Бог. Нельзя сказать, что Отец есть то же, что и Сын и Святой Дух, но Отец есть Отец, Сын — Сын, Святой Дух — Святой Дух. Эта Троица — Один Бог, как написано "Слушай Израиль, Господь Бог твой, Господь един есть".

О вере и символе 9.16. CSEL 41:18.

Стих 5

Когда в этом есть некое плотское желание, которое, конечно, обуздывается воздержанием, то Бога любят не от всей души. Ибо плоть не желает без души, сколько бы не говорили о том, что желает плоть, ибо через плоть желает душа. Тогда будет праведник совершенно без всякого греха, потому что в теле его не будет никакого закона, сопротивляющегося закону разума его (Ср. 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Рим 7:23), но всем сердцем, всей душой, всем разумом (См. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Мф 22:37) будет любить Бога, что является первой и самой главной заповедью.

Об усовершении человеческой справедливости 8.19. CSEL 42:18.

***

Можно понять, что троичное число имеет отношение к душе, так как нам заповедано трояким образом любить Бога: всем сердцем, всей душой, всем разумом.

Изъяснения Псалмов. Сl. 0283, SL38.6.2.35.

Стих 13

Всякий, кто верит авторитету божественных Писаний, пусть прежде обратит внимание на слова: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Ср. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:10; 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Лк 4:8). По-гречески это звучит как latria, и имеется в виду не рабский труд для хозяев, но только для Бога, что является служением. Отсюда справедливо осуждается идолослужение (idololatria), когда идолам служат так, как должно служить только истинному Богу. Не сказано: «Господу Богу твоему одному поклоняйся», но сказано: и Ему одному служи. Одному сказано там, где сказано служи, и служи тем служением, которое называется latria. К этому служению относится храм, жертва, священник и все такого рода.

Послания 173А. CSEL 44:649.

***

Как же быть с правосудием Божиим? Разве это не так, когда Господь говорит, что вы не можете служить двум господам (См. 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Мф 6:24), а апостол изобличал служащих твари, а не Творцу (См. 25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Рим 1:25), а в Ветхом Завете еще ранее было сказано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Ср. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:10; 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Лк 4:8)? И для чего говорить больше, когда все наполнено этими мыслями. Значит, справедливость даст следующее правило в жизни тому любителю, о котором идет речь, чтобы с любовью служить Богу, Которого он любит, то есть высшему благу, высшей мудрости, высшему миру. Все же остальное пусть он считает отчасти подчиненным себе, отчасти же тем, что следует подчинить. Такая норма жизни, как мы поняли, установлена обоими Заветами.

О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев. Сl. 0261,1.1330.12.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. мицва — слово, обычно переводимое как «заповедь», здесь (как и в 5:31) употреблено в знач. «свод законов» или как синоним слова тора.
7  [2] — Букв.: идя дорогой.
8  [3] — Букв.: между глазами.
12  [4] — Букв.: из дома рабства.
13  [5] — Букв.: бойся; то же в ст. 24.
14  [6] — Букв.: не ходите вслед… — здесь используется язык новоассирийских договоров, призванных в ту эпоху обеспечивать преданность вассалов своему сюзерену. Говоря о «других богах», Моисей ради ясности придерживается фразеологии своего времени, вовсе не касаясь вопроса о реальности этих «богов». Они изделие человеческих рук (4:28).
16  [7] — Или: не искушайте; «не испытывайте Господа», т. е. не пытайтесь вынуждать Его доказывать Свое существование, навязывая Ему свои условия (см. Исх 17:1−7); то же ниже в этом стихе.
17  [8] — Или: свидетельств; то же в ст. 20.
25  [9] — Друг. возм. пер.: и мы будем правы; букв.: праведность будет нам — праведность, обретенная посредством послушания, была не основанием или причиной, а следствием избавления израильтян (ср. Откр 19:8).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.