4 Царств 23 глава

Четвертая книга Царств
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Царь собрал по указу у себя всех старейшины Иудеи и Иерусалима.
2 Потом царь пошел со всеми, кто только был в Иудее и жил в Иерусалиме, со священниками и пророками, вместе со всем народом от мала до велика, и прочитал вслух перед всеми ними слова книги Завета, найденной в Храме Господнем.
3 Затем царь поднялся на возвышении и заключил пред Господом Завет: следовать за Господом и соблюдать заповеди, повеления и установления Его от всего сердца и от всей души, исполняя слова Завета, записанного в этой книге. И весь народ вступил в этот Завет.

4 Царь повелел великому священнику Хилкие и другим священникам с привратниками вынести из Храма всё, что было там устроено для Ваала, Астарты и всего воинства небесного и сжечь это вне Иерусалима, подле потока Кидрон, а пепел выбросить в Бейт-Эле.
5 Он убрал тех жрецов, которых цари иудейские поставили воскурять на высотах по городам Иудеи и в окрестностях Иерусалима, и тех, кто воскуряли Ваалу, солнцу и луне, созвездиям и всему воинству небесному.
6 Он вынес идольский столб из Храма Господня, подальше от Иерусалима, к потоку Кидрон, и при потоке Кидрон сжег его, растер в прах и высыпал его на общем кладбище.
7 Снес он и пристройки для «священного блуда»*, что были при Храме Господнем — там еще женщины ткали покровы для святилищ Астарты.

8 Он изгнал жрецов из городов иудейских от Гевы до Беэр-Шевы, осквернил святилища на высотах, где они совершали воскурения. Он снес и святилище при входе в город, у ворот градоначальника Ехошуа, слева от городских ворот.
9 Те священники, которые прежде были на высотах, не допускались к жертвеннику Господа в Иерусалиме, но они могли есть пресные хлебы вместе со своими собратьями.

10 Он осквернил и Тофет, что был в долине сынов Хиннома, чтобы больше никто не проводил сына или дочь через огонь ради Молеха.
11 Он убрал и коней, которых цари иудейские посвятили солнцу и поставили у входа в Господень Храм около комнаты евнуха Натан-Мелеха, которая была во дворе, а колесницы солнца сжег.
12 И жертвенники, которые иудейские цари поставили на крыше покоев Ахаза, и жертвенники, которые Менашше поставил в обоих дворах Храма Господня — царь все это убрал, уничтожал, растер в прах и высыпал его в поток Кидрон.
13 И святилища на высотах, что были перед Иерусалимом, справа от Горы погибели, которые поставил еще царь Соломон для Астарты, мерзости сидонской, и для Кемоша, мерзости моавской, и для Милькома, мерзости аммонский — все это царь осквернил.
14 Он сокрушил идольские камни и срубил идольские столбы, а на их места рассыпал человеческие кости.
15 И тот жертвенник, что был в Бейт-Эле, в святилище, устроенном Яравамом, сыном Невата, который ввел в грех Израиль, он снес вместе со всем святилищем. Он стер его в прах, а идольский столб сжег.
16 Тогда Йошия оглянулся и увидел на горе могилы. Он приказал взять из тех могил кости и сжег их на жертвеннике, чтобы осквернить его* по слову Господню, которое возгласил некогда человек Божьий. Так он это и предсказал.
17 Тогда Йошия спросил: «Что это за памятник я вижу?» Люди из того города ответили ему: «Это могила человека Божьего, которых приходил из Иудеи и предсказывал то, что ты теперь сделал с жертвенником Бейт-Эля».
18 Тогда царь велел оставить тело того человека в покое, чтобы никто не трогал его костей. Так и сохранились и его кости, и кости того пророка, который приходил из Самарии.
19 И все святилища, что израильские цари, гневя Господа, построили на высотах в городах Самарии, Йошия посносил. Он поступил с ними точно так же, как и со святилищем в Бейт-Эле.
20 Он перебил все священников, какие были при жертвенниках в тех святилищах и сжег на жертвенниках человеческие кости, а затем вернулся в Иерусалим.
21 Царь повелел всему народу так: «Совершите Пасху Господа Бога вашего, как написано в этой книге Завета»*.
22 Ведь Пасха не совершалась с тех самых пор, как Израилем правили вожди, во всё время правления царей израильских и царей иудейских.
23 Так на восемнадцатый год царствования Йошии была совершена эта Пасха Господня в Иерусалиме.
24 Всех, кто занимался гаданиями и волшебством, и всех терафимов и идолов, и какие еще только мерзости обнаружились в стране Иудейской и в Иерусалиме истребил Йошия во исполнение слов закона, записанного в книге, которую священник Хилкия нашел в Храме Господнем.

