Иакова 1 глава

Соборное послание апостола Иакова
Синодальный перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.
 
Иаков, Богу и Господу Иисусу Христу раб, обеманадесяте коленома, иже в разсеянии, радоватися.

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
 
Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна,

зная, что испытание вашей веры производит терпение;
 
ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение:

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
 
терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени.

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
 
Аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне и не поношающаго, и дастся ему.

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
 
Да просит же верою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему.

Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
 
Да не мнит бо человек он, яко приимет что от Бога.

Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.
 
Муж двоедушен неустроен во всех путех своих.

Да хвалится брат униженный высотою своею,
 
Да хвалится же брат смиренный в высоте своей,

а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
 
богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет:

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих.
 
возсия бо солнце со зноем, и изсуши траву, и цвет ея отпаде, и блголепие лица ея погибе: сице и богатый в хождении своем увядает.

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
 
Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящым его.

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
 
Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же той ни когоже,

но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
 
кийждо же искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь:

похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
 
таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
 
Не льститеся, братие моя возлюбленная:

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
 
всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у негоже несть пременение, или преложения стень.

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
 
Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием его.

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
 
Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати, косен во гнев,

ибо гнев человека не творит правды Божией.
 
гнев бо мужа, правды Божия не соделовает.

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
 
Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти душы вашя.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
 
Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
 
Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале:

он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.
 
усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании.
 
Приникий же в закон совершен свободы, и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела, сей блажен в делании своем будет.

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.
 
Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера.

Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
 
Вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, (и) нескверна себе блюсти от мира.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 прейдёт — пройдёт, буквально «пройдёт мимо», в переносном смысле — подойдёт к концу, прекратит существование, исчезнет.
27 призирать — смотреть со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно; не путать с презирать.
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.