Притчи 12 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Кто ценит1 знания — ценит строгость,2 а кто ненавидит обличения — глуп.
 
Любяй наказание любит чувство: ненавидяй же обличения безумен.

Добрый3 найдет благоволенье у ГОСПОДА, а коварного человека Он осудит.
 
Лучше обретый благодать от Господа Бога: муж же законопреступен премолчан будет.

Никто не утвердится злом в этом мире, а корень праведника не поколеблется.
 
Не исправится человек от беззаконнаго: корения же праведных не отимутся.

Достойная жена4 — венец для мужа своего, а позорящая5 его — что гниль в костях.
 
Жена мужественная венец мужу своему: якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная.

Помыслы праведников — о справедливости, а устремленья нечестивцев коварны.
 
Мысли праведных судьбы: управляют же нечестивии лести.

Слова нечестивцев — смертельная западня,6 а уста честных спасут их.
 
Словеса нечестивых льстива в кровь, уста же правых избавят их.

Настигнет беда нечестивого и не станет его,7 а дом праведника устоит.
 
Аможе обратится нечестивый, изчезает: храмины же праведных пребывают.

Какова мудрость — таково и признание,8 а порочный ум9 презрен будет.
 
Уста разумнаго хвалима бывают от мужа: слабосерд же поругаемь бывает.

Лучше быть в пренебрежении, но иметь прислугу, чем воображать себя великим, не имея ни куска хлеба.
 
Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба.

Праведник и скотину свою10 понимает, а нечестивцы даже в милости жестоки.
 
Праведник милует душы скотов своих: утробы же нечестивых немилостивны.

Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится, скудоумен.
 
Делаяй свою землю исполнится хлебов: гонящии же суетная лишени разума. Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех оставит безчестие.

Нечестивец жаждет наживы неправедной,11 а корень праведников плод принесет.
 
Желания нечестивых зла: корение же благочестивых в твердостех.

Злодея его же преступные слова в ловушку загонят, а праведник избежит беды.
 
За грех устен впадает в сети грешник: избегает же от них праведник. Сматряяй кротко помилован будет, а сретаяй во вратех оскорбит душы.

Добрым плодом своих речей насытится человек,12 и воздастся ему добром по делам его.
 
От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему.

Уверен глупец, что путь его прям,13 а мудрый прислушивается к советам.
 
Путие безумных прави пред ними: послушает советов мудрый.

Глупец быстро14 выказывает свой гнев, а разумный не отзывается на оскорбления.15
 
Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое безчестие хитрый.

Свидетель честный говорит правду, а лжесвидетель плетет козни.16
 
Явленную веру возвещает праведный: свидетель же неправедных льстив.

Иной ранит резким словом, как мечом, а слова мудрых исцеляют.
 
Суть, иже глаголюще уязвляют аки мечи: языцы же премудрых изцеляют.

Уста правдивые вовек пребудут, а лживый язык — ненадолго, лишь на миг.
 
Устне истинны исправляют свидетелство: свидетель же скор язык имать неправеден.

У тех, кто замышляет зло, в сердце коварство, а у миротворцев — радость.
 
Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся.

Не случится с праведником никакой беды, а жизнь нечестивцев полна зла.17
 
Ничтоже неправедное угодно есть праведному: нечестивии же исполнятся злых.

Мерзость для ГОСПОДА — уста лживые, а творящие правду Ему угодны.
 
Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно приятен ему.

Разумный человек скрывает свои знания, а сердце безрассудного вопиет о его глупости.
 
Муж разумивый престол чувствия: сердце же безумных срящет клятвы.

Усердная рука будет править, а праздной руке — труд подневольный.
 
Рука избранных одержит удобь: льстивии же будут во пленении.

Тревога на сердце гнетет человека, а доброе слово — радует.
 
Страшное слово сердце мужа праведна смущает, весть же благая веселит его.

Праведник укажет ближнему дорогу,18 но тот, кто идет путем нечестивых, заблудится.
 
Разумив праведник себе друг будет: мысли же нечестивых некротки: согрешающих постигнут злая, путь же нечестивых прельстит я.

Не поймает никакой добычи праздный,19 а у человека усердного — изобилие и богатство.
 
Не улучит льстивый ловитвы: стяжание же честное муж чистый.

На стезе праведности — жизнь, и на пути ее нет смерти.20
 
В путех правды живот, путие же злопомнящих в смерть.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: любит; то же ниже.
1  [2] — Букв.: наказание / наставления.
2  [3] — Евр. тов — хороший в самом широком смысле: добрый, красивый, счастливый.
4  [4] — Евр. эшет хайиль — женщина сильная; имеется в виду как ее выносливость, так и сила ее моральных и волевых качеств, поэтому вполне оправдан перевод: добродетельная, добрая, мудрая, искусная, прилежная.
4  [5] — Или: бесстыжая.
6  [6] — Букв.: засада (готовых) кровь (пролить); ср. 1:11,18.
7  [7] — Или: низвергни нечестивого, и нет его.
8  [8] — Или: человека почитают в меру его благоразумия.
8  [9] — Или: порочное сердце.
10  [10] — Букв.: жизнь скота своего, в знач. его потребности.
12  [11] — Или: того, что окажется ловушкой для него самого.
14  [12] — Или: от плода уст своих человек вкусит добро.
15  [13] — Букв.: путь глупца прям в его глазах.
16  [14] — Букв.: в тот же день.
16  [15] — Или (ближе к букв.): а разумный скрывает (обиду за) оскорбление.
17  [16] — Ср. 14:5.
21  [17] — Др.-евр. слово ра обозначает «зло» и как антоним «добра», и «зло» как «беда, несчастье», поэтому смысл этих слов двоякий: 1) нечестивцы творят зло другим; 2) нечестивцы обречены на постоянные несчастья, т. е. зло, которое происходит с ними самими (из-за того зла, которое они причиняют другим), ср. 13:21.
26  [18] — Друг. возм. пер.: праведник осторожен в выборе друзей.
27  [19] — Или: не удастся ленивому поджарить пойманую дичь.
28  [20] — Друг. чтение: а пути кривые (ведут) к смерти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.