1 The plans of the heart belong to man,
But the answer of the tongue is from the LORD.
But the LORD weighs the motives.
And your plans will be established.
Even the wicked for the day of evil.
Assuredly, he will not be unpunished.
And by the fear of the LORD one keeps away from evil.
He makes even his enemies to be at peace with him.
Than great income with injustice.
But the LORD directs his steps.
His mouth should not err in judgment.
All the weights of the bag are His concern.
For a throne is established on righteousness.
And he who speaks right is loved.
But a wise man will appease it.
And his favor is like a cloud with the spring rain.
And to get understanding is to be chosen above silver.
He who watches his way preserves his life.
And a haughty spirit before stumbling.
Than to divide the spoil with the proud.
And blessed is he who trusts in the LORD.
And sweetness of speech increases persuasiveness.
But the discipline of fools is folly.
And adds persuasiveness to his lips.
Sweet to the soul and healing to the bones.
But its end is the way of death.
For his hunger urges him on.
While his words are like scorching fire.
And a slanderer separates intimate friends.
And leads him in a way that is not good.
He who compresses his lips brings evil to pass.
It is found in the way of righteousness.
And he who rules his spirit, than he who captures a city.
But its every decision is from the LORD.
Б. Прославление праведной жизни (16:1 — 22:16)
16:1 Имя «Иегова» (Господь) появляется девять раз в первых одиннадцати стихах 16-ой главы. Человек может заранее обдумывать свои намерения и планы, но Господь суверенен в Своей власти и берет вверх над всеми словами и замыслами человека ради достижения Его целей. «Человек предполагает, а Бог располагает».
Валаам, например, хотел проклясть народ Израиля, но из его уст исходили слова благословения (Чис 22:38; Чис 23:7−10).
Или вспомните Каиафу, речь которого превзошла пределы его собственной мудрости (Ин 11:49−52). Ирод и Пилат замышляли сделать с Иисусом то, что Бог заранее предопределил задолго до того дня (Деян 4:27−28).
Это также может означать, что хотя люди, принадлежащие Богу, оказавшись под угрозой преследования и суда, могут заранее планировать свои защитные речи, Бог дает им нужные слова в подобающее время (Мф 10:19).
16:2 Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс 18:13).
16:3 Лучший способ гарантировать исполнение наших стремлений и целей — это передать наши дела Господу. Дж. Ален Блэйр советует:
«Время от времени мы оказываемся охваченными тревогой и депрессией, даже пытаясь исполнять Божью работу. Может ли что-либо быть более далеким от того, чего желает для нас Бог? Бог не может действовать через обеспокоенное сердце. Всякий раз, когда христианин оказывается в таком состоянии, он должен тут же остановиться и задуматься: «Чье это дело?» Если это Божье дело, то никогда не забывайте о том, что бремя этого дела также принадлежит и Ему. Самым главным действующим лицом являетесь не вы, а Христос! Он действует через нас. Что же нам делать, когда обстоятельства складываются не так, как нам бы этого хотелось? Обратитесь к Нему! Любые другие меры в таком случае являются непослушанием». Молитва: «Дай мне глаза, которые во всем видят Господа, и руки, которые могут во всем служить Ему, и сердце, которое может во всем благословлять Его» (Каждодневные заметки Союза Писания).
16:4 Этот стих вовсе не означает, что Бог сотворил определенных людей для погибели и уничтожения. Нигде в Библии вы не найдете указания на доктрину лишения спасения. Люди осуждаются своим собственным сознательным выбором, а не Божьим установлением.
Эта притча говорит о том, что у Бога есть конец, цель или предназначение для всего. Каждый мотив имеет свой результат, каждое действие — свое вознаграждение или наказание. Он установил день бедствия или осуждения для нечестивых, также как Он приготовил небеса для любящих Его. «Все сотворенное Господом имеет свою судьбу; судьба нечестивых — в погибели» (САВ).
16:5 Человеческая гордость омерзительна для Господа. Слова «можно поручиться» указывают на неминуемость наказания для надменных и высокомерных.
16:6 Учение данного стиха необходимо рассматривать в свете всех остальных отрывков Писания, посвященных этой теме. Он не может означать того, что человек спасается благодаря своему милосердию и правдивости; спасение обретается лишь по благодати через веру в Господа. Только когда милосердие и правда являются признаками спасительной веры, — только тогда они могут очистить грех.