25 Прежде него не бывало такого царя, который обратился бы к Господу от всего сердца и от всей души, изо всех сил исполняя закон Моисеев — да и после него не бывало.
26 Но все же не утих великий гнев Господень, разгоревшийся на Иудею после всех оскорблений, который нанес Ему Менашше.
27 Решил Господь: «Иуду я отвергну от Себя точно так же, как отверг Израиль. Отвергну даже этот город, избранный мной Иерусалим, и Храм, на котором, как Я обещал, наречено Мое имя».
28 Прочее о делах Йошии, которые от совершил, записано в летописном свитке царей иудейских.
29 В его дни фараон Нехо, царь египетский, пошел войной на царя ассирийского и выступил к Евфрату. Йошия выступил ему навстречу, но тот, едва увидев его в Мегиддо, убил.
30 Его слуги отвезли его тело из Мегиддо в Иерусалим и похоронили в собственной гробнице. Простой народ выбрал Ехоахаза, сына Йошийи, его и помазали в цари вместо отца.
31 Ехоахаз воцарился в возрасте двадцати трех лет, он правил в Иерусалиме три месяца. Имя его матери было Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны.
32 Его поступки были злом в очах Господа, он во всем следовал своим праотцам.
33 Фараон Нехо держал его под стражей в Ривле в земле Хамат, чтобы он не правил в Иерусалиме, а стране велел уплатить сто талантов серебра и талант золота.
34 Фараон Нехо поставил на царство Эльякима, сына Йошии, вместо его отца, и дал ему новое имя Ехояким. Ехоахаза он отвел в Египет, где тот и умер.
35 Ехояким посылал фараону серебро и золото, собирая подать со всей страны, чтобы расплатиться с фараоном. Каждому из простого народа царь определил размер подати серебром и золотом для фараона Нехо.
36 Ехояким воцарился в возрасте двадцати пяти лет, он царствовал в Иерусалиме одиннадцать лет. Имя его матери было Зевудда, дочь Педайи из Румы.
37 Его поступки были злом в очах Господа, он во всем следовал своим праотцам.

Новой Женевской Библии

23:1 старейшин. См. 3Цар 8:1.

23:2 книги завета. Доподлинно не известно, что именно содержал в себе этот найденный в храме свиток. Обычно собственно «книгой завета» считается Исх, гл. 20−23, однако маловероятно, чтобы в данном случае речь шла только об этом фрагменте. Судя по тому, на какие преобразования подвигло Иосию прочтение найденного в храме свитка (ст. 4−24), можно предположить, что он содержал один из списков книги Второзакония (22:8) или даже целый корпус законодательных текстов, в состав которого входило и Второзаконие.

23:3 возвышенное место. Имеется в виду возвышение перед главным входом в храм.

заключил пред лицем Господним завет. Иосия, как до него Моисей (Исх 24:1−8; Втор 29:1), Иисус Навин (Нав 24:1−28) и Иоадай (11:17), приводит народ к подтверждению и обновлению его обязательств перед Богом. Во время посвященных этому событию богослужений народ давал обещание соблюдать Божии заповеди и уставы.

от всего сердца и от всей души. См. Втор 6:5 и слова Иисуса Христа о законе (Мф 26:26−29).

23:4 Ваала. См. ком. к 3Цар 16:31.

Астарты. См. ком. к 3Цар 11:5.

воинства небесного. См. 17:16 и 21:3.

