Притчи 21 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.
 
Якоже устремление воды, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е.

Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
 
Всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь.

Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
 
Творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь.

Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
 
Велемудрый во укоризне дерзосерд, светило же нечестивых греси.

Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
 
Помышления тщаливаго во изюбилии, и всяк нерадивый в лишении.

Приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти.
 
Делаяй сокровища языком лживым суетная гонит в сети смертныя.

Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
 
Всегубителство на нечестивыя устремляется: не хотят бо творити праведная.

Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо.
 
К стропотным стропотныя пути посылает Бог: чиста бо и права дела его.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
 
Лучше жити во угле непокровеннем, нежели в повапленных с неправдою и в храмине общей.

Душа нечестивого желает зла: не найдёт милости в глазах его и друг его.
 
Душа нечестиваго не помилуется ни от единаго от человеков.

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
 
Тщету приемлющу невоздержному, коварнейший будет незлобивый, разумеваяй же мудрый приимет разум.

Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
 
Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых.

Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.
 
Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его.

Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
 
Даяние тайно отвращает гневы, щадяй же даров воздвизает ярость крепкую.

Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
 
Веселие праведных творити суд: преподобный же нечист у злодеев.

Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
 
Муж заблуждаяй от пути правды в сонмищи исполинов почиет.

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
 
Муж скуден любит веселие, любяй же вино и елей не обогатится.

Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
 
Отребие же праведнику беззаконник.

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
 
Лучше жити в земли пусте, неже жити с женою сварливою и язычною и гневливою.

Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
 
Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго: безумнии же мужие пожирают е.

Соблюдающий правду и милость найдёт жизнь, правду и славу.
 
Путь правды и милостыни обрящет живот и славу.

Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.
 
Во грады крепки вниде премудрый и разруши утверждение, на неже надеяшася нечестивии.

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
 
Иже хранит своя уста и язык, соблюдает от печали душу свою.

Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.
 
Продерзый и величавый и горделивый губитель нарицается: а иже памятозлобствует, беззаконен.

Алчба ленивца убьёт его, потому что руки его отказываются работать;
 
Похоти лениваго убивают: не произволяют бо руце его творити что.

всякий день он сильно алчет, а праведник даёт и не жалеет.
 
Нечестивый желает весь день похоти злыя, праведный же милует и щедрит нещадно.

Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят её.
 
Жертвы нечестивых мерзость Господеви: ибо беззаконно приносят я.

Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.
 
Свидетель ложный погибнет, муж же послушлив сохраняемь возглаголет.

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.
 
Нечестив муж безстудно стоит лицем: правый же сам разумевает пути своя.

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
 
Несть премудрости, несть мужества, несть совета у нечестиваго.

Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.
 
Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11, 24 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
25 алчба — алчность, жадность, желание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.