3 Царств 8 глава

Третья книга Царств
Перевод Десницкого → Комментарии МакДональда

Перевод Десницкого

1 Тогда собрал царь Соломон всех старейшин Израилевых, всех предводителей племен и глав семейств сынов Израилевых к себе в Иерусалим, чтобы перенести Ковчег Завета Господнего из города Давида, то есть Сиона.
2 И собрались к Соломону на праздник все израильтяне в месяце Этаним (это седьмой месяц).
3 Когда прибыли все старейшины Израилевы, то священники подняли Ковчег,
4 и понесли священники с левитами Ковчег Господень, и Шатер Богоявления, и все священные сосуды, которые были в Шатре.
5 А царь Соломон вместе со всем собравшимся к нему израильским народом перед Ковчегом приносил в жертву крупный и мелкий скот — так его было много, что и не перечесть.

6 Священники внесли ковчег Господнего Завета на его место, в давир Храма (это Святое Святых), под крылья херувимов.
7 Ведь херувимы простирали крылья над местом, где стоял Ковчег, осеняя и сам Ковчег, и шесты, на которых его носили.
8 Эти шесты были достаточно длинными, чтобы их концы было видно со священного места перед самим давиром, но не далее того. Так это осталось и по сей день.
9 Не было ничего в Ковчеге, кроме двух каменных скрижалей, которые туда положил Моисей на горе Хорив — то был Завет, заключенный Господом с сынами Израилевыми после исхода их из земли Египетской.
10 И когда оставили священники святилище, то облако наполнило Храм.
11 И священники не могли продолжать служение из-за этого облака, ведь это слава Господня наполнила Храм Господень.

12 Тогда сказал Соломон: «Говорил Господь, что обитает во мраке.
13 Я построил ныне Тебе величественный дворец — место, чтобы пребывать вовеки!»
14 Потом царь обратился и благословил весь народ Израилев — а весь народ Израилев предстоял ему.
15 Он сказал: «Благословен Господь, Бог Израилев! Ныне свершила Его рука то, что прорекли Его уста отцу моему Давиду:
16 “С того дня, как я вывел народ мой Израиль из Египта, не избрал я города во всех племенах Израилевых, чтобы построить в нем Храм во имя Мое — но избрал Давида, чтобы быть ему над народом моим, Израилем”.
17 Легло на сердце отцу моему Давиду построить Храм во имя Господа, Бога Израилева.
18 Но Господь сказал отцу моему Давиду: “Что легло тебе на сердце построить Храм во имя Мое — это добрый замысел
19 Только сам ты не построишь Храма, а сын, вышедший из чресел твоих — он построит Храм имени Моему”.
20 И вот исполнил Господь слово, которое изрек: я взошел на место отца моего Давида, воссел на престоле Израилевом, как и говорил Господь, и построил Храм во имя Господа, Бога Израилева,
21 и устроил в нем место для Ковчега, в котором Завет Господень, заключенный с нашими праотцами, когда вывел он их из земли Египетской».

22 И встал Соломон перед жертвенником Господним впереди всего собрания Израилева и воздел ладони к небу,
23 сказав: «Господи, Боже Израилев, нет подобного Тебе Бога в выси небесной и в глубине земной — Ты верно хранишь Завет с рабами своими, если ступают они пред Тобой от всего сердца.
24 Что прорекли уста Твои рабу Твоему и отцу моему Давиду, то ныне исполнила рука Твоя.
25 И ныне, Господи, Боже Израилев, исполни, что обещал ты отцу моему Давиду: “не лишишься ты мужа, сидящего предо Мной на престоле Израилевом, если только будут хранить пути свои, ступая предо Мной, как делал и ты”.
26 А теперь, Боже Израилев, подтверди слова, которые говорил ты рабу своему и отцу моему Давиду.

27 Жить ли Богу на земле? Если небеса и даже небеса небес не вместят Тебя — уж тем менее этот Храм, построенный мной.
28 Но снизойди к молитве раба Твоего и к просьбе его, Господи, Боже мой! Выслушай смиренную мольбу, которую обращает к Тебе ныне раб Твой.
29 Да будет пред взором Твоим этот Храм денно и нощно — место, на котором обещал Ты наречь Собственное имя, чтобы слышать молитвы, которые будет обращать к Тебе в этом месте раб твой.
30 Выслушай просьбу раба Твоего и народа Твоего Израиля, которую обратят к Тебе в месте этом — а Ты услышь там, где пребываешь на небесах, выслушай и помилуй.
31 И если кто согрешит против ближнего своего, и прибегнут тогда к клятве, и придут совершать клятву к твоему жертвеннику в этот Храм —
32 тогда Ты услышь с небес и рассуди рабов твоих, обвини виновного и обрати зло его на его же главу, но оправдай правого и воздай ему по правоте его.

