Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Слагает человек мысли в своей душе,
но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
2 Все пути человека безупречны2 в его глазах,
но ГОСПОДЬ испытует3 души.
3 Все дела свои ГОСПОДУ доверь,
и задуманное тобой свершится.
4 Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью,
и даже нечестивца — для дня бедствия.
5 Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный,
не сомневайся, безнаказанным он не останется.
6 Любовью неизменной и верностью искупается грех,
благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
7 Если угодны ГОСПОДУ поступки человека,
то даже врагов его Он с ним примирит.4
8 Лучше скромный достаток, да в праведности,
чем прибыль большая, да без справедливости.
9 Человек сам решает, по какой дороге идти,
но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
10 В слове царя — Божья воля,6
в приговоре своем он не ошибется.
11 Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА,
и точные гири в суме Им задуманы.7
12 Мерзость для царей — творить зло,8
престол ведь справедливостью держится.
13 Угодны царю честные уста,
любит он тех, кто говорит правду.
14 Гнев царя предвещает смерть,
но мудрый человек отвратит гнев.
15 В светлом взоре царя — жизнь,
благоволение его — что весенний дождь.9
16 Приобретать мудрость — лучше золота:
и обрести разумение — предпочтительней серебра.
17 Дорога честных отведет от зла,
сбережет она жизнь всякому,
кто с пути своего не свернет.10
18 За гордыней вслед идет погибель,
за высокомерным духом — паденье.
19 Лучше со смиренным духом жить среди бедных,
чем с надменными делить добычу.
20 Кто вникает в дело11 — обретет благополучие,
а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
21 Сердцем мудрый прослывет разумным,
а ласковая речь всякого убедит.12
22 Благоразумие — живительный родник для тех,
кто им обладает,
а глупость — глупцам наука.13
23 У кого в сердце мудрость, у того и речь умна,
и слова14 его убедительны.
24 Доброе слово что сотовый мед,
душу оно усладит и тело15 исцелит.
25 Видится человеку путь его прямым,
а в конце окажется он дорогой к смерти.16
26 Пустой желудок17 заставляет работника трудиться —
рот голодный его подгоняет.
27 Нечестивец18 замышляет зло,
и на устах его — словно огонь испепеляющий.
28 Коварный человек сеет раздоры,
и сплетник разлучает друзей.
29 Злодей обольщает ближнего,
увлекает его на путь недобрый.
30 Вот он щурится — значит, коварство на уме,
губы закусывает — зло у него наготове.
31 Седина — венец славы,
обретается она на праведном пути.
32 Выдержка лучше силы,19
кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
33 Бросают жребий в полы одежд,
но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20

Комментарии МакДональда

Б. Прославление праведной жизни (16:1 — 22:16)

16:1 Имя «Иегова» (Господь) появляется девять раз в первых одиннадцати стихах 16-ой главы. Человек может заранее обдумывать свои намерения и планы, но Господь суверенен в Своей власти и берет вверх над всеми словами и замыслами человека ради достижения Его целей. «Человек предполагает, а Бог располагает».

Валаам, например, хотел проклясть народ Израиля, но из его уст исходили слова благословения (Чис 22:38; Чис 23:7−10).

Или вспомните Каиафу, речь которого превзошла пределы его собственной мудрости (Ин 11:49−52). Ирод и Пилат замышляли сделать с Иисусом то, что Бог заранее предопределил задолго до того дня (Деян 4:27−28).

Это также может означать, что хотя люди, принадлежащие Богу, оказавшись под угрозой преследования и суда, могут заранее планировать свои защитные речи, Бог дает им нужные слова в подобающее время (Мф 10:19).

16:2 Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс 18:13).

16:3 Лучший способ гарантировать исполнение наших стремлений и целей — это передать наши дела Господу. Дж. Ален Блэйр советует:

«Время от времени мы оказываемся охваченными тревогой и депрессией, даже пытаясь исполнять Божью работу. Может ли что-либо быть более далеким от того, чего желает для нас Бог? Бог не может действовать через обеспокоенное сердце. Всякий раз, когда христианин оказывается в таком состоянии, он должен тут же остановиться и задуматься: «Чье это дело?» Если это Божье дело, то никогда не забывайте о том, что бремя этого дела также принадлежит и Ему. Самым главным действующим лицом являетесь не вы, а Христос! Он действует через нас. Что же нам делать, когда обстоятельства складываются не так, как нам бы этого хотелось? Обратитесь к Нему! Любые другие меры в таком случае являются непослушанием». Молитва: «Дай мне глаза, которые во всем видят Господа, и руки, которые могут во всем служить Ему, и сердце, которое может во всем благословлять Его» (Каждодневные заметки Союза Писания).

