Притчи 19 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Лучше бедняк, что живет непорочно,
чем глупец с языком лживым.1
2 Скверно дерзать без знаний,
а суетливые ноги оступятся.
3 Собственная глупость сбивает человека с пути,
а он на ГОСПОДА негодует.
4 Богатство приманивает многих друзей,
а бедный даже близким своим покинут.
5 Не останется безнаказанным лжесвидетель,
и человек, извергающий ложь, не спасется.
6 Перед знатными заискивают многие,
и щедрому на подарки — всякий друг.
7 Бедняк даже братьям своим ненавистен,
а уж друзья и подавно его избегают;
торопится он слово сказать — а некому.2
8 Тот, кто приобретает разум,
дорожит своей жизнью,3
и кто сохраняет здравомыслие,
обретет благополучие.
9 Не останется безнаказанным лжесвидетель,
и человек, извергающий ложь, погибнет.
10 Не пристало глупцу жить в роскоши,
тем более рабу — править владыками.
11 Разумный не спешит гневаться,4
и хвала тому, кто умеет прощать обиды.5
12 Гнев царя — словно львиный рев,6
милость его — словно роса для иссохшей травы.
13 Глупый сын — бедствие своего отца,7
сварливая жена — что протекающая крыша.8
14 Дом и богатство — наследство от родителей,
а разумная жена — дар от ГОСПОДА.
15 Лень погружает в беспробудный сон,
и нерадивый будет голодать.
16 Кто заповеди хранит9
сохранит и жизнь:
кому ненавистно слово Господне 10
тот погибнет.
17 Кто подает милостыню нищему —
тот ГОСПОДУ дает взаймы.
Он и воздаст ему за добрые дела.
18 Наказывай сына,
пока еще есть надежда,
не будь причастен к его смерти.11
19 Пусть своенравный поплатится;
если ты вызволишь его из беды,
то еще не раз придется это делать.
20 Слушай советы, внимай наставленьям —
и постепенно12 станешь мудрым.
21 В сердце человека — множество замыслов,
но быть тому, что ГОСПОДЬ предназначил.13
22 Алчность обрекает человека на позор,14
лучше быть бедным, чем лжецом.
23 Благоговенье пред ГОСПОДОМ дарует жизнь человеку;
он засыпает сытым,
и зло его не коснется.
24 Запустит лентяй руку в чашку,15
а до рта донести еду не в силах.
25 Побьешь человека бесстыдного —
простаки образумятся,
обличишь разумного —
он умнее станет.
26 Кто отца своего разорит16 и мать прогонит17
тот бессовестный и бесчестный сын.
27 Сын мой! Перестанешь внимать наставлению —
и заблудишься, пропадешь без слов мудрости.18
28 Свидетели нечестивые19 над правосудием глумятся,
а уста порочные поглощают одно беззаконие.
29 Припасены для бесстыдного плети20
и побои — для спин глупцов.

Толковая Библия Лопухина

1−15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16−29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч 19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.

Притч 19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

Притч 19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

Притч 19:4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

Притч 19:5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Притч 19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки.

Притч 19:7. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

Притч 19:8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Притч 19:9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Притч 19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

Притч 19:11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам.

Притч 19:12. Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву.

Притч 19:13. Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.

Притч 19:14. Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа.

Притч 19:15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28:6 — с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» — ашир, а не «глупый» — кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28:6, почему и чтение данного места Притч 19:1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2−3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6−7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта — факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14:20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6:19:14.5); о том же — и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами — богатства, власти и подобного — необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11−15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

Притч 19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Притч 19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

Притч 19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Притч 19:19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Притч 19:20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч 19:21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Притч 19:22. Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч 19:23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Притч 19:24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Притч 19:25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Притч 19:26. Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.

Притч 19:27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

Притч 19:28. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

Притч 19:29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — н а тело глупых.

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40:1; Мф 10:42; Мф 25:40). Вторым по важности — после милостыни и благотворения — делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1:8−20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13:25:23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) — подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни — Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23:19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16:1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения — чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели — страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16:27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26:15 (ср. Притч 12:27) и имеет в виду обычай востока — не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25−29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Первое полустишие этого стиха почти дословно совпадает с первым полустишием 28:6. Вторые полустишия разнятся (ср. вторую часть 28:6): чем злодей, хоть и богач. Многие комментаторы и переводчики предлагают и в 19:1 вместо «глупец» читать «богач», как в некоторых древних переводах.
7  [2] — Смысл масоретского текста неясен.
8  [3] — Или: любит душу свою.
11  [4] — Ср. 14:29; 15:18; 16:32.
11  [5] — Или: проступки / грехи.
12  [6] — Эта часть стиха повторяется в первой части 20:2.
13  [7] — Ср. 17:25.
13  [8] — Или (ближе к букв.): непрестанная капель.
16  [9] — Ср. 7:2.
16  [10] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: ненавистны собственные пути.
18  [11] — Масоретский текст не совсем ясен.
20  [12] — Букв.: в конце концов.
21  [13] — Ср. Ис 7:7; Ис 14:24; Ис 46:10.
22  [14] — Друг. возм. пер.: верная любовь делает человека желанным.
24  [15] — Эта часть стиха повторяется в первой части 26:15. На Востоке ели руками, ср. Мк 14:20.
26  [16] — Или: будет притеснять.
26  [17] — Или: матери навредит.
27  [18] — Друг. возм. пер.: сын мой! Перестань внимать (злому) учению, из-за которого ты будешь блуждать, — в нем нет слов мудрости.
28  [19] — Или: развратные.
29  [20] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. Масоретский текст: ждет бесстыдного суд / наказание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.