Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.
 
Не завидуй неправедным людям, к обществу их не стремись,

В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.
 
ведь насилие у них на уме, и уста их говорят о злодействе.

Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;
 
Мудростью строится дом и разумом утверждается;

и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.
 
знание наполняет его комнаты дорогим и красивым добром.

Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1
 
Мудрый человек — силен, и тот, кто сведущ, увеличивает свою силу,

ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3
 
ведь чтобы воевать, тебе нужен мудрый совет, и для победы — много советников.

Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.
 
Мудрость слишком возвышена для глупцов; в собрании у ворот[101] нечего им сказать.

У кого на уме зло — того будут звать коварным.5
 
Кто замышляет дурное, того назовут злоумышленником.

Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.
 
Замыслы глупости — грех, и глумливого гнушаются люди.

Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6
 
Если ты дал слабину в день беды, то сила твоя ничтожна.

Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!
 
Освобождай ведомых на смерть безвинно, бредущих на убой спасай.

Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?
 
Вот ты говоришь: «Ой, мы об этом не знали», но разве Испытывающий сердца не поймет? Разве Хранящий твою жизнь не узнает? И разве Он не воздаст каждому по делам?

Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.
 
Ешь мед, сын мой, ведь он хорош; сотовый мед тебе сладок.

Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7
 
Знай: такова душе твоей мудрость; если найдешь её — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.

Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,
 
Не устраивай, как разбойник, засады у дома праведника, не разоряй его крова,

ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.
 
ведь праведник, пусть семь раз упадет, поднимется, а злодеев беда погубит.

Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.
 
Не радуйся, когда враг твой упал, и когда он споткнулся, пусть сердце твое не ликует,

Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.
 
иначе Господь увидит, это будет Ему неугодно, и Он отвратит от него Свой гнев.

Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,
 
Не раздражайся из-за злодеев и не завидуй нечестивым,

ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10
 
ведь у злодея нет будущего, и светильник нечестивых погаснет.

Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11
 
Сын мой, бойся Господа и царя и не общайся с мятежниками,

Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?
 
ведь от них обоих внезапно придет к ним беда, и кто знает, какие невзгоды они им пошлют?

Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.
 
Вот ещё изречения мудрецов: Выказывать лицеприятие на суде нехорошо.

И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!
 
На сказавшего виноватому: «Ты невиновен[102]» — будут слать проклятия народы, и племена будут негодовать.

Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13
 
А осудившие виновного будут преуспевать, и придет на них доброе благословение.

Удачный ответ слаще поцелуя.14
 
Честный ответ — что поцелуй в губы.

Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15
 
Заверши работу на улице, приведи в порядок свои поля, а потом можешь строить свой дом.

Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.
 
Не свидетельствуй против ближнего без вины и не лги своими устами.

Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»
 
Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной; отплачу ему за то, что он сделал».

Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:
 
Я шёл мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного:

всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.
 
всё поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула.

Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:
 
Я взглянул и обратил сердце мое, я посмотрел и понял урок:

«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —
 
немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь,

и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17
 
и придет к тебе нищета, как бродяга[103], и настигнет нужда, как разбойник[104].

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 
Новый русский перевод
7 [101] — Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства.
24 [102] — Или: праведник.
34 [103] — Или: как грабитель.
34 [104] — Или: как попрошайка.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.