Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2
 
Притчи Соломона: Мудрый сын — радость своего отца, а глупый сын — горе своей матери.

Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3
 
Не приносят блага сокровища, нажитые неправдой, а праведность спасает от смерти.

Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
 
Не допустит Господь, чтобы праведник голодал, и не даст нечестивым исполнить свои желания.

Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.
 
Ленивые руки ввергают в бедность, а усердные руки приносят богатство.

Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.
 
Собирающий плоды летом — разумный сын, а спящий в пору жатвы — сын беспутный.

Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5
 
Головы праведников венчают благословения, но на устах нечестивых — жестокость[40].

Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.
 
Память о праведнике будет благословенна,[41] а имя нечестивых сгниет.

Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7
 
Мудрый сердцем внимает повелениям, а глупца болтливого ждет крушение.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.
 
Идущие честно, идут в безопасности, но искривляющие свой путь будут уличены.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10
 
Лукаво подмигивающий накличет беду, а болтливого глупца ждет крушение[42].

Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.
 
Уста праведника — источник жизни, а уста нечестивых таят насилие.

Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи.

На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.
 
На губах разумного находится мудрость, но розга — для спины безрассудного.

Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.
 
Мудрецы сберегают знание, но уста глупца приближают гибель.

Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.
 
Состояние богатого — укрепленный город, а нищета бедных — их гибель.

Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
 
Плата праведному — это жизнь, прибыль нечестивых — грешить опять.

Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.
 
Внемлющий наставлению — на пути жизни, но сбивается с пути не слушающий укора.

Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.
 
Лживые губы у таящего ненависть, и глуп, кто разносит клевету.

При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
 
При многословии не избежать греха, но кто язык удерживает, тот разумен.

Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.
 
Язык праведника — отборное серебро, но грош цена разуму нечестивых.

Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.
 
Многих питают уста праведника, а глупцы умирают от недостатка разума.

Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16
 
Благословение Господа обогащает, и не прилагает Он скорби к богатству[43].

Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.
 
Забава глупца — поступать порочно, а мудрость — радость разумного.

Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.
 
Что пугает нечестивых, то и постигнет их, а желания праведных будут исполнены.

Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.
 
Пронесется буря — и нет нечестивых, а праведные устоят вовеки.

Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
 
Как уксус зубам и дым глазам, так и лентяй для тех, кто его посылает.

Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.
 
Страх перед Господом прибавит жизни, а лета нечестивого будут кратки.

Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.
 
Надежда праведных ведет к радости, а предвкушение нечестивых не сбудется.

Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.
 
Путь Господень — убежище для непорочных, но погибель для тех, кто творит зло.

Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.
 
Праведник не искоренится вовеки, но нечестивые на земле[44] не останутся.

Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.
 
Уста праведника изрекают мудрость, а порочный язык будет отсечен.

Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19
 
Губы праведника знают уместное, а уста нечестивых — порочное.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 
Новый русский перевод
6 [40] — Или: но уста нечестивых таят жестокость; так же в ст. 11.
7 [41] — См. Быт 48:20.
10 [42] — В одном из древн. переводов 2-я часть этого стиха читается: но в лицо упрекающий приближает мир.
22 [43] — Или: тяжкий труд богатства не увеличит.
30 [44] — Или: в стране.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.