Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
 
Не завидуй неправедным людям, к обществу их не стремись,

потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
 
ведь насилие у них на уме, и уста их говорят о злодействе.

Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
 
Мудростью строится дом и разумом утверждается;

и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
 
знание наполняет его комнаты дорогим и красивым добром.

Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою.
 
Мудрый человек — силен, и тот, кто сведущ, увеличивает свою силу,

Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
 
ведь чтобы воевать, тебе нужен мудрый совет, и для победы — много советников.

Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
 
Мудрость слишком возвышена для глупцов; в собрании у ворот[101] нечего им сказать.

Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
 
Кто замышляет дурное, того назовут злоумышленником.

Помысел глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
 
Замыслы глупости — грех, и глумливого гнушаются люди.

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
 
Если ты дал слабину в день беды, то сила твоя ничтожна.

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?
 
Освобождай ведомых на смерть безвинно, бредущих на убой спасай.

Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
 
Вот ты говоришь: «Ой, мы об этом не знали», но разве Испытывающий сердца не поймет? Разве Хранящий твою жизнь не узнает? И разве Он не воздаст каждому по делам?

Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
 
Ешь мед, сын мой, ведь он хорош; сотовый мед тебе сладок.

таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
 
Знай: такова душе твоей мудрость; если найдешь её — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.

Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
 
Не устраивай, как разбойник, засады у дома праведника, не разоряй его крова,

ибо семь раз упадёт праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
 
ведь праведник, пусть семь раз упадет, поднимется, а злодеев беда погубит.

Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся.
 
Не радуйся, когда враг твой упал, и когда он споткнулся, пусть сердце твое не ликует,

Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
 
иначе Господь увидит, это будет Ему неугодно, и Он отвратит от него Свой гнев.

Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
 
Не раздражайся из-за злодеев и не завидуй нечестивым,

потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
 
ведь у злодея нет будущего, и светильник нечестивых погаснет.

Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
 
Сын мой, бойся Господа и царя и не общайся с мятежниками,

потому что внезапно придёт погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
 
ведь от них обоих внезапно придет к ним беда, и кто знает, какие невзгоды они им пошлют?

Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
 
Вот ещё изречения мудрецов: Выказывать лицеприятие на суде нехорошо.

Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
 
На сказавшего виноватому: «Ты невиновен[102]» — будут слать проклятия народы, и племена будут негодовать.

а обличающие будут любимы, и на них придёт благословение.
 
А осудившие виновного будут преуспевать, и придет на них доброе благословение.

В уста целует, кто отвечает словами верными.
 
Честный ответ — что поцелуй в губы.

Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоём, и потом устрояй и дом твой.
 
Заверши работу на улице, приведи в порядок свои поля, а потом можешь строить свой дом.

Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
 
Не свидетельствуй против ближнего без вины и не лги своими устами.

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
 
Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной; отплачу ему за то, что он сделал».

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
 
Я шёл мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного:

и вот, всё это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
 
всё поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула.

И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок:
 
Я взглянул и обратил сердце мое, я посмотрел и понял урок:

«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —
 
немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь,

и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооружённый».
 
и придет к тебе нищета, как бродяга[103], и настигнет нужда, как разбойник[104].

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 
Новый русский перевод
7 [101] — Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства.
24 [102] — Или: праведник.
34 [103] — Или: как грабитель.
34 [104] — Или: как попрошайка.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.