Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Бежит нечестивец в страхе, хотя никто за ним не гонится, а праведник отважен, как юный лев.
 
Бегает нечестивый ни единому же гонящу, праведный же яко лев уповая.

При беззаконии не избежать многовластия в стране,1 а правитель проницательный и сведущий упрочит ее благоденствие.2
 
За грехи нечестивых судове востают: муж же хитрый угасит я.

Нищий, который сам угнетает бедных,3 подобен ливню, уничтожающему посевы, и хлеба не будет у него. 4
 
Продерзый в нечестиих оклеветает нищыя, якоже дождь сильный не полезен:

Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев, но кто Закон хранит — противостоит им.
 
тако оставившии закон хвалят нечестие, любящии же закон ограждают себе стену.

Злодеи не ведают о справедливости, но тот, кто ГОСПОДА ищет, постигнет ее вполне.6
 
Мужие злии не уразумеют суда, ищущии же Господа уразумеют о всем.

Лучше нищий, что живет непорочно,7 чем тот, кто кривыми путями ходит, даже если он и богат.
 
Лучше нищь ходяй во истине, нежели богат ложь.

Сын разумный хранит Закон, а кто с распутниками связался — позорит отца.
 
Хранит закон сын разумный: а иже пасет несытость, безчестит отца своего.

Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством, собирает его для тех, кто милостив к бедным.8
 
Умножаяй богатство свое с лихвами и прибытки милующему нищыя собирает е.

Кто не желает внимать Закону, у того и молитва — мерзость для Господа.
 
Укланяяй ухо свое не послушати закона и сам молитву свою омерзил.

Кто честных совращает на путь зла, тот в собственную западню9 попадет, а непорочным достанется добро.
 
Иже льстит правыя на пути злем, во истление сам впадет: беззаконнии же минуют благая и не внидут в ня.

Богач мнит себя мудрецом, но проницательный бедняк видит его насквозь.
 
Премудр у себе муж богатый, убогий же разумив презрит его.

Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11 а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.
 
Помощию праведных многа бывает слава, на местех же нечестивых погибают человецы.

Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем, а кто исповедует их и от них отрекается — помилован будет.
 
Покрываяй нечестие свое не успеет во благая, поведая же обличения возлюблен будет.

Благо тому, кто всюду зла остерегается,12 а тот, чье сердце строптиво, попадет в беду.
 
Блажен муж, иже боится всех за благоговение, а жестосердый впадает во злая.

Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13 — таков нечестивый правитель для бедного народа.
 
Лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищь сый, над языком убогим.

Безрассудный правитель жестоко народ притесняет, но тот, кому ненавистны взятки, насладится долголетием.
 
Царь скуден уроком велик клеветник (бывает), а ненавидяй неправды долго лет поживет.

На ком кровь, преступление тяготеет на совести — быть ему беглецом до могилы; никто не приютит его.
 
Мужа, иже в вине смертне, выручаяй беглец будет, а не утвержден. Наказуй сына, и возлюбит тя и даст лепоту твоей души, не послушает языка законопреступна.

Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды, а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15
 
Ходяй праведно помощь приимет, ходяй же в стропотны пути увязнет.

Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16 сыт будет нищетой.
 
Делаяй свою землю насытится хлебов, гоняй же праздность насытится нищеты.

Человек верный благословен будет сверх всякой меры, а кто жаждой наживы охвачен — безнаказанным не останется.
 
Муж веры достойный много благословится, злый же не без мучения будет.

Пристрастный суд несправедлив,17 и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18
 
Иже не срамляется лица праведных, не благ: таковый за укрух хлеба продаст мужа.

Рвется к богатству скаредный,19 а того не знает, что бедность его настигнет.
 
Тщится обогатитися муж завидлив, и не весть, яко милостивый возобладает им.

В конечном счете, будут благодарны тому, кто обличает другого, а не тому, у кого льстивый язык.
 
Обличаяй человечы пути благодать имать паче языком ласкающаго.

Кто отца с матерью обирает, и говорит: «В том нет греха», тот разорителю друг.
 
Иже отвергает отца или матерь и мнится не согрешати, сей сопричастник есть мужу нечестиву.

Алчный20 раздоры разжигает, а тот, кто на ГОСПОДА уповает, будет благоденствовать.21
 
Неверный муж судит туне, а иже надеется на Господа, в прилежании будет.

Кто на свой ум лишь надеется — глупец, а кто живет в мудрости — будет спасен.
 
Иже надеется на дерзо сердце, таковый безумен: а иже ходит в премудрости, спасется.

Кто нищему подает — не обеднеет, кто взгляд от него отводит — на себя проклятья навлекает.
 
Иже дает убогим, не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе.

Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся, а когда нечестивцы терпят поражение,22 праведников прибавляется.23
 
На местех нечестивых стенят праведнии, в погибели же их умножатся праведнии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.