Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.
 
Сыне, не ревнуй мужем злым, ниже возжелей быти с ними:

В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.
 
лжам бо поучается сердце их, и болезни устне их глаголют.

Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;
 
С премудростию зиждется дом и с разумом исправляется.

и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.
 
С чувствием исполняются сокровища от всякаго богатства честнаго и добраго.

Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1
 
Лучше мудрый крепкаго, и муж разум имеяй земледелца велика.

ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3
 
Со управлением бывает брань, помощь же с сердцем советным.

Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
 
Премудрость и мысль блага во вратех премудрых: смысленнии не укланяются от закона Господня,

У кого на уме зло — того будут звать коварным.5
 
но советуют в сонмищих. Ненаказанных сретает смерть,

Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.
 
умирает же безумный во гресех. Нечистота мужу губителю:

Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6
 
осквернится в день зол и в день печали, дондеже оскудеет.

Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!
 
Избави ведомыя на смерть и искупи убиваемых, не щади.

Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?
 
Аще же речеши: не вем сего: разумей, яко Господь всех сердца весть, и создавый дыхание всем, сей весть всяческая, иже воздаст комуждо по делом его.

Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.
 
Яждь мед, сыне, благ бо есть сот, да насладится гортань твой:

Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7
 
сице уразумееши премудрость душею твоею: аще бо обрящеши, будет добра кончина твоя, и упование не оставит тебе.

Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,
 
Не приводи нечестиваго на пажить праведных, ниже прельщайся насыщением чрева:

ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
 
седмерицею бо падет праведный и востанет, нечестивии же изнемогут в злых.

Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
 
Аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися:

Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.
 
яко узрит Господь, и не угодно ему будет, и отвратит ярость свою от него.

Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,
 
Не радуйся о злодеющих и не ревнуй грешным,

ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10
 
не пребудут бо внуцы лукавых, светило же нечестивых угаснет.

Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11
 
Бойся Бога, сыне, и царя, и ни единому же их противися:

Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?
 
внезапу бо истяжут нечестивых, мучения же обоих кто увесть? Слово сохраняяй сын кроме погибели будет: приемляй же прият оное. Ничтоже ложно от языка цареви да глаголется, и ни едина лжа от языка его да изыдет: меч (есть) язык царев, а не плотян: и иже аще предан будет, сокрушится: аще бо раздражится ярость его, со жилами человеки губит, и кости человеческия поядает и сожигает яко пламень, яко не ядомым быти птенцами орлими. Моих словес, сыне, бойся, и приим я покайся.

Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.
 
Сия же вам смысленным глаголю разумети: срамлятися лица на суде не добро.

И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!
 
Глаголяй нечестиваго, яко праведен есть, проклят от людий будет и возненавиден во языцех:

Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13
 
обличающии же лучшии явятся, на няже приидет благословение благо:

Удачный ответ слаще поцелуя.14
 
и устне облобызают отвещающыя словеса блага.

Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15
 
Уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на село, и ходи вслед мене, и созиждеши дом твой.

Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.
 
Не буди свидетель лжив на твоего гражданина, ниже пространяйся твоима устнама.

Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»
 
Не рцы: имже образом сотвори ми, сотворю ему и отмщу ему, имиже мя преобиде.

Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:
 
Якоже нива муж безумный, и яко виноград человек скудоумный:

всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.
 
аще оставиши его, опустеет и травою порастет весь, и будет оставлен, ограды же каменныя его раскопаются.

Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:
 
Последи аз покаяхся, воззрех избрати наказание:

«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —
 
мало дремлю, мало же сплю и мало объемлю рукама перси:

и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17
 
аще же сие твориши, приидет предидущи нищета твоя и скудость твоя, яко благ течец.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.