Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Новый русский перевод

 
 

Не Премудрость ли взывает к вам? Не здравомыслия ли голос громкий
 
Разве это не мудрость зовет? Разве это не разум возвышает голос?

звучит с вершин холмов? У дорог и на перепутьях стоит Премудрость;
 
На возвышенностях при дороге, на распутьях она встает;

подле ворот, у входа в город восклицает она:
 
у ворот, что ведут в город, и у входов она кричит:

«К вам, о люди, я взываю, к роду человеческому — мой призыв!1
 
«К вам, о люди, взываю я, крик мой — к роду людскому!

О несмышленые, научитесь же проницательности, и вы, люди глупые, — пониманию.
 
Простаки, научитесь проницательности; глупые, научитесь разуму.

Внимайте мне: о самом главном я буду говорить, на устах моих — правда,
 
Слушайте, так как я говорю о важном[30], открываю уста, чтобы возвестить правду.

язык мой истину изрекает, устам моим ненавистна неправда.
 
Мой язык изречет истину, ведь нечестие мерзко моим устам.

Все речи мои — праведны, нет в них ни кривды, ни лукавства.
 
Все слова моих уст праведны — ни заблуждения нет в них, ни искажения.

Понятны они человеку разумному, тому, кто ищет знание, — ясны.2
 
Все они верны[31] для разумных и справедливы[32] для тех, кто обрел знание.

Наставление мое серебру предпочтите, а знание — золоту отборному,
 
Предпочтите наставление мое серебру, знание — наилучшему золоту,

ибо мудрость лучше жемчугов,3 не сравнится с ней никакая прихоть.4
 
потому что мудрость дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобой с ней не сравнится.

Я — Премудрость, с проницательностью неразлучна; обладаю прозорливостью и знанием.
 
Я, мудрость, обитаю с проницательностью,[33] обладаю знанием и рассудительностью.

Благоговение пред ГОСПОДОМ — в непримиримости5 к злу. Спесь и гордыню, лживый6 язык и злые поступки я ненавижу.
 
Страх перед Господом заключается в том, чтобы ненавидеть зло. Ненавижу гордость и высокомерие, путь зла и порочную речь.

У меня совет, у меня и удача, со мной здравомыслие и сила.
 
Добрый совет и жизненная мудрость — мои; у меня и разум, и сила.

Цари мною царствуют и правители слагают законы справедливые,
 
Мною правят цари, и правители пишут справедливые законы;

владыки мною правят, вожди и все, кто правый суд вершит.7
 
мною управляют князья, и вельможи, и все справедливые судьи[34].

Кто возлюбил меня, того и я люблю, и кто взыскует меня, меня обретет.
 
Тех, кто любит меня, я люблю; те, кто ищет меня, меня найдут.

Со мною слава и богатство, праведность и долгое благоденствие.
 
У меня богатство и слава, крепкий достаток и благоденствие.

Плод мой прекраснее золота, золота самого чистого, и дохода от меня гораздо больше, чем от серебра отборного.
 
Мой плод лучше чистого, наилучшего золота, и даю я больше, чем отборное серебро.

По пути праведности я иду, по стезям справедливости,
 
Я хожу по стезе праведности, по тропам правосудия,

чтобы одарить благом8 любящих меня и сокровищницы их наполнить.
 
одаряя достатком тех, кто любит меня, наполняя их сокровищницы.

ГОСПОДЬ обладал мною9 в начале пути Своего, прежде деяний Своих искони.
 
Господь создал меня в начале Своих дел[35], прежде древнейших Своих деяний;

Я существую вечно, изначально, прежде, чем земля обрела свое бытие.
 
я от века была назначена, изначально, прежде начала мира.

Я родилась, когда не было еще первоначальной бездны10 и источников ее, исторгающих воду,
 
Я была рождена до существования океанов, до появления источников, изобилующих водой;

прежде чем были воздвигнуты горы, прежде холмов я возникла.
 
прежде чем горы были возведены, прежде холмов я была рождена,

Тогда еще не создал Он ни земли, ни полей, ни первых пылинок вселенной.
 
когда Он не создал ещё ни земли, ни полей, ни первых пылинок мира.

Когда Он утверждал небеса, я была там. Когда Он чертил круг по поверхности бездны,11
 
Я была там, когда небеса воздвигал Он, когда начертал горизонт над поверхностью бездны,

когда водружал облака сверху, укрощал источники бездны,
 
когда наверху утвердил облака, и когда укреплял источники бездны[36];

указывал морю предел его, который воды его переступить не могут, когда закладывал основания земли,
 
когда ставил Он морю рубеж, чтобы воды не преступали Его веления, и когда размечал основания земли.

я была при Нем искусной художницей,12 ликованием Его была ежедневным, перед Ним я радовалась непрестанно.
 
Тогда я была при Нем как ремесленник; я была[37] Его ежедневной радостью и всегда ликовала пред Ним,

Радовалась я всему Его обитаемому миру, ликовала о всем роде людском.
 
ликовала в Его обитаемом мире и радовалась о роде людском.

И теперь, дети, послушайте меня! Благо тем, кто держится моего пути!
 
Итак, сыновья, послушайте меня: блаженны те, кто хранит мои пути.

Внимайте наставленью — и вы будете мудры, не пренебрегайте им.
 
Послушайте моего наставления и будьте мудры; не оставляйте его.

Благо тому, кто меня слушает, кто у дверей моих все дни проводит, стоит на страже у порога моего.13
 
Блажен тот, кто слушает меня, ежедневно бодрствует у моих ворот, у дверей моих ждет.

Кто обрел меня — обрел жизнь и снискал благосклонность ГОСПОДА.
 
Ведь тот, кто найдет меня, найдет жизнь и обретет расположение от Господа.

А кто против меня грешит — себе самому14 вредит. Все ненавидящие меня смерть возлюбили».
 
Но тот, кто упустит меня, повредит себе; все ненавидящие меня любят смерть».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: голос.
9  [2] — Друг. возм. пер.: истинны.
11  [3] — Или: кораллов.
11  [4] — Стих почти дословно повторяет 3:15.
13  [5] — Букв.: ненависти.
13  [6] — Или: развращенный.
16  [7] — Друг. чтение: все судьи земли.
21  [8] — Или: богатым наследством.
22  [9] — Словом «обладал» передан евр. глагол кана, наиболее распространенное значение которого «приобретать, покупать, завладевать». Есть, однако, несколько мест в Ветхом Завете, где тот же глагол может пониматься и как «создал, породил» (ср. Быт 4:1; Быт 14:19,22); именно так переведено это место в LXX (эктисен — «создал»); в Вульгате — «имел» (possedit).
24  [10] — Или: пучины; ср. Быт 1:2.
27  [11] — По-видимому, круг земли, ср. Ис 40:22; Иов 26:10; Иов 22:14.
30  [12] — Друг. возм. пер.: младенцем; или: наперсницей.
34  [13] — Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9.
36  [14] — Или (ближе к букв.): своей жизни.
 
Новый русский перевод
6 [30] — Или: о великом.
9 [31] — Или: открыты.
9 [32] — Или: доступны.
12 [33] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Также в ст. 26.
16 [34] — Или: и все судьи земли.
22 [35] — Или: « Господь сделал меня началом пути Своего».
28 [36] — Или: океана.
30 [37] — Так в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте этого слова нет.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.