4 Царств 23 глава

Четвертая книга Царств
Перевод Десницкого → Комментарии МакДональда

Перевод Десницкого

1 Царь собрал по указу у себя всех старейшины Иудеи и Иерусалима.
2 Потом царь пошел со всеми, кто только был в Иудее и жил в Иерусалиме, со священниками и пророками, вместе со всем народом от мала до велика, и прочитал вслух перед всеми ними слова книги Завета, найденной в Храме Господнем.
3 Затем царь поднялся на возвышении и заключил пред Господом Завет: следовать за Господом и соблюдать заповеди, повеления и установления Его от всего сердца и от всей души, исполняя слова Завета, записанного в этой книге. И весь народ вступил в этот Завет.

4 Царь повелел великому священнику Хилкие и другим священникам с привратниками вынести из Храма всё, что было там устроено для Ваала, Астарты и всего воинства небесного и сжечь это вне Иерусалима, подле потока Кидрон, а пепел выбросить в Бейт-Эле.
5 Он убрал тех жрецов, которых цари иудейские поставили воскурять на высотах по городам Иудеи и в окрестностях Иерусалима, и тех, кто воскуряли Ваалу, солнцу и луне, созвездиям и всему воинству небесному.
6 Он вынес идольский столб из Храма Господня, подальше от Иерусалима, к потоку Кидрон, и при потоке Кидрон сжег его, растер в прах и высыпал его на общем кладбище.
7 Снес он и пристройки для «священного блуда»*, что были при Храме Господнем — там еще женщины ткали покровы для святилищ Астарты.

8 Он изгнал жрецов из городов иудейских от Гевы до Беэр-Шевы, осквернил святилища на высотах, где они совершали воскурения. Он снес и святилище при входе в город, у ворот градоначальника Ехошуа, слева от городских ворот.
9 Те священники, которые прежде были на высотах, не допускались к жертвеннику Господа в Иерусалиме, но они могли есть пресные хлебы вместе со своими собратьями.

10 Он осквернил и Тофет, что был в долине сынов Хиннома, чтобы больше никто не проводил сына или дочь через огонь ради Молеха.
11 Он убрал и коней, которых цари иудейские посвятили солнцу и поставили у входа в Господень Храм около комнаты евнуха Натан-Мелеха, которая была во дворе, а колесницы солнца сжег.
12 И жертвенники, которые иудейские цари поставили на крыше покоев Ахаза, и жертвенники, которые Менашше поставил в обоих дворах Храма Господня — царь все это убрал, уничтожал, растер в прах и высыпал его в поток Кидрон.
13 И святилища на высотах, что были перед Иерусалимом, справа от Горы погибели, которые поставил еще царь Соломон для Астарты, мерзости сидонской, и для Кемоша, мерзости моавской, и для Милькома, мерзости аммонский — все это царь осквернил.
14 Он сокрушил идольские камни и срубил идольские столбы, а на их места рассыпал человеческие кости.
15 И тот жертвенник, что был в Бейт-Эле, в святилище, устроенном Яравамом, сыном Невата, который ввел в грех Израиль, он снес вместе со всем святилищем. Он стер его в прах, а идольский столб сжег.
16 Тогда Йошия оглянулся и увидел на горе могилы. Он приказал взять из тех могил кости и сжег их на жертвеннике, чтобы осквернить его* по слову Господню, которое возгласил некогда человек Божьий. Так он это и предсказал.
17 Тогда Йошия спросил: «Что это за памятник я вижу?» Люди из того города ответили ему: «Это могила человека Божьего, которых приходил из Иудеи и предсказывал то, что ты теперь сделал с жертвенником Бейт-Эля».
18 Тогда царь велел оставить тело того человека в покое, чтобы никто не трогал его костей. Так и сохранились и его кости, и кости того пророка, который приходил из Самарии.
19 И все святилища, что израильские цари, гневя Господа, построили на высотах в городах Самарии, Йошия посносил. Он поступил с ними точно так же, как и со святилищем в Бейт-Эле.
20 Он перебил все священников, какие были при жертвенниках в тех святилищах и сжег на жертвенниках человеческие кости, а затем вернулся в Иерусалим.
21 Царь повелел всему народу так: «Совершите Пасху Господа Бога вашего, как написано в этой книге Завета»*.
22 Ведь Пасха не совершалась с тех самых пор, как Израилем правили вожди, во всё время правления царей израильских и царей иудейских.
23 Так на восемнадцатый год царствования Йошии была совершена эта Пасха Господня в Иерусалиме.
24 Всех, кто занимался гаданиями и волшебством, и всех терафимов и идолов, и какие еще только мерзости обнаружились в стране Иудейской и в Иерусалиме истребил Йошия во исполнение слов закона, записанного в книге, которую священник Хилкия нашел в Храме Господнем.