16:4 Этот стих вовсе не означает, что Бог сотворил определенных людей для погибели и уничтожения. Нигде в Библии вы не найдете указания на доктрину лишения спасения. Люди осуждаются своим собственным сознательным выбором, а не Божьим установлением.

Эта притча говорит о том, что у Бога есть конец, цель или предназначение для всего. Каждый мотив имеет свой результат, каждое действие — свое вознаграждение или наказание. Он установил день бедствия или осуждения для нечестивых, также как Он приготовил небеса для любящих Его. «Все сотворенное Господом имеет свою судьбу; судьба нечестивых — в погибели» (САВ).

16:5 Человеческая гордость омерзительна для Господа. Слова «можно поручиться» указывают на неминуемость наказания для надменных и высокомерных.

16:6 Учение данного стиха необходимо рассматривать в свете всех остальных отрывков Писания, посвященных этой теме. Он не может означать того, что человек спасается благодаря своему милосердию и правдивости; спасение обретается лишь по благодати через веру в Господа. Только когда милосердие и правда являются признаками спасительной веры, — только тогда они могут очистить грех.

Вторая часть стиха понятна и доступна с первого взгляда. Доверившись Господу, человек избегает бедствий и несчастий.

16:7 Как и в случае со многими другими притчами, этот стих является общим правилом, которое, тем не менее, имеет исключения. «Праведная жизнь разоружает противников», или, как сказал Барнс, «добродетель обладает силой очаровывать и обращать на свою сторону даже врагов».

Стэнтон относился к Линкольну с крайним презрением. Он называл его «низким коварным клоуном» и «настоящей гориллой». Он говорил, что совершенно нет нужды ехать для поимки гориллы в Африку, когда одна из них живет так близко, в Спрингфилде, штат Иллинойс. Линкольн никогда не отвечал оскорблением на оскорбление. Вместо этого, он назначил Стэнтона своим военным министром, будучи уверен в том, что тот был наиболее подходящей кандидатурой на этот пост.

Много лет спустя, когда Линкольн был убит в результате покушения, Стэнтон, взглянув на его морщинистое лицо, сказал со слезами на глазах: «Вот лежит величайший правитель, которого когда-либо видел мир».

16:8 Лучше иметь скромный доход, заработанный честным путем, чем множество прибытков с неправдою.

16:9 Как мы уже видели в первом стихе этой главы, человек прикладывает огромные усилия, чтобы спланировать свою карьеру, но только Господь определяет, исполнятся ли его планы. Савл Тарсянин направлялся в Дамаск, чтобы преследовать и уничтожать живущих там христиан, но, в конце концов, стал одним из них! Онисим намеревался навсегда покинуть Филимона, однако Бог вернул его обратно на лучших условиях, чем тот когда-либо мог предположить.

16:10 Поскольку царь является представителем Бога (Рим 13:1), его указы и решения несут в себе власть и окончательность. Поэтому уста его не должны погрешать на суде.

16:11 Бог содержит свое собственное Бюро Стандартов. Он определяет верные весы и весовые чаши. Когда люди поступают в соответствии с Его стандартами, Он одобряет и благословляет их.

16:12 На самом деле, совершать беззаконие есть мерзость для любого человека, но особенно для царей. Своим положением они представляют Бога перед людьми и поэтому несут более высокую ответственность. Престол утверждается на основании праведных дел и решений.

Необходимо также добавить, что этот стих может означать и то, что мерзость для царей — когда их подчиненные творят дело беззаконное. Законное, праведное правление должно утверждаться праведностью. Там, где правительство и подчиненные перестают следовать нормам морали, начинает процветать анархия.

16:13 Хороший царь не будет одобрять льстецов и лицемеров. Скорее, он предпочтет окружить себя людьми, чьи слова верны, честны и искренни.

16:14 Оскорбленный и разгневанный царь может очень быстро осудить своего обидчика на смерть. Мудрый человек не будет без нужды провоцировать правителя, а постарается умилостивить его.

16:15 Когда царь радуется, счастливое выражение его лица распространяет радость в его окружении. Его благоволение освежает, подобно облакам, которые приносят поздний дождь.

16:16 Земные богатства никогда не сравнятся с мудростью и разумением. Богатство часто исчезает в мгновение ока, но божественная мудрость пребывает в вечности.

16:17 Праведные следуют по пути святости, не отклоняясь на тропы греха. Тот, кто придерживается этого пути, бережет свою жизнь от вреда и несчастий.

16:18 Высокое дерево притягивает разряды молний. Так и Бог опускает вниз тех, кто слишком возвышает себя. Высокомерные люди обычно оказываются в каких-либо унизительных обстоятельствах, направленных на то, чтобы преуменьшить их самомнение. Для того чтобы лопнул большой воздушный шарик, нужен всего лишь маленький укол иголкой.

