Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
 
Притчи Соломона: Мудрый сын — радость своего отца, а глупый сын — горе своей матери.

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
 
Не приносят блага сокровища, нажитые неправдой, а праведность спасает от смерти.

Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
 
Не допустит Господь, чтобы праведник голодал, и не даст нечестивым исполнить свои желания.

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
 
Ленивые руки ввергают в бедность, а усердные руки приносят богатство.

Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
 
Собирающий плоды летом — разумный сын, а спящий в пору жатвы — сын беспутный.

Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
 
Головы праведников венчают благословения, но на устах нечестивых — жестокость[40].

Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
 
Память о праведнике будет благословенна,[41] а имя нечестивых сгниет.

Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся.
 
Мудрый сердцем внимает повелениям, а глупца болтливого ждет крушение.

Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
 
Идущие честно, идут в безопасности, но искривляющие свой путь будут уличены.

Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнётся.
 
Лукаво подмигивающий накличет беду, а болтливого глупца ждет крушение[42].

Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
 
Уста праведника — источник жизни, а уста нечестивых таят насилие.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи.

В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
 
На губах разумного находится мудрость, но розга — для спины безрассудного.

Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
 
Мудрецы сберегают знание, но уста глупца приближают гибель.

Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
 
Состояние богатого — укрепленный город, а нищета бедных — их гибель.

Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
 
Плата праведному — это жизнь, прибыль нечестивых — грешить опять.

Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
 
Внемлющий наставлению — на пути жизни, но сбивается с пути не слушающий укора.

Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
 
Лживые губы у таящего ненависть, и глуп, кто разносит клевету.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
 
При многословии не избежать греха, но кто язык удерживает, тот разумен.

Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
 
Язык праведника — отборное серебро, но грош цена разуму нечестивых.

Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
 
Многих питают уста праведника, а глупцы умирают от недостатка разума.

Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
 
Благословение Господа обогащает, и не прилагает Он скорби к богатству[43].

Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
 
Забава глупца — поступать порочно, а мудрость — радость разумного.

Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
 
Что пугает нечестивых, то и постигнет их, а желания праведных будут исполнены.

Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.
 
Пронесется буря — и нет нечестивых, а праведные устоят вовеки.

Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
 
Как уксус зубам и дым глазам, так и лентяй для тех, кто его посылает.

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
 
Страх перед Господом прибавит жизни, а лета нечестивого будут кратки.

Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
 
Надежда праведных ведет к радости, а предвкушение нечестивых не сбудется.

Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
 
Путь Господень — убежище для непорочных, но погибель для тех, кто творит зло.

Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
 
Праведник не искоренится вовеки, но нечестивые на земле[44] не останутся.

Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся.
 
Уста праведника изрекают мудрость, а порочный язык будет отсечен.

Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое.
 
Губы праведника знают уместное, а уста нечестивых — порочное.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
6 [40] — Или: но уста нечестивых таят жестокость; так же в ст. 11.
7 [41] — См. Быт 48:20.
10 [42] — В одном из древн. переводов 2-я часть этого стиха читается: но в лицо упрекающий приближает мир.
22 [43] — Или: тяжкий труд богатства не увеличит.
30 [44] — Или: в стране.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.