25 Прежде него не бывало такого царя, который обратился бы к Господу от всего сердца и от всей души, изо всех сил исполняя закон Моисеев — да и после него не бывало.
26 Но все же не утих великий гнев Господень, разгоревшийся на Иудею после всех оскорблений, который нанес Ему Менашше.
27 Решил Господь: «Иуду я отвергну от Себя точно так же, как отверг Израиль. Отвергну даже этот город, избранный мной Иерусалим, и Храм, на котором, как Я обещал, наречено Мое имя».
28 Прочее о делах Йошии, которые от совершил, записано в летописном свитке царей иудейских.
29 В его дни фараон Нехо, царь египетский, пошел войной на царя ассирийского и выступил к Евфрату. Йошия выступил ему навстречу, но тот, едва увидев его в Мегиддо, убил.
30 Его слуги отвезли его тело из Мегиддо в Иерусалим и похоронили в собственной гробнице. Простой народ выбрал Ехоахаза, сына Йошийи, его и помазали в цари вместо отца.
31 Ехоахаз воцарился в возрасте двадцати трех лет, он правил в Иерусалиме три месяца. Имя его матери было Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны.
32 Его поступки были злом в очах Господа, он во всем следовал своим праотцам.
33 Фараон Нехо держал его под стражей в Ривле в земле Хамат, чтобы он не правил в Иерусалиме, а стране велел уплатить сто талантов серебра и талант золота.
34 Фараон Нехо поставил на царство Эльякима, сына Йошии, вместо его отца, и дал ему новое имя Ехояким. Ехоахаза он отвел в Египет, где тот и умер.
35 Ехояким посылал фараону серебро и золото, собирая подать со всей страны, чтобы расплатиться с фараоном. Каждому из простого народа царь определил размер подати серебром и золотом для фараона Нехо.
36 Ехояким воцарился в возрасте двадцати пяти лет, он царствовал в Иерусалиме одиннадцать лет. Имя его матери было Зевудда, дочь Педайи из Румы.
37 Его поступки были злом в очах Господа, он во всем следовал своим праотцам.

Комментарии МакДональда

3. Обновление завета (23:1−3)

Царь собрал священное собрание в храме и прочел слова книги завета всем собравшимся. Стоя на возвышенном месте, он заключил завет исполнять все слова закона. Народ тоже заключил завет с Господом.

4. Реформы Иосии (23:4−30)

23:4−9 Далее следует перечень реформ, предпринятых Иосией. Он очистил храм от всех вещей, связанных с идолопоклонством, сжег их и велел прах отнести в Вефиль (чтобы осквернить тамошнее святилище). Он сместил и, вероятно, убил священников, занимавшихся идолопоклонстовм. Он вынес деревянную статую Астарты из храма, сжег ее и разбросал пепел на кладбище общенародном. Он разрушил дома блудилищные, где, в храмовой области, собирались мужчины, занимавшиеся проституцией (содомиты), где женщины ткали одежды для образа Астарты. Он осквернил высоты. Это значит, что он сделал их непригодными для будущего использования. Он вывел всех жрецов из городов Иудейских, где они приносили Иегове жертвы на высотах. Бог постановил, чтобы жертвоприношения делались в Иерусалиме. Иосия запретил этим жрецам нести служение в храме, но долю опресноков они получали.

23:10−12 Он осквернил и разрушил Тофет, языческое святилище на долине сыновей Еннома, где детей приносили в жертву Молоху. Он отменил коней, посвященных солнцу, и сжег огнем колесницы, которые цари Иудейские использовали в связи с поклонением солнцу. Он разрушил идолопоклоннические жертвенники, построенные Ахазом и Манассией. Сам Манассия убрал эти жертвенники после своего обращения (2Пар 33:15), но идолопоклонник Аммон, вероятно, вернул их на место. Иосия уничтожил их, чтобы они больше никогда не использовались.

