Второзаконие 6 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 И вот Наказ1 — установления и правила, которым научить вас повелел мне ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы вы жили по ним в той стране, овладеть которой идете.
2 И это для того, чтобы во все дни жизни своей все вы: ты, твои дети и твои внуки — глубоко чтили ГОСПОДА, Бога своего, соблюдая все Его установления и заповеди, которые я завещаю тебе, и могли наслаждаться долгою жизнью.
3 Если прислушаешься, Израиль, и приложишь всё старание, чтобы исполнять тебе завещанное, будешь преуспевать, и потомство твое будет многочисленным, как обещал ГОСПОДЬ, Бог отцов твоих, когда говорил, что даст тебе землю, молоко и мед источающую.
4 Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ — Бог наш, ГОСПОДЬ — един!
5 Люби ГОСПОДА, Бога своего, всем сердцем своим, всей душой своей и всеми силами своими.
6 Помни слова, которые я заповедую тебе ныне, — близко к сердцу прими их,
7 непрестанно напоминай их детям своим, говори о них дома и вне дома,2 и ложась, и вставая.
8 Повяжи их себе на руку как знак памятный и на челе3 носи как повязку;
9 напиши их и на дверных косяках твоего дома, и на вратах городских.
10 Приведет тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, в ту землю, о которой клятвенно заверял Он праотцев твоих Авраама, Исаака и Иакова, что даст ее тебе, — землю, в которой большие и красивые города, не тобой построенные;
11 дома, полные всяческого добра, которое не ты собирал; и в скалах колодцы, не тобой высеченные; рощи масличные и виноградники, которые не ты сажал. Тогда, насытившись всем, чего бы ты только ни пожелал,
12 берегись, чтобы не забыл ты ГОСПОДА, Который вывел тебя из Египта, где был ты рабом.4
13 Глубоко чти5 ГОСПОДА, Бога твоего. Служи и поклоняйся только Ему одному и Его именем клянись.
14 Не будьте приверженцами6 других богов, богов соседних народов,
15 ведь вероломства не терпит ГОСПОДЬ, Бог твой, — разгневается Он и сотрет тебя с лица земли.
16 Не испытывайте7 ГОСПОДА, Бога вашего, как испытывали Его некогда в Массе,
17 напротив, твердо держитесь заповедей ГОСПОДА, Бога вашего, предостережений8 Его и установлений, которые Он дал вам.
18 Каждый из вас должен делать то, что верно и хорошо в глазах ГОСПОДА, чтобы благо было тебе и ты вместе с народом твоим мог пойти и завладеть той прекрасной землей, о которой клялся ГОСПОДЬ праотцам твоим, что отдаст ее тебе,
19 изгнав пред тобой всех врагов твоих, как и обещал.
20 Когда же в будущем спросит у тебя сын твой: „Каков смысл этих предостережений, установлений и правил, которые дал вам ГОСПОДЬ, Бог наш?“, —
21 так отвечай ему: „Мы были рабами фараона в Египте, а ГОСПОДЬ вывел нас из Египта могущественной рукой Своей,
22 Он у нас на глазах явил великие знамения и чудеса, принесшие бедствия египтянам, самому фараону и всему дому его.
23 А нас оттуда вывел, чтобы сюда привести и даровать нам землю, которую клятвенно обещал праотцам нашим.
24 Вот почему ГОСПОДЬ повелел нам исполнять все эти установления и пребывать в благоговении пред Ним, ведь это во всякое время будет нам же во благо, а Он будет хранить нас в живых, как это и есть ныне.
25 И нам это будет в праведность зачтено,9 если мы станем тщательно соблюдать каждую заповедь пред ГОСПОДОМ, Богом нашим, как Он повелел нам“.

Комментарии МакДональда

Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)

6:1−9 Бог желал, чтобы народ Израильский вошел в Землю Обетованную в правильном моральном состоянии. Для того, чтобы насладиться всеми благословениями земли, как Он им обещал, израильтяне должны были быть послушным народом. Поэтому Моисей дает практическое наставление, чтобы подготовить народ к жизни в Ханаане (ст. 1−2). Всей своей жизнью Израиль должен был свидетельствовать о том, что их Бог есть единственно истинный Бог (ст. 3−4). Они должны были любить Его превыше всего и исполнять Его Слово (ст. 5−6). Заповеди Божьи должны были с усердием передаваться их детям и направлять их во всех сферах жизни.