Именно гордость стала причиной падения Люцифера — Марлоу описывает это следующим образом: «...высокомерная гордость и надменность, за которые Бог сбросил его с лица небес».

16:19 Лучше быть смиренным духом самому и вести дружбу с кроткими, нежели разделять мнимые превосходства гордых.

Желаешь быть главой — в смирении служи;
Возвыситься желаешь — вниз опустись;
Но как бы низко не спустился ты,
Тот, Кто превыше всех, и того ниже был.
Автор неизвестен

16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Таким образом эта притча гласит: «Читайте Слово, прислушивайтесь к нему, применяйте его в своей жизни, и доверяйте Тому, Кто его написал».

16:21 Человек, который воистину мудр, обретет признание за свое знание и благоразумие. Помимо того, благодаря его приятным манерам общения, окружающие будут более склонны прислушиваться к нему и учиться от него. «Сладость речи усиливает убедительность» (НАСБ).

16:22 Разум становится источником жизни и свежести для обладающего им, тогда как глупость подобна ударам розги для глупцов — они сами наказываются ею. «Глупость есть наказание для глупцов» (перевод Беркели).

16:23 Речь мудрого человека является индикатором того, что содержится в его сердце. Своими словами он проявляет свой разум. Его утверждения звучат убедительно, он говорит с властью.

16:24 Добрые, приятные слова обладают теми же качествами, что и сотовый мед: они приятны на вкус и целебны для костей. Как говорит об этом Киднер, «Сказать что-то приятное, когда это в наших силах, — это та малая польза, которую мы можем оказать человеку, его уму, а значит и телу».

Вотчман Ни рассказывал о женщине, чей муж никогда не хвалил ее, что бы она ни делала. Как следствие, она постоянно беспокоилась о том, что оказалась неудачной женой и матерью. Возможно, именно это стало причиной развития туберкулеза в ее легких. Когда она умирала, муж сказал ей: «Я даже представить себе не могу, как мы сможем жить без тебя. Ты столько всего делала, и делала это хорошо». «Почему же ты не говорил мне этого раньше? — спросила она. — Я постоянно винила себя, потому что ты ни разу не похвалил меня».

16:25 Этот стих повторяет Притчи 14:12, чтобы уделить этому особое внимание. Кажется логичным и разумным то, что человек может попасть на небеса благодаря правильной, хорошей жизни и хорошим делам. Однако истина заключается в том, что единственные люди, которые когда-либо попадут на небеса, — это грешники, спасенные по благодати.

16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Он знает, что если не будет работать, то не получит зарплаты, а без денег не сможет купить себе еду. Поэтому если когда-то у него и появляется желание перестать работать, его голод понуждает его продолжать.

Тот же принцип действует и в духовной сфере. Осознание нашей глубокой духовной нужды заставляет нас обращаться к Слову и молитве.

16:27 Стихи 27−30 представляют собой несколько портретов порочности и греха. Сначала мы видим человека лукавого, который замышляет зло, и чья речь подобна палящему огню, обжигающему и ранящему всех вокруг.

16:28 Коварный человек — это тот, кто извращает истину. Говоря ложь, искажая истину или скрывая какие-то факты, он распространяет раздоры. Сплетник разлучает близких друзей.

16:29 Неблагонамеренный человек пытается сбить ближнего своего с пути, призывая его стать соучастником в преступлении (см. Рим 1:32).

16:30 Выражения лица могут иметь недобрые значения. Подмигивание глазом может указывать на согласие с придуманным коварным планом. Сжатые губы могут выражать решимость довести этот план до конца.

16:31 Седина свидетельствует о долгой жизни. Она — венец славы, или красоты, потому что здесь о ней говорится как о награде за праведную жизнь. Таким образом, этот стих является противопоставлением словам Псалма 54:24: «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих».

16:32 Человек, который умеет контролировать свой темперамент, является героем в большей степени, нежели одерживающий победы в военных действиях. Победа над собой дается труднее, чем захват города. Если не верите, проверьте на себе!

«Петр Первый, будучи одним из величайших царей России, тем не менее потерпел в этом поражение. В порыве гнева он ударил своего садовника, и через несколько дней садовник умер. «Увы, — сказал опечаленный Петр, — я покорял целые народы, но не смог преодолеть самого себя»».

16:33 Во времена Ветхого Завета и даже до Дня Пятидесятницы бросание жребия было распространенным и допустимым законом способом определения Божьей воли. Сам процесс казался управляемым волей случая, однако Господь брал верх над случайностью, дабы явить Свое водительство.

В наши дни полное Слово Бога открывает перед нами общее представление о Божьей воле. Когда мы нуждаемся в более конкретных указаниях в вопросах, не оговоренных в Слове, мы познаем Его волю через обращение к Нему и ожидание ответа в молитве. Тогда мы узнаем, что всякое решение — от Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.