Бытие 3 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Змей выделялся особой хитростью среди всех зверей полевых,1 которых сотворил ГОСПОДЬ Бог. Он спросил женщину: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды какого бы то ни было дерева в этом саду?»
2 «Мы, — ответила женщина змею, — можем есть плоды любого дерева здесь,2
3 кроме плодов дерева, которое среди сада. О них сказал Бог: „Не ешьте их и даже не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть“».
4 На это змей возразил женщине: «Нет, не умрете вы,
5 но знает Бог, что в день, в который вы отведаете их, откроются глаза ваши и станете вы такими, как Он,3 знающими и добро, и зло».
6 Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, кажутся вкусными, радуют взор и вожделенны они, потому что мудростью и знанием наделяют отведавшего их; сорвала она несколько плодов с него, сама ела и мужу своему их дала, и он ел вместе с ней.
7 И тут открылись у них глаза — они увидели себя нагими и сделали себе набедренные повязки из смоковных листьев.
8 А как только повеяло прохладой,4 услышали они ГОСПОДА Бога,5 идущего по саду и скрылись от Него за деревьями сада.
9 «Где ты?» — позвал ГОСПОДЬ Бог человека.
10 «Услышал я, как Ты идешь6 по саду, — откликнулся тот, — и испугался, ведь я наг; потому я и скрылся».
11 «Кто сказал тебе, что ты наг? — спросил Бог. — Ты ел плоды того дерева, с которого Я запретил тебе есть?»
12 «Жена, которую Ты дал мне в спутницы, дала мне плоды этого дерева, и я ел их», — промолвил человек.
13 ГОСПОДЬ Бог обратился к женщине: «Что же ты сделала?!» «Змей обольстил меня, и я ела», — ответила женщина.
14 И сказал ГОСПОДЬ Бог змею: «За то, что ты сделал это,

из всех зверей и скота всякого
ты понесешь на себе такое проклятие:
на животе ползать ты будешь
и всю жизнь прах будешь есть;7

15

и сделаю так, что между тобой и женщиной
вражда воцарится
и между потомками вашими8 продолжится;
ее Потомок будет разить тебя в голову,
а ты Его — в пяту».

16 И женщине сказал Он:

«Многие тяготы в беременности твоей
уготованы Мною тебе,9
в муках рожать детей будешь.
Стремиться будешь мужем своим владеть,10
а он властвовать над тобою будет».

17 Адаму же сказал: «За то, что ты послушался жены своей и отведал плода того дерева, о котором тебе было сказано: „Не ешь плоды его“, —

проклята земля за тебя;
плоды ее будут доставаться тебе
трудом тягостным
все дни жизни твоей.

18

Колючки и сорняки
произрастит она тебе,
и будешь питаться травой полевою,

19

в поте лица придется тебе
добывать хлеб свой,
пока не возвратишься в землю,
из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься».

20 Адам11 назвал жену свою Евой,12 ведь она — прародительница всех живущих.
21 После того ГОСПОДЬ Бог сделал Адаму и жене его одежды из шкур и одел их.
22 И сказал ГОСПОДЬ Бог: «Теперь, когда человек стал как один из Нас, знающим добро и зло, да не будет того, чтобы он, протянув руку к дереву жизни, срывал его плоды, ел их и жил вечно!»
23 Изгнал ГОСПОДЬ Бог Адама из сада Эдемского и послал его возделывать землю, из которой тот был взят.
24 Изгнав первых людей, Бог поставил с восточной стороны сада Эдемского херувимов и огненный меч, острие которого, сверкая, обращалось во все стороны, дабы охранять путь к дереву жизни.

Комментарии Скоуфилда

1 Змея, в его Едемском виде, не следует рассматривать как пресмыкающееся животное. Тварь, которую использовал сатана, вполне могла быть не только хитрой, но и прекрасной. Признаки этой красоты остались доныне,несмотря на проклятие наложенное Богом (Быт 3:14): движения змеи грациозны,многие породы змей имеют великолепную расцветку. В змее сатана впервые явился,как «ангел света» (2Кор 11:14).

14 Завет с Адамом обуславливает жизнь павшего человека.Эти условия остаются до периода Царства, когда «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). В состав Адамова завета входят следующие условия:

1) Змей, орудие сатаны, проклят (ст. 14), и из самой прекрасной и хитрой твари превратился в отвратительную рептилию. Змей при этом становится наглядным примером последствий греха. Глубочайшая тайна искупления подразумевается здесь. Христос, не знавший греха, был сделан «жертвою загрех». Он понёс на Себе наши грехи. Акт этот символизируется образом медного змея (Чис 21:5−9; Ин 3:14−15; 2Кор 5:21). Медь — символ суда:медный жертвенник говорит о Божием суде, медный умывальник — о самоосуждении.