прах их отнести в Вефиль. Вефиль был одним из двух городов, в которых Иеровоам I установил изваяния золотых тельцов, введя тем самым чуждый Израилю культ (3Цар 12:26−33). Перенесением праха сожженных идолов в Вефиль Иосия оскверняет центр насаждавшегося Иеровоамом культа (см. также ст. 15−20).

23:5 отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские. См. Ос 10:5; Соф 1:4.

на высотах. См. ком. к 3Цар 3:2.

Ваалу. См. ком. к 3Цар 16:31.

солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному. См. 17:16 и 21:3.

23:6 Астарту. См. 21:7 и ком. к 3Цар 11:5.

сжег ее... и истер ее в прах. Таким же образом Моисей поступил со сделанным израильтянами изваянием золотого тельца (Исх 32:20; Втор 9:21).

бросил прах ее на кладбище общенародное. Этим поступком был осквернен прах изваяния Астарты, но не кладбище (Чис 19:16; Иер 26:23).

23:7 домы блудилищные. См. ком. к 3Цар 14:24.

23:8 вывел всех жрецов из городов Иудейских. По всей вероятности, речь здесь идет не о жрецах языческих богов (ст. 5), а о священниках, служивших Господу. Эту фразу, следует понимать в том смысле, что Иосия собрал священников со всей Иудеи в Иерусалим, вновь возвратив иерусалимскому храму статус единой святыни Господа.

от Гевы до Вирсавии. Гева находилась на северной границе Иудейского царства, а Вирсавия — на южной. Таким образом, предпринятые Иосией преобразования религиозной жизни народа охватывали собой всю территорию страны.

23:9 не приносили жертв на жертвеннике Господнем. Закон позволял священникам из других городов принимать участие в богослужениях в центральном святилище наравне с постоянно там служащим священством (Втор 18:6−8). Однако многие провинциальные священники не всегда с полной достоверностью могли доказать свое происхождение от Аарона (3Цар 12:31; 3Цар 13:33) и потому допускались к исполнению лишь вспомогательных функций в храмовом богослужении.

опресноки же ели вместе с братьями своими. Провинциальные священники имели право на часть провизии, предназначавшейся для священства, постоянно служащего в центральном святилище (Лев 2:10; Лев 6:16−20).

23:10 Тофет, что на долине сыновей Еннома. Находившееся неподалеку от Иерусалима место жертвоприношения детей Молоху (16:3; 21:6; Ис 30:33; Иер 7:31−32; Иер 19:5−6).

Молоху. См. ком. к 3Цар 11:5.

23:11 коней, которых ставили цари Иудейские солнцу. Солнце считалось богом или богиней у многих из соседних с Израилем народов. Лошадям же отводилась значительная культовая роль в Ассирии: так, белые лошади связывались с поклонением божествам Ашшуру и Сину. В Иерусалиме, в девяноста метрах от храма, археологами были обнаружены глиняные статуэтки лошадей, головы которых украшены дисками, изображающими, по мнению многих специалистов, солнце.

23:12 жертвенники... разрушил царь. Разрушая перечисленные жертвенники на которых свершались жертвоприношения небесным светилам, Иосия уничтожает зло, сотворенное Ахазом (16:3, 4, 10−16), Манассией (21:3) и Амманом (21:22−23).

23:13 высоты, которые... устроил Соломон. Из всех царей Иудеи только у Иосии хватило духа разрушить языческие жертвенники, которые Соломон построил для своих иноземных жен (3Цар 11:1 — 8.33).

23:14 изломал статуи, и срубил дубравы. Речь идет об осквернении Иосией языческих святилищ, устроенных еще Ровоамом (3Цар 14:23).

23:15 жертвенник, который в Вефиле. См. 3Цар 12:32−33. Неясно, разрушил ли Иосия также и святилище Иеровоама I в Дане (3Цар 12:29−30), или оно по-прежнему сохранялось.

23:16 могилы. В этих могилах покоились останки поставленных Иеровоамом жрецов Ваала (3Цар 12:31−32; 3Цар 13:2).

по слову Господню. См. 3Цар 13:1−32.