Многие родители-христиане видят в этом отрывке повеление давать образование своим детям дома, обучая их самостоятельно не только вере, но и другим, так называемым, светским наукам, вместо того, чтобы отправлять их в общеобразовательные школы.

Во времена Христа иудеи привязывали выписки из некоторых частей закона к рукам и вешали их на лоб над глазами (ст. 8). Но, несомненно, Божье намерение заключалось скорее в том, чтобы их действия (руки) и их желания (глаза) были направляемы и контролируемы законом.

Стихи 4−9 известны нам как «Шема» (евр. «слушай»). Они ежедневно произносились как символ веры набожными иудеями вместе с 11:13−21 и словами из книги Чисел 15:37−41.

«Еврейское слово «один» в 4-м стихе имеет особое значение в свете более полного божественного откровения в Новом Завете. Оно означает не абсолютное единство, а составное единство и, таким образом, соответствует обоим именам Бога используемым в этом стихе. Иегова (Господь) подчеркивает Его единственность. Элохим (Бог) указывает на составляющие Его три Личности. Подобные загадочные указания на триединство появляются в самом первом стихе Библии, где за именем «Элохим» следует глагол единственного числа (сотворил), и в Бытие 1:26, где множественные местоимения «мы» и «наш» сопутствуют существительным в единственном числе «образ» и «подобие» (Каждодневные заметки Союза Писания).

6:10−15 Когда Израиль войдет в землю и начнет наслаждаться ее великим изобилием, возникнет опасность, что они забудут Того, Кто дал им закон, или последуют иным богам. Послушание закону было не столько способом заработать благосклонность Иеговы, сколько возможностью проявить любовь по отношению к Нему. Библейская любовь — это не теплые сентиментальные чувства, а продуманный стиль жизни, основанный на подчинении открытой Божьей воле. Любовь — это не альтернатива, а необходимое условие успешной жизни. Божья ревность (желание получить причитающуюся Ему славу) истребит народ, если они непослушанием нарушат Его завет.

6:16 Господь Иисус цитировал этот стих в Матфея 4:7 и Луки 4:12, отвечая на предложение искусителя броситься с вершины Храма. В Массе у людей не было воды, чтобы утолить жажду, и израильтяне усомнились в том, что Иегова действительно с ними (Исход 17). Сомневаться в Божьей заботе и благости означает искушать Его.

6:17−25 Послушание принесет победу над врагами Израиля (ст. 17−19). Будущие поколения должны быть научены о Божественном избавлении Израиля из Египта и о законе, который Он дал для их блага, чтобы они обрели благословения (ст. 25). Сравните стих 25 со стихами из послания к Римлянам 3:21−22. Закон гласит: «если мы будем стараться исполнять»; благодать утверждает: «во всех и на всех верующих». Сегодня верующие облачены в праведность, на которой основывался закон, — праведность Бога (2Кор 5:21), и это дается нам по вере, а не по делам (Рим 4:5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. мицва — слово, обычно переводимое как «заповедь», здесь (как и в 5:31) употреблено в знач. «свод законов» или как синоним слова тора.
7  [2] — Букв.: идя дорогой.
8  [3] — Букв.: между глазами.
12  [4] — Букв.: из дома рабства.
13  [5] — Букв.: бойся; то же в ст. 24.
14  [6] — Букв.: не ходите вслед… — здесь используется язык новоассирийских договоров, призванных в ту эпоху обеспечивать преданность вассалов своему сюзерену. Говоря о «других богах», Моисей ради ясности придерживается фразеологии своего времени, вовсе не касаясь вопроса о реальности этих «богов». Они изделие человеческих рук (4:28).
16  [7] — Или: не искушайте; «не испытывайте Господа», т. е. не пытайтесь вынуждать Его доказывать Свое существование, навязывая Ему свои условия (см. Исх 17:1−7); то же ниже в этом стихе.
17  [8] — Или: свидетельств; то же в ст. 20.
25  [9] — Друг. возм. пер.: и мы будем правы; букв.: праведность будет нам — праведность, обретенная посредством послушания, была не основанием или причиной, а следствием избавления израильтян (ср. Откр 19:8).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.