Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Бежит нечестивец в страхе,
хотя никто за ним не гонится,
а праведник отважен, как юный лев.
2 При беззаконии не избежать многовластия в стране,1
а правитель проницательный и сведущий
упрочит ее благоденствие.2
3 Нищий, который сам угнетает бедных,3
подобен ливню, уничтожающему посевы,
и хлеба не будет у него. 4
4 Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев,
но кто Закон хранит — противостоит им.
5 Злодеи не ведают о справедливости,
но тот, кто ГОСПОДА ищет,
постигнет ее вполне.6
6 Лучше нищий, что живет непорочно,7
чем тот, кто кривыми путями ходит,
даже если он и богат.
7 Сын разумный хранит Закон,
а кто с распутниками связался — позорит отца.
8 Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством,
собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
9 Кто не желает внимать Закону,
у того и молитва — мерзость для Господа.
10 Кто честных совращает на путь зла,
тот в собственную западню9 попадет,
а непорочным достанется добро.
11 Богач мнит себя мудрецом,
но проницательный бедняк видит его насквозь.
12 Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11
а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
13 Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем,
а кто исповедует их и от них отрекается —
помилован будет.
14 Благо тому, кто всюду зла остерегается,12
а тот, чье сердце строптиво,
попадет в беду.
15 Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13
таков нечестивый правитель для бедного народа.
16 Безрассудный правитель жестоко народ притесняет,
но тот, кому ненавистны взятки,
насладится долголетием.
17 На ком кровь, преступление тяготеет на совести —
быть ему беглецом до могилы;
никто не приютит его.
18 Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды,
а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
19 Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта,
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16
сыт будет нищетой.
20 Человек верный благословен будет сверх всякой меры,
а кто жаждой наживы охвачен —
безнаказанным не останется.
21 Пристрастный суд несправедлив,17
и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
22 Рвется к богатству скаредный,19
а того не знает, что бедность его настигнет.
23 В конечном счете, будут благодарны тому,
кто обличает другого,
а не тому, у кого льстивый язык.
24 Кто отца с матерью обирает,
и говорит: «В том нет греха»,
тот разорителю друг.
25 Алчный20 раздоры разжигает,
а тот, кто на ГОСПОДА уповает,
будет благоденствовать.21
26 Кто на свой ум лишь надеется — глупец,
а кто живет в мудрости — будет спасен.
27 Кто нищему подает — не обеднеет,
кто взгляд от него отводит —
на себя проклятья навлекает.
28 Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся,
а когда нечестивцы терпят поражение,22
праведников прибавляется.23

Комментарии МакДональда

28:1 Нечистая совесть заставляет человека вздрагивать при каждом шорохе. Людям с чистой совестью нет необходимости постоянно оглядываться по сторонам, праведник смел, как лев.

28:2 Когда страна виновна в процветающем беззаконии, она страдает от частых перемен власти. Когда же страной правит честный и разумный человек, она пребывает в спокойном, устойчивом положении.

В Северном Царстве (Израиле) на протяжении 200 лет сменилось 19 царей, то есть, в среднем правление каждого длилось около десяти лет.

28:3 Бедный человек, поднявшийся в положение власти, зачастую оказывается более жестоким по отношению к бедным и слабым, чем был бы человек из более состоятельного слоя общества. Он — как проливной дождь, который смывает поля, уничтожая урожай, вместо того, чтобы способствовать его росту.

28:4 Люди, которые отбрасывают ограничения Божьего и гражданского закона, часто хвалят нечестивых. Делается это, несомненно, с намерением оправдать себя.

Те, кто соблюдает закон, противостоят законопреступникам, и выступают на стороне праведности.

28:5 Злые люди не разумеют справедливости; отказываясь поступать в соответствии с нею, они теряют способность понимать ее.

Те, кто ищет Господа и Его воли, получают необходимое понимание и способность различения. Нравственность и разумение тесно связаны между собой (см. Пс 118:100).

28:6 Бедный человек, живущий чисто и честно, лучше, чем богатый, но ходящий извращенными путями, который притворяется, что живет хорошей жизнью, в то же время предаваясь обману и лжи.

28:7 Законопослушный сын — разумен. Тот, кто связывается с расточителями и пьяницами, позорит своего отца.

28:8 Согласно закону Моисея, иудей не имел права взымать проценты (рост) с другого иудея. Он мог брать проценты с язычника, но не со своего собрата-иудея (Втор 23:19, 20). В наше время рост означает чрезмерно завышенную процентную ставку.

Те, кто обогащает себя ростовщичеством или другими способами незаконной наживы, потеряют свое богатство; оно будет забрано у них и передано тому, кто знает, как правильно использовать его, и как помогать бедным.

28:9 Если человек не желает слушать и исполнять Божий закон, Бог не услышит его молитву. Более того, его молитва омерзительна для Бога.

Что на коленях опускаться пред
И поклоняться идолам из камня,
То возносить Живому Богу
Молитву только лишь из слов.
Джон Буртон

28:10 Тот, кто искушает праведных ко греху, сам упадет в яму наказания. Иисус предостерегал: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).

