Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА: куда пожелает Он, туда его и направит.
 
Якоже устремление воды, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е.

Все пути человека прямы в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует сердца.1
 
Всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь.

Поступки справедливые и праведные желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.
 
Творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь.

Надменные взгляды и сердца гордые сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3
 
Велемудрый во укоризне дерзосерд, светило же нечестивых греси.

Замыслы человека усердного принесут достаток,4 а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.
 
Помышления тщаливаго во изюбилии, и всяк нерадивый в лишении.

Богатство, добытое лживым языком, — лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6
 
Делаяй сокровища языком лживым суетная гонит в сети смертныя.

Сметет7 нечестивцев само их злодейство, потому что они отказываются поступать справедливо.
 
Всегубителство на нечестивыя устремляется: не хотят бо творити праведная.

Извилист путь человека порочного,8 а кто душою чист — тот поступает честно.9
 
К стропотным стропотныя пути посылает Бог: чиста бо и права дела его.

Лучше на самом краю крыши ютиться,10 чем жить в просторном доме со сварливой женой.11
 
Лучше жити во угле непокровеннем, нежели в повапленных с неправдою и в храмине общей.

Нечестивец страстно желает зла и ближнего своего не пощадит.
 
Душа нечестиваго не помилуется ни от единаго от человеков.

Наказывают бесстыдного человека — простак мудрее становится; когда же мудрого вразумляют — он обретает знание.12
 
Тщету приемлющу невоздержному, коварнейший будет незлобивый, разумеваяй же мудрый приимет разум.

Праведный следит за домом нечестивца, на беду нечестивцев обрекает.13
 
Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых.

Кто к мольбам бедняков глух — сам однажды позовет на помощь, да никто не отзовется.
 
Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его.

Тайный дар успокоит гнев, взятка из-под полы лютую ярость погасит.
 
Даяние тайно отвращает гневы, щадяй же даров воздвизает ярость крепкую.

Когда торжествует справедливость, праведник радуется, а злодей приходит в смятение.14
 
Веселие праведных творити суд: преподобный же нечист у злодеев.

Кто с пути разумного сбился, лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.
 
Муж заблуждаяй от пути правды в сонмищи исполинов почиет.

Любишь веселиться — в нужду попадешь; тому, кто вино и пиры16 любит, богатым не бывать.
 
Муж скуден любит веселие, любяй же вино и елей не обогатится.

Выкуп за праведника — нечестивец, за честного — лжец.17
 
Отребие же праведнику беззаконник.

Лучше в пустыне жить, чем вместе со сварливой18 и злобной женой.
 
Лучше жити в земли пусте, неже жити с женою сварливою и язычною и гневливою.

Запасется мудрый и сокровищем желанным, и оливковым маслом, а глупец всё проест.19
 
Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго: безумнии же мужие пожирают е.

Кто стремится к праведности и неизменной любви — обретет и жизнь, и праведность, и славу.20
 
Путь правды и милостыни обрящет живот и славу.

Мудрый человек выступит против целого города воинов, и разрушит твердыню, на которую они полагались.
 
Во грады крепки вниде премудрый и разруши утверждение, на неже надеяшася нечестивии.

Кто в чистоте хранит уста свои и язык, тот сохранит себя от бед.
 
Иже хранит своя уста и язык, соблюдает от печали душу свою.

Вот каков кощунник: дерзок он, надменен и полон необузданной гордыни.
 
Продерзый и величавый и горделивый губитель нарицается: а иже памятозлобствует, беззаконен.

Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться.
 
Похоти лениваго убивают: не произволяют бо руце его творити что.

Каждый день снедает его прихоть, а праведник раздает, не скупясь.21
 
Нечестивый желает весь день похоти злыя, праведный же милует и щедрит нещадно.

Жертвы нечестивцев — мерзость для Господа, а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.
 
Жертвы нечестивых мерзость Господеви: ибо беззаконно приносят я.

Лжесвидетель сгинет,23 а тот, кто внимательно выслушает свидетелей, выиграет тяжбу.24
 
Свидетель ложный погибнет, муж же послушлив сохраняемь возглаголет.

У нечестивца глаза25 бесстыжие, человек же честный думает, как ему поступить.26
 
Нечестив муж безстудно стоит лицем: правый же сам разумевает пути своя.

Бессильны пред ГОСПОДОМ27 и мудрость, и разум, и совет.
 
Несть премудрости, несть мужества, несть совета у нечестиваго.

Готовят коня ко дню битвы, но победа28 — от ГОСПОДА.
 
Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.