23:13−14 Он осквернил высоты к югу от Елеонской горы (Масличной горы), которые существовали со времен Соломона. Он изломал языческие статуи, и срубил дубравы (посвященные Астарте), а также осквернил место, на котором они находились, наполнив его костями человеческими.

23:15−18 Он разрушил жертвенник, который в Вефиле, и сжег высоту. Потом он взял кости из находившихся неподалеку могил и сжег их на остатках жертвенника. («И израильтяне, и язычники считали человеческие кости вечным осквернением»). Все это было исполнением пророчества, которое за 300 лет до того человек Божий изрек Иеровоаму. Иосия — один из немногих героев Писания, имена которых были известны еще до их рождения (3Цар 13:2). Он был избранным сосудом, предопределенным для исполнения пророчества безымянного пророка против жертвенника Вефильского.

Когда царь Иосия увидел могилу человека Божия, выступавшего против жертвенника Вефильского, он приказал, чтобы никто не трогал кости пророка. Так что они остались там, вместе с костями другого безымянного пророка, который приходил из Самарии (см. 3Цар 13:30−31).

23:19−20 Реформы царя распространились даже на Самарию. Очевидно, ему удалось взять эту область под свой контроль, в значительной степени благодаря ослаблению Ассирии. Он уничтожил капища высот и заколол всех жрецов-идолопоклонников на жертвенниках, где они приносили жертвы. Он также осквернил эти места пеплом человеческих костей.

23:21−23 Вернувшись в Иерусалим, Иосия вновь учредил Пасху, в соответствии со Словом Господним, что прочитал (смотри 2Пар 35:1−19, где об этом рассказано подробнее). Это был величайший праздник Пасхи от дней судей. Другие пасхальные праздники до этого проводились с большим размахом и более тщательной подготовкой, но именно этот был особенно угоден Господу. В Писании упоминается только три праздника Пасхи в период царства: Соломона (2Пар 8), Езекии (2Пар 30) и Иосии.

23:24 Иосия также очистил землю от вызывателей мертвых, волшебников, гадателей и тому подобных.

23:25−27 Что касается тщательности проделанных реформ, то Иосия был величайшим из царей Иудеи. Езекия заслужил подобную честь называться величайшим из царей благодаря своей вере в Бога (18:5−6). Но, несмотря на благочестивое правление Иосии, Господь не отложил гнева Своего и не передумал: Он все равно собирался наказать Иудею, отправив народ в рабство и разрушив Иерусалим.

23:28−30 В 609 г. до Р. Х. фараон Нехао, царь Египетский, отправился на север, вдоль побережья Палестины, чтобы помочь ассирийцам в борьбе с Вавилоном. По политическим причинам Иосия решил помешать продвижению Нехао и был смертельно ранен в Мегиддо. Рабы его перевезли его тело в Иерусалим, где он умер и был похоронен (см. 2Пар 35:20−24). Нехао дошел до реки Евфрат, где четыре года спустя вавилоняне победили его в сражении при Кархемисе (Иер 46:2).

Д. Царь Иоахаз (23:31−33)

Иоахаз (называемый также Селлумом), сын Иосии, был царем Иудейским всего три месяца (609 г. до Р. Х.; см. 2Пар 36:1−4).

Иоахаз пренебрег реформами своего отца и позволил народу вернуться к идолопоклонству. Фараон Нехао, царь Египта, вызвал его в Ривлу, в Емафе, районе Сирии, где расположились лагерем египтяне, и обложил Иудею пеней. Позже он забрал Иоахаза в Египет, где тот и умер (Иер 22:11−12).

Е. Царь Иоаким (23:34 — 24:7)

Иоаким, сын Иосии, был царем Иудейским одиннадцать лет (609−598 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 36:5−8; Иер 22:18−19; Иер 26:21−23; Иер 36:9−32).

23:34−37 Фараон Нехао воцарил Елиакима, брата Иоахаза, вместо Иосии, и переменил имя его на Иоаким. Иоаким был старшим из оставшихся в живых сыновей Иосии (см. ст. 31, 36), но сначала народ сделал царем Иоахаза. Нехао изменил ситуацию и сделал Иоакима своим вассальным царем. Он был более верен фараону, чем Иегове.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.