А непорочные наследуют добро. Под «непорочными» могут подразумеваться те, кто наставляет других на пути святости, а не греха. Либо, здесь может говориться о тех, кто отказывается подвергнуться обольщению греха.

28:11 Богатый человек, гордящийся своим богатством, считает себя чрезвычайно умным. Восхищаясь своей собственной деловой хваткой и проницательностью, он — мудрец с его точки зрения. Он путает богатство и мудрость.

Бедный, но разумный человек, быстро распознает такой самообман. Чарльз Лэмб однажды обратился к одному из таких самодовольных людей с вопросом: «Извините, пожалуйста, вы действительно представляете собой кого-то особенного?»

28:12 Когда праведники поднимаются ко власти, это вызывает радость и ликование. Когда торжествуют нечестивые, страх заставляет людей укрываться.

28:13 Существуют два вида прощения — судебное и родительское. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, принимая Его нашим Господом и Спасителем, мы получаем прощение от наказания за грехи — это судебное прощение. Когда мы, как верующие, исповедуем наши грехи, мы получаем родительское прощение (1Ин 1:9); это позволяет нам поддерживать отношения с Богом как нашим Отцом.

Человек, скрывающий свои преступления, — то есть тот, кто отказывается вытащить свои грехи на свет и исповедать их перед Богом и перед теми, кому он причинил вред, — не будет благословлен. Но всякий, кто сознается и оставляет свои грехи, может быть уверен в том, что Бог не только прощает, но и забывает (Евр 10:17).

28:14 Одна из составляющих настоящего счастья заключается в том, чтобы иметь мягкое сердце перед Богом. Ожесточившийся человек, в котором не осталось места для раскаяния, попадает в беду. Бог может противостоять гордым и ожесточенным, но Он не может противостоять кроткому и сокрушенному сердцу.

28:15 «Звероподобный» и «нечеловеческий» — таких описаний достоин тиран, который железной рукой правит над бедными, слабыми и беззащитными. Он напоминает рыкающего льва и голодного медведя.

28:16 Очевидно, правитель, описываемый здесь, неразумен в том смысле, что он пытается обогатиться любой ценой. Он также является и притеснителем, потому что наживает свое богатство за счет других. Правитель же, который ненавидит корысть и живет неэгоистично, ради блага его народа, продлит свои дни.

28:17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Совершивший намеренное убийство становится беглецом, спешащим к роковому концу. Никто не должен пытаться помешать или воспрепятствовать исполнению правосудия. Бог сказал: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6).

28:18 Первая часть стиха относится к спасению от вреда в этой жизни, не от осуждения в вечности. Вечное спасение от наказания за грех не приобретается непорочной жизнью, оно основывается на вере в Господа Иисуса Христа. Непорочная жизнь является плодом этого спасения, хотя тот, кто ходит непорочно, тот спасется от многих бед в этой жизни.

Человек, который колеблется от одного рода бесчестности к другому, в конце концов, падет.

28:19 Писание здесь противопоставляет насыщение пищей и насыщение нищетой. Усердный земледелец обретает первое. Тот, кто предается пустым, непродуктивным занятиям, — второе.

28:20 Верный человек здесь — это тот, кто честен, и не жаждет великого богатства. Такой человек обретет богатые благословения. Тот же, кто стремится к быстрому обогащению любыми средствами, будет наказан.

28:21 Проявлять лицемерие является омерзительной несправедливостью для судьи, и, тем не менее, многие делают это за кусок хлеба, то есть, за самое пустяковое вознаграждение.

28:22 Скупой, завистливый, скаредный человек гонится за богатством, не осознавая того, что нищета вскоре одолеет его.

28:23 Когда друг с любовью обличает вас, возможно, его обличение сразу трудно принять. Оно ранит вашу гордость. Но после вы осознаете, что этот друг, должно быть, по-настоящему любит вас настолько, что даже указал на ваши ошибки, и вы благодарны ему.

Лесть может показаться приятной на какое-то время, но, в конце концов, вы осознаете, что это все равно не правда, и что льстящий вам человек лишь пытался обрести ваше расположение. Он, вероятно, льстит каждому, кого он встречает.

28:24 Сын, который обкрадывает своих родителей, может оправдывать это тем, что это имущество потом все равно будет принадлежать ему, или что он посвятил украденное Господу (Мк 7:11). Но Бога не обманешь — для Него такой человек равен грабителю или убийце.

28:25 Высокомерный, честолюбивый человек разжигает ссору, возможно, расталкивая в стороны всех, кто стоит на пути его тщетной гонки за богатством, властью или превосходством (см. Иак 4:11). Только человек, боящийся Бога, преуспеет, обретя покой и удовлетворение.

28:26 Кто надеется на свою собственную мудрость в том, что она будет направлять его в жизни, тот глуп. Он бросает свой якорь внутри лодки, и поэтому будет постоянно дрейфовать. Тот, кто обращается за водительством к Господу, тот поступает мудро (см. Иер

9:23−24).

28:27 Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий.

28:28 Когда нечестивые возвышаются и приходят к власти, население укрывается в страхе. Но когда нечестивые правители свержены, праведники умножаются.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.