23:18 из Самарии. В данном случае это название скорее относится к бывшему царству Израильскому (ст. 19; 17:24, 29; 3Цар 13:32), чем к его столице Самарии. Пророк, чьи кости обнаружил Иосия, был родом из Вефиля; Самария же в его время еще не была построена (3Цар 16:24).

23:19 в городах Самарийских. Начав свои преобразования за пределами Иудеи с города Вефиля, Иосия вскоре распространил их на всю территорию бывшего северного царства.

23:20 заколол всех жрецов высот. См. Втор 13:6−18; Втор 17:2−7.

23:21 как написано в сей книге завета. Имеется в виду то место Второзакония (Втор 16:1−8), в котором предписывается свершать пасхальную жертву только в центральном святилище. До того как народу Божиему было дано это предписание Пасха праздновалась каждым в своем доме (Исх 12:1−13, 21−49).

23:23 в восемнадцатый год. Иосии к этому времени исполнилось двадцать шесть лет.

23:24 вызывателей мертвых, и волшебников. Вызыватели мертвых и волшебники в большом количестве распространились в Иудее в царствование Манассии (21:6).

терафимов. Так назывались изваяния домашних божеств (см. Быт 31:19; Суд 17:5; 1Цар 19:13).

чтобы исполнить слова закона. См. ком. к ст. 2 и 22:8.

23:26 Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего. Благие преобразования Иосии лишь отсрочили, но не отменили исполнение воли Господа, за грехи Манассии обрекшего Свой народ на изгнание и плен (см. ком. к 21:13−15).

23:28 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

23:29 Нехао. Этот фараон правил Египтом с 610 по 595 г. до Р.Х.

против царя Ассирийского. К описываемому моменту сильнейшей на Ближнем Востоке державой стал Вавилон, Ассирийская же империя переживала закат своего могущества. Поход фараона Нехао, видимо, имел целью помочь Ассирии противостоять натиску вавилонян.

вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его. Не ясно, погиб ли Иосия от руки Нехао в битве или же попал в плен и был казнен фараоном.

23:30 народ земли. См. ком. к 11:14.

Иоахаза. Иоахаз (в других местах называемый Селлумом) был избран преемником Иосии, несмотря на то, что он являлся самым младшим из сыновей погибшего царя (1Пар 3:15; Иер 22:11). Причиной этого могла быть поддержка Иоахазом антиегипетской линии отца.

помазали его. См. ком. к 3Цар 1:34.

23:31−35 В этих стихах содержится краткий обзор недолгого царствования Иоахаза, который «делал... неугодное в очах Господних» (ст. 32). Фараон вскоре силой увез Иоахаза в Египет, поставив на его место другого сына Иосии Елиакима (переименованного им в Иоакима).

23:31 три месяца царствовал. Царствование Иохаза укладывается в 609 г. до Р.Х.

дочь Иеремии. Это не пророк Иеремия, о котором сказано, что он был родом из Анафофа (Иер1:1).

из Ливны. См. ком. к 8:22.

23:33 в Ривле, в земле Емафской. В Ривле, городе на реке Оронт, устраивали свои ставки Нехао, а позднее Навуходоносор (25:6).

23:34 Елиакима ... Иоакима. Принимая от зависимых правителей клятвы вассальной верности, ассирийские властители иногда по своему желанию давали вассалам новое имя. Фараон Нехао следует, по всей видимости, их примеру.

23:35 от каждого из народа земли... он взыскивал серебро и золото. Основные налоговые тяготы Иоаким возложил на ту часть населения, которая привела к власти Иоахаза (ст. 30).

23:36 — 24:7 В этих стихах вкратце излагается история царствования в Иудее Иоа-кима, одним из важнейших эпизодов которого стало восстание царя против власти Вавилона. Автор стремится возможно яснее показать, что обрушившиеся на Иудею несчастия явились исполнением суда Божиего за грехи Манассии (24:2−4; 21:10−15).

23:36 одиннадцать лет царствовал. Иоаким царствовал с 609 по 598 г. до Р.Х.

из Румы. Поселение приблизительно в двадцати двух километрах от Галилейского моря.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.