хотя никто за ним не гонится,
а праведник отважен, как юный лев.
а правитель проницательный и сведущий
упрочит ее благоденствие.2
подобен ливню, уничтожающему посевы,
и хлеба не будет у него. 4
но кто Закон хранит — противостоит им.
но тот, кто ГОСПОДА ищет,
постигнет ее вполне.6
чем тот, кто кривыми путями ходит,
даже если он и богат.
а кто с распутниками связался — позорит отца.
собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
у того и молитва — мерзость для Господа.
тот в собственную западню9 попадет,
а непорочным достанется добро.
но проницательный бедняк видит его насквозь.
а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
а кто исповедует их и от них отрекается —
помилован будет.
а тот, чье сердце строптиво,
попадет в беду.
таков нечестивый правитель для бедного народа.
но тот, кому ненавистны взятки,
насладится долголетием.
быть ему беглецом до могилы;
никто не приютит его.
а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16
сыт будет нищетой.
а кто жаждой наживы охвачен —
безнаказанным не останется.
и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
а того не знает, что бедность его настигнет.
кто обличает другого,
а не тому, у кого льстивый язык.
и говорит: «В том нет греха»,
тот разорителю друг.
а тот, кто на ГОСПОДА уповает,
будет благоденствовать.21
а кто живет в мудрости — будет спасен.
кто взгляд от него отводит —
на себя проклятья навлекает.
а когда нечестивцы терпят поражение,22
праведников прибавляется.23
28:1 Нечистая совесть заставляет человека вздрагивать при каждом шорохе. Людям с чистой совестью нет необходимости постоянно оглядываться по сторонам, праведник смел, как лев.
28:2 Когда страна виновна в процветающем беззаконии, она страдает от частых перемен власти. Когда же страной правит честный и разумный человек, она пребывает в спокойном, устойчивом положении.
В Северном Царстве (Израиле) на протяжении 200 лет сменилось 19 царей, то есть, в среднем правление каждого длилось около десяти лет.
28:3 Бедный человек, поднявшийся в положение власти, зачастую оказывается более жестоким по отношению к бедным и слабым, чем был бы человек из более состоятельного слоя общества. Он — как проливной дождь, который смывает поля, уничтожая урожай, вместо того, чтобы способствовать его росту.
28:4 Люди, которые отбрасывают ограничения Божьего и гражданского закона, часто хвалят нечестивых. Делается это, несомненно, с намерением оправдать себя.
Те, кто соблюдает закон, противостоят законопреступникам, и выступают на стороне праведности.
28:5 Злые люди не разумеют справедливости; отказываясь поступать в соответствии с нею, они теряют способность понимать ее.
Те, кто ищет Господа и Его воли, получают необходимое понимание и способность различения. Нравственность и разумение тесно связаны между собой (см. Пс 118:100).
28:6 Бедный человек, живущий чисто и честно, лучше, чем богатый, но ходящий извращенными путями, который притворяется, что живет хорошей жизнью, в то же время предаваясь обману и лжи.
28:7 Законопослушный сын — разумен. Тот, кто связывается с расточителями и пьяницами, позорит своего отца.
28:8 Согласно закону Моисея, иудей не имел права взымать проценты (рост) с другого иудея. Он мог брать проценты с язычника, но не со своего собрата-иудея (Втор 23:19, 20). В наше время рост означает чрезмерно завышенную процентную ставку.
Те, кто обогащает себя ростовщичеством или другими способами незаконной наживы, потеряют свое богатство; оно будет забрано у них и передано тому, кто знает, как правильно использовать его, и как помогать бедным.
28:9 Если человек не желает слушать и исполнять Божий закон, Бог не услышит его молитву. Более того, его молитва омерзительна для Бога.
Что на коленях опускаться пред
И поклоняться идолам из камня,
То возносить Живому Богу
Молитву только лишь из слов.
Джон Буртон
28:10 Тот, кто искушает праведных ко греху, сам упадет в яму наказания. Иисус предостерегал: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).
А непорочные наследуют добро. Под «непорочными» могут подразумеваться те, кто наставляет других на пути святости, а не греха. Либо, здесь может говориться о тех, кто отказывается подвергнуться обольщению греха.
28:11 Богатый человек, гордящийся своим богатством, считает себя чрезвычайно умным. Восхищаясь своей собственной деловой хваткой и проницательностью, он — мудрец с его точки зрения. Он путает богатство и мудрость.
Бедный, но разумный человек, быстро распознает такой самообман. Чарльз Лэмб однажды обратился к одному из таких самодовольных людей с вопросом: «Извините, пожалуйста, вы действительно представляете собой кого-то особенного?»