33 Когда потерпит народ Твой Израиль поражение за грех перед Тобой, но вернется к Тебе и восхвалит имя Твое, обратившись к Тебе с молитвой в этом Храме,
34 Ты услышь на небесах и прости грех твоего народа Израиля, возврати их в землю, которую Ты дал их праотцам.
35 Когда затворятся небеса и не будет дождя за грех их, но помолятся они в этом месте и восхвалят имя Твое и отвратятся от греха своего, ибо Ты смирил их,
36 тогда услышь на небесах и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля. Тогда научи их благому пути, по которому им ступать, и даруй дождь для земли, которую ты дал Своему народу в наследие.
37 И если будет в стране голод, или чума, или пагуба и болезнь на растениях, или саранча нападет, или враг приступит к городским воротам — какая бы то ни была беда и погибель —
38 то на всякую молитву и просьбу, кто бы с ней ни обратился из народа Твоего Израиля, когда сознает он беду, что на сердце у него, и прострет ладони в этом Храме,
39 тогда услышь его на небесах, где Ты пребываешь, сотвори прощение и воздай каждому по путям его. Ведь Тебе открыто его сердце — Тебе единственному открыты сердца всех сынов человеческих,
40 чтобы боялись они Тебя, покуда живут на земле, которую дал Ты праотцам нашим.

41 Если и чужеземец не из Твоего народа, Израиля, придет из дальней страны ради имени Твоего —
42 ибо и там прослышат об имени Твоем великом и о мощи простертой Твоей руки, — и придет он помолиться в этом Храме,
43 тогда услышь его на небесах, где Ты пребываешь, и поступи с чужеземцем по его обращению к Тебе. Так да узнают все народы земли имя Твое, чтобы бояться тебя, как и народ Израилев, и узнают, что имя Твое наречено на этом Храме, построенном мной.

44 Когда выйдет народ Твой на битву с врагом по пути, указанному Тобой, то помолятся они Господу, обратившись к городу, избранному Тобой, и к Храму, построенному мной во имя Твое,
45 и тогда услышь на небесах молитву и прошение их и воздай им по правде их.
46 Если же согрешат они пред Тобой, ибо нет человека, который бы не согрешил, то прогневаешься Ты на них и выдашь их врагам, чтобы пленили их и увели во вражескую страну, будь она близко или далеко.
47 Но придут они в разум, и обратятся к Тебе с мольбой в земле их пленения и скажут: «согрешили мы, творили зло и нечестие,
48 и обратятся к Тебе от всего сердца и от всей души в стране врагов, пленивших их, и помолятся к тебе, повернувшись к стране, которую ты дал праотцам их, и к избранному Тобой городу, и к Храму, построенному мной во имя Твое.
49 И тогда услышь на небесах молитву и прошение их и воздай им по правде их.
50 Прости народу Твоему, в чем согрешил он пред Тобой, все совершенные ими пред Тобой преступления, и возбуди сострадание к ним в угнетателях их,
51 ибо они народ Твой и наследие Твое, ведь Ты вывел их из Египта, из печи железной.

52 Да будут очи Твои благосколонны к просьбе раба Твоего и к просьбе народа Твоего Израиля, чтобы выслушать слезное моление их,
53 ибо Ты отделил их из всех народов земли Себе в наследие, как обещал Ты через раба Своего Моисея, когда вывел их из Египта, Владыка Господь!»

54 Когда Соломон закончил молиться Господу просительными словами этой молитвы, то встал перед жертвенником Господним с колен, но ладони его еще были простерты к небу.
55 Стоя, он громким голосом благословил собрание израильтян:
56 «Благословен Господь, давший отдохновение народу своему Израилю, как и обещал, и не пропало ни одно слово из тех благих обещаний, которые дал он через раба Своего Моисея.
57 Да будет с нами Господь Бог наш, как был с праотцами нашими, да не оставит и не покинет нас,
58 но да обратит к Себе сердце наше, чтобы всегда ходили мы по Его путям и хранили заповеди, уставы и постановления Его, которые заповедал Он праотцам нашим.
59 И да будут слова этой просьбы моей ко Господу близки к Господу нашему Богу денно и нощно, дабы по справедливости хранил Он изо дня в день раба Своего и народ Свой Израиль.
60 Да узнают все народы земли, что Он — Господь Бог, и нет иного,
61 и да будет сердце ваше полностью с Господом Богом нашим, чтобы поступать нам по уставам его и хранить заповеди его, как и в сей день».

