Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Cовременный перевод WBTC

 
 

Слагает человек мысли в своей душе, но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
 
Человек предполагает, а Господь располагает.

Все пути человека безупречны2 в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует3 души.
 
Человек считает, что он прав во всём, но Господь судит по истинным поступкам.

Все дела свои ГОСПОДУ доверь, и задуманное тобой свершится.
 
Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех.

Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью, и даже нечестивца — для дня бедствия.
 
У Господа на всё есть планы. В планах Господних крушение злобных.

Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный, не сомневайся, безнаказанным он не останется.
 
Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Господь непременно накажет гордецов.

Любовью неизменной и верностью искупается грех, благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
 
Истинная любовь и верность сделают тебя чистым в душе. Почитай Господа, и ты будешь вдали от зла.

Если угодны ГОСПОДУ поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит.4
 
Живущий праведно — угоден Господу, и даже враги такого человека будут с ним в мире.

Лучше скромный достаток, да в праведности, чем прибыль большая, да без справедливости.
 
Лучше немного приобрести правдой, чем много — обманом.

Человек сам решает, по какой дороге идти, но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
 
Человек строит планы, но Господь решает их осуществление.

В слове царя — Божья воля,6 в приговоре своем он не ошибется.
 
Слово царя — закон. Его решения должны быть справедливы.

Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА, и точные гири в суме Им задуманы.7
 
Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы.

Мерзость для царей — творить зло,8 престол ведь справедливостью держится.
 
Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу.

Угодны царю честные уста, любит он тех, кто говорит правду.
 
Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут.

Гнев царя предвещает смерть, но мудрый человек отвратит гнев.
 
Царь во гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив.

В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — что весенний дождь.9
 
Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение — это весенний дождь из облаков.

Приобретать мудрость — лучше золота: и обрести разумение — предпочтительней серебра.
 
Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра.

Дорога честных отведет от зла, сбережет она жизнь всякому, кто с пути своего не свернет.10
 
Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот спасёт свою душу.

За гордыней вслед идет погибель, за высокомерным духом — паденье.
 
Человеку гордому грозит гибель, высокомерному грозит поражение.

Лучше со смиренным духом жить среди бедных, чем с надменными делить добычу.
 
Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными.

Кто вникает в дело11 — обретет благополучие, а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
 
Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Бога, будет благословен.

Сердцем мудрый прослывет разумным, а ласковая речь всякого убедит.12
 
Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, — убедителен.

Благоразумие — живительный родник для тех, кто им обладает, а глупость — глупцам наука.13
 
Мудрость приносит истинную жизнь мудрым, глупые учатся ещё большей глупости.

У кого в сердце мудрость, у того и речь умна, и слова14 его убедительны.
 
Мудрый думает, прежде чем говорить, и, сказанное им достойно внимания.

Доброе слово что сотовый мед, душу оно усладит и тело15 исцелит.
 
Добрые слова подобны мёду и целебны для человека.

Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.16
 
Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти.

Пустой желудок17 заставляет работника трудиться — рот голодный его подгоняет.
 
Голод работающего заставляет его работать ради хлеба его.

Нечестивец18 замышляет зло, и на устах его — словно огонь испепеляющий.
 
Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы, как огонь, опасны.

Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей.
 
Склочник — всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу.

Злодей обольщает ближнего, увлекает его на путь недобрый.
 
Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге.

Вот он щурится — значит, коварство на уме, губы закусывает — зло у него наготове.
 
Кто подмигивает и ухмыляется, задумывает недоброе.

Седина — венец славы, обретается она на праведном пути.
 
Седина — корона славы, она приходит от праведной жизни.

Выдержка лучше силы,19 кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
 
Лучше быть терпеливым воином, чем смелым; и лучше владеть собой, чем владеть целым городом.

Бросают жребий в полы одежд, но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20
 
Ища решения, люди бросают жребий, но решение приходит от Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.