2) Первое обещание Искупителя (ст. 15).Отсюда берет свое начало «дорога Семени», Авель, Сиф, Ной (Быт 6:8−10), Сим (Быт 9:26−27), Авраам (Быт 12:1−4), Исаак (Быт 17:19−21), Иаков (Быт 28:10−14), Иyда (Быт 49:10), Давид (2Цар 7:5−17), Еммануил-Христос (Ис 7:9−14; Мф 1:1, 20−23; 1Ин 3:8; Ин 12:31).

3) Перемены в судьбе женщины (ст. 16):
а) умножение страданий в период беременности;
б) болезненные роды;
в) господство мужа над нею (ср. Быт 1:26−27). Главенство мужчины оказалось необходимым из-за вторжения греха, создавшего беспорядок (1Тим 2:11−14; Еф 5:22−25; 1Кор 11:7−9).

4) Земля оказалась проклятой (ст. 17) из-за человека. Павшему человеку, который в Едемскому саду жил без труда, теперь пришлось одолевать неохотно подающуюся возделыванию неплодородную землю.

5) Жизнь стала скорбной (ст. 17−19).

6) Неизбежной стала физическая смерть (ст. 19; Рим 5:12−21). См. «Смерть (духовная)» (Быт 2:17; Еф 2:5, примеч.).

Смотрите другие заветы: Едемский (Быт 1:28); Ноев (Быт 4:1); Авраамов (Быт 15:18); Моисеев (Ис 19:25); Палестинский (Втор 30:3); Давидов (2Цар 7:16); Новый (Евр 8:8).

15 Цепь ссылок, берущая своё начало отсюда, включает обетования и пророчества о Христе, нашедшие своё исполнение в Его рождении и делах во время Его первого пришествия. См. цепь ещё не исполнившихся пророчеств: Второе пришествие Христа» (Втор 30:3; Деян 1:9. примеч.); «Царство» (Быт 1:26−28; Зах 12:8); «Царство» (Н. З.) (Лк 1:31; 1Кор 15:28); «День Господень» (Ис 2:10; Откр 19:11).

21 Кожаные одежды: прообраз Христа, одевающего нас Своей праведностью. Бог дал одежду, чтобы первые грешники могли устоять в Его присутствии. См. Праведность, одежда (Быт 3:21; Откр 19:8).

23 Второй период в домостроительстве Божием: возникновение человеческой совести. Через непослушание человек пришёл к личному пониманию добра и зла-добра, как послушания, и зла, как непослушания открывшейся ему воли Бога. В результате этого знания пробудилась совесть. Изгнанные из рая и вступившие в Адамов завет люди должны были творить добро, воздерживаться от всего того, что известно им как зло, а к Богу обращаться только посредством жертвоприношения. Принесение жертв и совершение Богослужений после изгнания из рая происходило уже вне Едемского сада, у входа в который Бог поставил «херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (ст 24). Последствия этого второго испытания человека описаны в Быт 6:5. Этот второй период окончился потопом. Смотрите другие шесть периодов: Невинность (Быт 1:28); Человеческое управление (Быт 8:20); Обетование (Быт 12:1); Закон (Ис 19:8); Благодать (Ин 1:17); Царство (Еф 4:10).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: змей был более ловким / разумным / находчивым, чем все (прочие) звери поля.
2  [2] — Букв.: сада.
5  [3] — Букв.: как Бог; или: как боги.
8  [4] — Букв.: в ветре дня.
8  [5] — Или: звук (шагов) Господа Бога.
10  [6] — Букв.: Твой голос / звук / шум.
14  [7] — «Есть прах» — образное выражение, говорящее о высшей степени проклятия; ср. Пс 71:9; Ис 49:23; Мих 7:17.
15  [8] — Букв.: между семенем твоим и ее семенем.
16  [9] — Или: приумножу чрезвычайно страдания твои.
16  [10] — Смысл этого предложения в подлиннике не совсем ясен; друг. возм. пер.: вожделеть ты будешь мужа своего.
20  [11] — Или: человек.
20  [12] — Имя «Ева» (Хавва) в евр. созвучно слову «жизнь» (хай).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.