62 Царь и весь Израиль вместе с ним принесли жертвы пред Господом.
63 Как благодарственный дар, Соломон принес Господу двадцать две тысячи голов крупного и сто двадцать тысяч голов мелкого скота, и так царь с сынами Израилевыми освятили Храм Господень.
64 В тот же день Соломон освятил средний двор, что перед Храмом Господним: там он принес всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир от благодарственных жертв*, потому что бронзовый жертвенник, который был прямо пред Господом, был слишком мал, чтобы вместить всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир от благодарственных жертв.
65 В это время Соломон устроил праздник, с ним был и весь Израиль от Лево-Хамата и до потока Египетского — великое собрание пред Господом на семь дней и еще на семь, всего четырнадцать дней.
66 На следующий день Соломон отпустил народ, люди благословили царя и пошли по домам с радостным и легким сердцем из-за всех тех благ, которые сотворил Господь рабу Своему Давиду и народу своему Израилю.

Комментарии МакДональда

Е. Освящение храма (Гл. 8)

8:1−5 Когда строительство храма было завершено, следующим шагом было перенести ковчег завета Господня из района Иерусалима, известного как город Давида или Сион, в храм на горе Мориа. Вероятно, это произошло почти через год после завершения строительства здания (ср. ст. 2 с 3 Царств 6:37−38).

Непосредственно перед праздником кущей был устроен великий всенародный праздник. Священники и левиты принесли ковчег, скинию и священные вещи в храм. Это сопровождалось принесением в жертву множества мелкого и крупного скота.

8:6−9 Ковчег был помещен в Святое Святых. Некоторым образом, мы не понимаем как, головки шестов были видны из святилища пред давиром, но не были видны снаружи, в притворе. Шесты не были убраны, как говорится в переводе Короля Иакова (КИ, ст. 8). В это время единственным содержимым ковчега были две каменные скрижали, содержащие десять заповедей. Мы не знаем, что случилось с сосудом с манной и с расцветшим жезлом Аарона (Евр 9:4).

8:10−11 Когда ковчег (символизирующий Христа) занял свое место, облако славы, обозначающее Божье присутствие, наполнило храм. Священники не могли выполнять свои обязанности, потому что слава Господня наполнила храм Господень.

8:12−13 Когда все было закончено, Соломон обратился к Господу. Бог сказал, что благоволит обитать во мгле. Теперь Соломон построил Ему жилище, в Святом-Святых которого не будет никакого источника света, кроме самой славы Бога.

Со свойственной ему духовной проницательностью, Мэтью Генри так комментирует это:

«Бог готов был выслушать молитву Соломона, и не только выслушать, но и поселиться в этом доме, чтобы все молящиеся могли обращаться к Нему. Но слава Божья явилась в образе облака, темного облака, что значит:
1) Завет Божьего народа был тьмой в сравнении со светом Евангелия, в котором мы все открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню.
2) Наше текущее состояние — тьма в сравнении с видением Бога, счастьем небес, где Божья слава будет ничем не скрыта. Сейчас мы можем только сказать, чем Он не является, тогда же мы увидим Его, как Он есть».

8:14−21 Затем царь обратился к народу с благословением. Он напомнил о том, что Бог сдержал обещание о храме, данное Давиду, и выразил свое удовлетворение тем, что ковчег завета наконец занял свое место.

8:22−26 Молитва об освящении храма приводится в стихах 22−53. Прославив Бога за то, что Он не нарушил Своего завета, заключенного с Давидом касательно храма, он попросил исполнить и другой завет, заключенный с Давидом — обещание о том, что на престоле Израилевом всегда будут сыновья Давида.

8:27−30 Хотя Соломон понимал, что ни один земной храм не сможет вместить великого Бога, он просил о том, чтобы Господь признал сей храм и чтобы, когда он или кто-нибудь из народа Израиля будут обращаться там к Богу, Он услышал мольбу и помиловал молящихся.

8:31−53 Далее царь перечисляет конкретные случаи, когда ответ Господа особо необходим.

