Притчи 12 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Кто ценит1 знания — ценит строгость,2
а кто ненавидит обличения — глуп.
2 Добрый3 найдет благоволенье у ГОСПОДА,
а коварного человека Он осудит.
3 Никто не утвердится злом в этом мире,
а корень праведника не поколеблется.
4 Достойная жена4 — венец для мужа своего,
а позорящая5 его — что гниль в костях.
5 Помыслы праведников — о справедливости,
а устремленья нечестивцев коварны.
6 Слова нечестивцев — смертельная западня,6
а уста честных спасут их.
7 Настигнет беда нечестивого и не станет его,7
а дом праведника устоит.
8 Какова мудрость — таково и признание,8
а порочный ум9 презрен будет.
9 Лучше быть в пренебрежении, но иметь прислугу,
чем воображать себя великим,
не имея ни куска хлеба.
10 Праведник и скотину свою10 понимает,
а нечестивцы даже в милости жестоки.
11 Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта,
а тот, кто за пустыми мечтами гонится,
скудоумен.
12 Нечестивец жаждет наживы неправедной,11
а корень праведников плод принесет.
13 Злодея его же преступные слова в ловушку загонят,
а праведник избежит беды.
14 Добрым плодом своих речей насытится человек,12
и воздастся ему добром по делам его.
15 Уверен глупец, что путь его прям,13
а мудрый прислушивается к советам.
16 Глупец быстро14 выказывает свой гнев,
а разумный не отзывается на оскорбления.15
17 Свидетель честный говорит правду,
а лжесвидетель плетет козни.16
18 Иной ранит резким словом, как мечом,
а слова мудрых исцеляют.
19 Уста правдивые вовек пребудут,
а лживый язык — ненадолго, лишь на миг.
20 У тех, кто замышляет зло, в сердце коварство,
а у миротворцев — радость.
21 Не случится с праведником никакой беды,
а жизнь нечестивцев полна зла.17
22 Мерзость для ГОСПОДА — уста лживые,
а творящие правду Ему угодны.
23 Разумный человек скрывает свои знания,
а сердце безрассудного вопиет о его глупости.
24 Усердная рука будет править,
а праздной руке — труд подневольный.
25 Тревога на сердце гнетет человека,
а доброе слово — радует.
26 Праведник укажет ближнему дорогу,18
но тот, кто идет путем нечестивых,
заблудится.
27 Не поймает никакой добычи праздный,19
а у человека усердного — изобилие
и богатство.
28 На стезе праведности — жизнь,
и на пути ее нет смерти.20

Толковая Библия Лопухина

1−3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4−11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12−22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23−26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.

Притч 12:1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притч 12:2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

Притч 12:3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10:17; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10:25.

Притч 12:4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

Притч 12:5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

Притч 12:6. Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Притч 12:7. Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит.

Притч 12:8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

Притч 12:9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Притч 12:10. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

Притч 12:11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.—

Притч 12:11a. —[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]

На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4 а) — так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31:10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25:11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5−6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10:25), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона (Исх 20:10; Исх 22:4−5; Лев 22:28; Втор 25:4), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.

Притч 12:12. Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.

Притч 12:13. Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.—

Притч 12:13a. —[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]

Притч 12:14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

Притч 12:15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

Притч 12:16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

Притч 12:17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

Притч 12:18. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

Притч 12:19. Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

Притч 12:20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

Притч 12:21. Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

Притч 12:22. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12−14, сн. Притч 18:7; Пс 61:13).

Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15−16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17−22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19−20), главное — лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).

Притч 12:23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

Притч 12:24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

Притч 12:25. Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

Притч 12:26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

Притч 12:27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

Притч 12:28. На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23 а), умение его — утешить словом печального (25 а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24 а, 27 б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: любит; то же ниже.
1  [2] — Букв.: наказание / наставления.
2  [3] — Евр. тов — хороший в самом широком смысле: добрый, красивый, счастливый.
4  [4] — Евр. эшет хайиль — женщина сильная; имеется в виду как ее выносливость, так и сила ее моральных и волевых качеств, поэтому вполне оправдан перевод: добродетельная, добрая, мудрая, искусная, прилежная.
4  [5] — Или: бесстыжая.
6  [6] — Букв.: засада (готовых) кровь (пролить); ср. 1:11,18.
7  [7] — Или: низвергни нечестивого, и нет его.
8  [8] — Или: человека почитают в меру его благоразумия.
8  [9] — Или: порочное сердце.
10  [10] — Букв.: жизнь скота своего, в знач. его потребности.
12  [11] — Или: того, что окажется ловушкой для него самого.
14  [12] — Или: от плода уст своих человек вкусит добро.
15  [13] — Букв.: путь глупца прям в его глазах.
16  [14] — Букв.: в тот же день.
16  [15] — Или (ближе к букв.): а разумный скрывает (обиду за) оскорбление.
17  [16] — Ср. 14:5.
21  [17] — Др.-евр. слово ра обозначает «зло» и как антоним «добра», и «зло» как «беда, несчастье», поэтому смысл этих слов двоякий: 1) нечестивцы творят зло другим; 2) нечестивцы обречены на постоянные несчастья, т. е. зло, которое происходит с ними самими (из-за того зла, которое они причиняют другим), ср. 13:21.
26  [18] — Друг. возм. пер.: праведник осторожен в выборе друзей.
27  [19] — Или: не удастся ленивому поджарить пойманую дичь.
28  [20] — Друг. чтение: а пути кривые (ведут) к смерти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.