Второзаконие 16 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Особым месяцем пусть будет для тебя месяц авив, в который совершаешь ты Пасху1 ГОСПОДУ, Богу твоему, ибо как раз в этот месяц ГОСПОДЬ, Бог твой, вывел тебя ночью из Египта.
2 Приноси ГОСПОДУ, Богу твоему, пасхальную жертву из мелкого и крупного рогатого скота на том месте, которое ГОСПОДЬ изберет, чтобы Имя Его там пребывало.
3 Во время Пасхи2 не ешь того, что в себе содержит закваску. Семь дней только пресный хлеб ешь, „хлеб бедствия“ — ведь ты покидал Египет в страхе и спешке. И будет этот хлеб напоминать тебе всю жизнь о дне твоего ухода из Египта.
4 Закваски нигде и ни у кого не должно быть на земле вашей все означенные семь дней. И не оставляй до утра мясо животного, которое заколол вечером в первый день.
5 Пасхальную жертву нельзя закалывать в тех городах и селениях, которые ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам,
6 нигде, кроме того места, какое Он Сам изберет для того, чтобы Имя Его там пребывало, — там только закалывайте жертву пасхальную, вечером, на закате солнца, в то самое время, в какое покинули вы некогда Египет.
7 Мясо жертвы свари3 и съешь на том самом месте, которое ГОСПОДЬ, Бог твой, изберет. А утром можете разойтись по домам.
8 Шесть дней ешь пресный хлеб, в седьмой же день, кроме того, — торжественное собрание в честь ГОСПОДА, Бога твоего; никакой повседневной работой в сей день не занимайся.
9 Отсчитай семь полных недель с того дня, когда выйдете с серпами на жатву.
10 Отмечай всякий раз праздник Недель в честь ГОСПОДА, Бога твоего, принося дары свои Ему столь же щедро, как и Он, ГОСПОДЬ, Бог твой, благословил тебя.
11 Радуйся пред ГОСПОДОМ, Богом своим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями и левитами, что живут в городе твоем; не забудь и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас; радуйтесь и пируйте на том месте, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог твой, чтобы там Имя Его пребывало.
12 Не забывай о том, что ты и сам некогда был рабом в Египте. Строго исполняй эти установления.
13 После того как уберешь с гумна зерно и закончишь работу в давильне, семь дней справляй праздник Кущей.4
14 Радуйся на празднике этом вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями и левитами, что живут в городе твоем; не забывай и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас.
15 И все эти семь дней пусть будут праздником в честь ГОСПОДА, Бога твоего, на том месте, какое Он изберет. Благословлял ведь тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, в уборке твоего урожая и во всех делах рук твоих — так вот и радуйся этому от души!
16 Все мужчины ваши должны представать пред ГОСПОДОМ, Богом вашим, три раза в году на том месте, какое Он изберет: в праздник Опресноков, в праздник Недель и в праздник Кущей. Никто не должен приходить к ГОСПОДУ с пустыми руками:
17 пусть каждый принесет с собою дар, ему посильный, щедро отзываясь на благословения, дарованные ему ГОСПОДОМ, Богом вашим.
18 Во всех городах, которые ГОСПОДЬ даст каждому колену, назначьте судей и приставников, которые должны судить народ судом праведным.5
19 И сие да будет заповедью для них: правосудия не извращай, суди беспристрастно. Взяток не бери — они даже мудрых людей ослепляют и искажают слова правдивых.
20 Справедливость и только справедливость — вот что должно быть твоей целью, дабы ты был жив и мог овладеть землей, которую ГОСПОДЬ, Бог твой, дарует тебе.
21 Рядом с жертвенником ГОСПОДА, Бога твоего, который воздвигнешь, не сажай никакого дерева, Ашере6 посвященного,
22 и не ставь столба священного — ненавистны они ГОСПОДУ, Богу твоему.

Комментарии МакДональда

Л. Установление трех праздников (Гл. 16)

16:1−8 Глава 16 посвящена трем праздникам, для празднования которых мужчины Израиля каждый год отправлялись в главное святилище. Об их предназначении Д. Л. Муди пишет: «Священные празднования (в основном) были установлены для того, чтобы:

1. Выделить народ Божий среди всех остальных народов.

2. Служить постоянным напоминанием о полученных благословениях.

3. Служить символами и прообразами будущих благословений, которые принесет им Христос.

4. Объединить Божий народ в святом поклонении.

5. Сохранять чистоту святого поклонения, предписанную Богом».

Пасха и Праздник Опресноков были тесно связаны друг с другом. Празднование Пасхи описывается в стихах 1−2, 5−7; Праздник Опресноков в стихах 3−4 и 8. Эти праздники должны были напоминать Божьему народу о Его искупительной работе, совершенной ради них. Вечеря Господня является регулярным напоминанием новозаветным верующим о том, что Христос, наша Пасха, стал жертвой за нас. Праздник Опресноков символизирует собой то, какой должна быть жизнь искупленных Богом людей: исполненной хвалы «по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (ст. 17) и чистой от порока и лукавства (1Кор 5:8).

Подробности празднования Пасхи, описанные в этих стихах, отличаются от предписаний в 12 и 13 главах книги Исход. Например, указания на то, какие жертвы могут приноситься и где должны совершаться жертвоприношения, отличаются друг от друга.

16:9−12 Праздник Седмиц (Пятидесятница, или Праздник Жатвы) отмечался с первыми плодами жатвы пшеницы, и является символом дара Святого Духа. Его не надо путать с Праздником Первых Плодов (началом жатвы ячменя), который приходился на второй день Праздника Опресноков. Добровольное приношение, как говорится об этом во 2 Коринфянам 8 и 9, должно было быть пропорционально Божьему благословению в ответ на усердие человека, в данном случае, его урожаю.

16:13−15 Праздник Кущей приходился на конец жатвы и указывал на то время, когда Израиль будет вновь собран в своей земле под правлением Христа.

16:16−17 Три раза в году все израильтяне мужского пола должны были являться пред лицо Господа с приношением в соответствии с достатком каждого. Д.Л. Муди указывает на духовное значение каждого из трех праздников, в которых они должны были принимать участие:

«Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей символизируют собой полное, законченное искупление:

1. Страстями на кресте: Страдание.

2. Пришествием Святого Духа: Благодать.

3. Окончательным триумфом грядущего Царя: Славу».

16:18−20 Судьи должны были быть честными, праведными и нелицеприятными. Они не должны были принимать даров, потому что дар (взятка) делает человека неспособным судить справедливо.

16:21−22 Под столбом (евр. 'ashsrah) подразумевается деревянный столб, представлявший собой языческое божество женского рода. Позднее жертвенник Господа будет установлен в иерусалимском храме, где было очень сложно посадить деревья, но и там появится этот языческий символ (4Цар 23:6).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к Исх 12:43.
3  [2] — Букв.: с ней, т. е. с Пасхой, имеется в виду мясо животного.
7  [3] — В отличие от первой в истории Израиля пасхальной трапезы, для которой мясо зажаривалось (см. Исх 12:8,9), в последующие годы, согласно этому указанию, мясо пасхальной жертвы надо было варить.
13  [4] — Или: Шалашей.
18  [5] — Или: справедливым.
21  [6] — См. примеч. к Исх 34:13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.