28:12 Когда праведники поднимаются ко власти, это вызывает радость и ликование. Когда торжествуют нечестивые, страх заставляет людей укрываться.
28:13 Существуют два вида прощения — судебное и родительское. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, принимая Его нашим Господом и Спасителем, мы получаем прощение от наказания за грехи — это судебное прощение. Когда мы, как верующие, исповедуем наши грехи, мы получаем родительское прощение (1Ин 1:9); это позволяет нам поддерживать отношения с Богом как нашим Отцом.
Человек, скрывающий свои преступления, — то есть тот, кто отказывается вытащить свои грехи на свет и исповедать их перед Богом и перед теми, кому он причинил вред, — не будет благословлен. Но всякий, кто сознается и оставляет свои грехи, может быть уверен в том, что Бог не только прощает, но и забывает (Евр 10:17).
28:14 Одна из составляющих настоящего счастья заключается в том, чтобы иметь мягкое сердце перед Богом. Ожесточившийся человек, в котором не осталось места для раскаяния, попадает в беду. Бог может противостоять гордым и ожесточенным, но Он не может противостоять кроткому и сокрушенному сердцу.
28:15 «Звероподобный» и «нечеловеческий» — таких описаний достоин тиран, который железной рукой правит над бедными, слабыми и беззащитными. Он напоминает рыкающего льва и голодного медведя.
28:16 Очевидно, правитель, описываемый здесь, неразумен в том смысле, что он пытается обогатиться любой ценой. Он также является и притеснителем, потому что наживает свое богатство за счет других. Правитель же, который ненавидит корысть и живет неэгоистично, ради блага его народа, продлит свои дни.
28:17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Совершивший намеренное убийство становится беглецом, спешащим к роковому концу. Никто не должен пытаться помешать или воспрепятствовать исполнению правосудия. Бог сказал: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6).
28:18 Первая часть стиха относится к спасению от вреда в этой жизни, не от осуждения в вечности. Вечное спасение от наказания за грех не приобретается непорочной жизнью, оно основывается на вере в Господа Иисуса Христа. Непорочная жизнь является плодом этого спасения, хотя тот, кто ходит непорочно, тот спасется от многих бед в этой жизни.
Человек, который колеблется от одного рода бесчестности к другому, в конце концов, падет.
28:19 Писание здесь противопоставляет насыщение пищей и насыщение нищетой. Усердный земледелец обретает первое. Тот, кто предается пустым, непродуктивным занятиям, — второе.
28:20 Верный человек здесь — это тот, кто честен, и не жаждет великого богатства. Такой человек обретет богатые благословения. Тот же, кто стремится к быстрому обогащению любыми средствами, будет наказан.
28:21 Проявлять лицемерие является омерзительной несправедливостью для судьи, и, тем не менее, многие делают это за кусок хлеба, то есть, за самое пустяковое вознаграждение.
28:22 Скупой, завистливый, скаредный человек гонится за богатством, не осознавая того, что нищета вскоре одолеет его.
28:23 Когда друг с любовью обличает вас, возможно, его обличение сразу трудно принять. Оно ранит вашу гордость. Но после вы осознаете, что этот друг, должно быть, по-настоящему любит вас настолько, что даже указал на ваши ошибки, и вы благодарны ему.
Лесть может показаться приятной на какое-то время, но, в конце концов, вы осознаете, что это все равно не правда, и что льстящий вам человек лишь пытался обрести ваше расположение. Он, вероятно, льстит каждому, кого он встречает.
28:24 Сын, который обкрадывает своих родителей, может оправдывать это тем, что это имущество потом все равно будет принадлежать ему, или что он посвятил украденное Господу (Мк 7:11). Но Бога не обманешь — для Него такой человек равен грабителю или убийце.
28:25 Высокомерный, честолюбивый человек разжигает ссору, возможно, расталкивая в стороны всех, кто стоит на пути его тщетной гонки за богатством, властью или превосходством (см. Иак 4:11). Только человек, боящийся Бога, преуспеет, обретя покой и удовлетворение.
28:26 Кто надеется на свою собственную мудрость в том, что она будет направлять его в жизни, тот глуп. Он бросает свой якорь внутри лодки, и поэтому будет постоянно дрейфовать. Тот, кто обращается за водительством к Господу, тот поступает мудро (см. Иер
9:23−24).
28:27 Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий.
28:28 Когда нечестивые возвышаются и приходят к власти, население укрывается в страхе. Но когда нечестивые правители свержены, праведники умножаются.