1. Когда производится суд и от сторон требуются клятвы, вероятно, по причине отсутствия доказательств, Бог должен наказать виновного и вознаградить невинного (ст. 31−32).

2. Когда армия Израиля терпит поражение за то, что народ согрешил, царь просит Бога простить их и вернуть в землю, если они исповедуются в своих грехах (ст. 33−34).

3. Во времена засухи царь просит Бога послать дождь, если люди смирятся и обратятся к Нему с покаянием (ст. 35−36).

4. В случае голода, моровой язвы, палящего ветра, ржавчины, нашествия насекомых, вражеской осады или какого-то другого бедствия царь просит Бога услышать молитвы, обращенные к храму, и помиловать землю (ст. 37−40).

5. Если язычник обратится в иудаизм и помолится Богу, Бога просят ответить на молитву этого прозелита (ст. 41- 43).

6. Соломон молит также о победе на войне, и просит Господа не забывать об этой его мольбе (ст. 44−45).

7. Соломон пророчествует, предвидя время, когда Израиль может попасть в плен согрешив. Он просит Господа прислушаться к покаянным молитвам и сделать так, чтобы пленившие их были милостивы к ним; в конце концов, израильтяне — Его народ, который Он избавил из Египта. Эти стихи исполнились в годы вавилонского плена и последующего возвращения по указу Кира (ст. 46−53).

8:54−61 Обратившись с молением к Господу, Соломон благословил народ, излив красноречивую просьбу Богу о Его присутствии, о силе, позволяющей быть преданным Ему и свидетельствовать о Нем перед всеми народами.

Благословение Соломона, как и остальная его молитва, отражает глубокое понимание великих духовных истин:
1. На Бога можно положиться. «Не осталось неисполненным ни одного слова» (56) — какое свидетельство!
2. Прошлое — гарантия будущего (57). Так как Бог неизменен (см. Евр 13:8), мы можем быть уверены: Он будет таким же по отношению к нам, каким явил Себя ранее (см. Нав 1:5).
3. Человеку нужна помощь Бога, чтобы следовать за Ним (58). Об этом знал Иеремия и объяснил этому причину (см. Иер 10:23; Иер 17:9). Даже побуждения свободной воли человека исходят от Бога — это на самом деле парадокс! Сравните с описанием деятельности Святого Духа в Иоанна 16:8−11.
4. Мы ежедневно нуждаемся в помощи Бога («дабы Он делал, что потребно для раба Своего... изо дня в день», 59). Он никогда не спит и не дремлет (Пс 120:4)!
5. Бог заботится о Своих детях не ради их эгоистичного удовольствия, а чтобы другие могли познать Его (60).
6. Ввиду всего этого, разве можем мы не повиноваться Ему и не хранить Ему верность? (61) (Каждодневные заметки Союза Писания). Эта молитва приводится также во 2 Книге Паралипоменон 6 (см. примечания), с единственным различием: во 2 Паралипоменон Соломон завершает молитву тремя просьбами (2Пар 6:40−42), опущенными в 3 Царств; в 3 Царств Соломон благословляет народ (ст. 54−61). Об этом во 2 книге Паралипоменон не упоминается.

8:62−65 Из большого количества принесенных в жертву животных некоторые были использованы, чтобы накормить громадную толпу собравшихся (ст. 65). Так как медный жертвенник не был достаточно большим, чтобы поместить на нем все жертвы всесожжения и прочее, Соломон освятил среднюю часть двора, чтобы принести там остальные жертвы Господу. Это был большой праздник, полный радости, поклонения и благодарения. Из тысяч закланных животных ни одно не было принесено в жертву за грех.

В это же время Соломон сделал праздник кущей, в котором участвовали израильтяне, собравшиеся с территории от входа в Емаф, на земле Дана, на севере, до реки Египетской, на юге. Праздник освящения храма и праздник кущей отмечали вместе четырнадцать дней.

8:66 Потом народ разошелся по домам, радуясь и веселясь в сердце. Во 2 Паралипоменон 7:9 сказано, что торжественное собрание происходило на «восьмой день», в то время как в стихе 66 говорится, что на «восьмой день» народ отправился по домам. Джон Хейли так согласовывает между собой эти два рассказа:

«Праздник кущей начался пятнадцатого, а закончился двадцать второго числа месяца, завершившись «большим собранием» на «восьмой день» (Лев 23:33−39), после чего Соломон отпустил народ; фактически они отправились по домам на следующее утро, двадцать третьего числа (2Пар 7:10)».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.