Вторая часть стиха понятна и доступна с первого взгляда. Доверившись Господу, человек избегает бедствий и несчастий.
16:7 Как и в случае со многими другими притчами, этот стих является общим правилом, которое, тем не менее, имеет исключения. «Праведная жизнь разоружает противников», или, как сказал Барнс, «добродетель обладает силой очаровывать и обращать на свою сторону даже врагов».
Стэнтон относился к Линкольну с крайним презрением. Он называл его «низким коварным клоуном» и «настоящей гориллой». Он говорил, что совершенно нет нужды ехать для поимки гориллы в Африку, когда одна из них живет так близко, в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн никогда не отвечал оскорблением на оскорбление. Вместо этого, он назначил Стэнтона своим военным министром, будучи уверен в том, что тот был наиболее подходящей кандидатурой на этот пост.
Много лет спустя, когда Линкольн был убит в результате покушения, Стэнтон, взглянув на его морщинистое лицо, сказал со слезами на глазах: «Вот лежит величайший правитель, которого когда-либо видел мир».
16:8 Лучше иметь скромный доход, заработанный честным путем, чем множество прибытков с неправдою.
16:9 Как мы уже видели в первом стихе этой главы, человек прикладывает огромные усилия, чтобы спланировать свою карьеру, но только Господь определяет, исполнятся ли его планы. Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, чтобы преследовать и уничтожать живущих там христиан, но, в конце концов, стал одним из них! Онисим намеревался навсегда покинуть Филимона, однако Бог вернул его обратно на лучших условиях, чем тот когда-либо мог предположить.
16:10 Поскольку царь является представителем Бога (Рим 13:1), его указы и решения несут в себе власть и окончательность. Поэтому уста его не должны погрешать на суде.
16:11 Бог содержит свое собственное Бюро Стандартов. Он определяет верные весы и весовые чаши. Когда люди поступают в соответствии с Его стандартами, Он одобряет и благословляет их.
16:12 На самом деле, совершать беззаконие есть мерзость для любого человека, но особенно для царей. Своим положением они представляют Бога перед людьми и поэтому несут более высокую ответственность. Престол утверждается на основании праведных дел и решений.
Необходимо также добавить, что этот стих может означать и то, что мерзость для царей — когда их подчиненные творят дело беззаконное. Законное, праведное правление должно утверждаться праведностью. Там, где правительство и подчиненные перестают следовать нормам морали, начинает процветать анархия.
16:13 Хороший царь не будет одобрять льстецов и лицемеров. Скорее, он предпочтет окружить себя людьми, чьи слова верны, честны и искренни.
16:14 Оскорбленный и разгневанный царь может очень быстро осудить своего обидчика на смерть. Мудрый человек не будет без нужды провоцировать правителя, а постарается умилостивить его.
16:15 Когда царь радуется, счастливое выражение его лица распространяет радость в его окружении. Его благоволение освежает, подобно облакам, которые приносят поздний дождь.
16:16 Земные богатства никогда не сравнятся с мудростью и разумением. Богатство часто исчезает в мгновение ока, но божественная мудрость пребывает в вечности.
16:17 Праведные следуют по пути святости, не отклоняясь на тропы греха. Тот, кто придерживается этого пути, бережет свою жизнь от вреда и несчастий.
16:18 Высокое дерево притягивает разряды молний. Так и Бог опускает вниз тех, кто слишком возвышает себя. Высокомерные люди обычно оказываются в каких-либо унизительных обстоятельствах, направленных на то, чтобы преуменьшить их самомнение. Для того чтобы лопнул большой воздушный шарик, нужен всего лишь маленький укол иголкой.
Именно гордость стала причиной падения Люцифера — Марлоу описывает это следующим образом: «...высокомерная гордость и надменность, за которые Бог сбросил его с лица небес».
16:19 Лучше быть смиренным духом самому и вести дружбу с кроткими, нежели разделять мнимые превосходства гордых.
Желаешь быть главой — в смирении служи;
Возвыситься желаешь — вниз опустись;
Но как бы низко не спустился ты,
Тот, Кто превыше всех, и того ниже был.
Автор неизвестен
16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Таким образом эта притча гласит: «Читайте Слово, прислушивайтесь к нему, применяйте его в своей жизни, и доверяйте Тому, Кто его написал».
16:21 Человек, который воистину мудр, обретет признание за свое знание и благоразумие. Помимо того, благодаря его приятным манерам общения, окружающие будут более склонны прислушиваться к нему и учиться от него. «Сладость речи усиливает убедительность» (НАСБ).
16:22 Разум становится источником жизни и свежести для обладающего им, тогда как глупость подобна ударам розги для глупцов — они сами наказываются ею. «Глупость есть наказание для глупцов» (перевод Беркели).
16:23 Речь мудрого человека является индикатором того, что содержится в его сердце. Своими словами он проявляет свой разум. Его утверждения звучат убедительно, он говорит с властью.
16:24 Добрые, приятные слова обладают теми же качествами, что и сотовый мед: они приятны на вкус и целебны для костей. Как говорит об этом Киднер, «Сказать что-то приятное, когда это в наших силах, — это та малая польза, которую мы можем оказать человеку, его уму, а значит и телу».
Вотчман Ни рассказывал о женщине, чей муж никогда не хвалил ее, что бы она ни делала. Как следствие, она постоянно беспокоилась о том, что оказалась неудачной женой и матерью. Возможно, именно это стало причиной развития туберкулеза в ее легких. Когда она умирала, муж сказал ей: «Я даже представить себе не могу, как мы сможем жить без тебя. Ты столько всего делала, и делала это хорошо». «Почему же ты не говорил мне этого раньше? — спросила она. — Я постоянно винила себя, потому что ты ни разу не похвалил меня».
16:25 Этот стих повторяет Притчи 14:12, чтобы уделить этому особое внимание. Кажется логичным и разумным то, что человек может попасть на небеса благодаря правильной, хорошей жизни и хорошим делам. Однако истина заключается в том, что единственные люди, которые когда-либо попадут на небеса, — это грешники, спасенные по благодати.
16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Он знает, что если не будет работать, то не получит зарплаты, а без денег не сможет купить себе еду. Поэтому если когда-то у него и появляется желание перестать работать, его голод понуждает его продолжать.
Тот же принцип действует и в духовной сфере. Осознание нашей глубокой духовной нужды заставляет нас обращаться к Слову и молитве.
16:27 Стихи 27−30 представляют собой несколько портретов порочности и греха. Сначала мы видим человека лукавого, который замышляет зло, и чья речь подобна палящему огню, обжигающему и ранящему всех вокруг.
16:28 Коварный человек — это тот, кто извращает истину. Говоря ложь, искажая истину или скрывая какие-то факты, он распространяет раздоры. Сплетник разлучает близких друзей.
16:29 Неблагонамеренный человек пытается сбить ближнего своего с пути, призывая его стать соучастником в преступлении (см. Рим 1:32).
16:30 Выражения лица могут иметь недобрые значения. Подмигивание глазом может указывать на согласие с придуманным коварным планом. Сжатые губы могут выражать решимость довести этот план до конца.
16:31 Седина свидетельствует о долгой жизни. Она — венец славы, или красоты, потому что здесь о ней говорится как о награде за праведную жизнь. Таким образом, этот стих является противопоставлением словам Псалма 54:24: «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих».
16:32 Человек, который умеет контролировать свой темперамент, является героем в большей степени, нежели одерживающий победы в военных действиях. Победа над собой дается труднее, чем захват города. Если не верите, проверьте на себе!
«Петр Первый, будучи одним из величайших царей России, тем не менее потерпел в этом поражение. В порыве гнева он ударил своего садовника, и через несколько дней садовник умер. «Увы, — сказал опечаленный Петр, — я покорял целые народы, но не смог преодолеть самого себя»».
16:33 Во времена Ветхого Завета и даже до Дня Пятидесятницы бросание жребия было распространенным и допустимым законом способом определения Божьей воли. Сам процесс казался управляемым волей случая, однако Господь брал верх над случайностью, дабы явить Свое водительство.
В наши дни полное Слово Бога открывает перед нами общее представление о Божьей воле. Когда мы нуждаемся в более конкретных указаниях в вопросах, не оговоренных в Слове, мы познаем Его волю через обращение к Нему и ожидание ответа в молитве. Тогда мы узнаем, что всякое решение — от Господа.