1 The wicked flee when no one is pursuing,
But the righteous are bold as a lion.
But by a man of understanding and knowledge, so it endures.
Is like a driving rain which leaves no food.
But those who keep the law strive with them.
But those who seek the LORD understand all things.
Than he who is crooked though he be rich.
But he who is a companion of gluttons humiliates his father.
Gathers it for him who is gracious to the poor.
Even his prayer is an abomination.
Will himself fall into his own pit,
But the blameless will inherit good.
But the poor who has understanding sees through him.
But when the wicked rise, men hide themselves.
But he who confesses and forsakes them will find compassion.
But he who hardens his heart will fall into calamity.
Is a wicked ruler over a poor people.
But he who hates unjust gain will prolong his days.
Will be a fugitive until death; let no one support him.
But he who is crooked will fall all at once.
But he who follows empty pursuits will have poverty in plenty.
But he who makes haste to be rich will not go unpunished.
Because for a piece of bread a man will transgress.
And does not know that want will come upon him.
Than he who flatters with the tongue.
And says, “It is not a transgression,”
Is the companion of a man who destroys.
But he who trusts in the LORD will prosper.
But he who walks wisely will be delivered.
But he who shuts his eyes will have many curses.
But when they perish, the righteous increase.
28:1 Нечистая совесть заставляет человека вздрагивать при каждом шорохе. Людям с чистой совестью нет необходимости постоянно оглядываться по сторонам, праведник смел, как лев.
28:2 Когда страна виновна в процветающем беззаконии, она страдает от частых перемен власти. Когда же страной правит честный и разумный человек, она пребывает в спокойном, устойчивом положении.
В Северном Царстве (Израиле) на протяжении 200 лет сменилось 19 царей, то есть, в среднем правление каждого длилось около десяти лет.
28:3 Бедный человек, поднявшийся в положение власти, зачастую оказывается более жестоким по отношению к бедным и слабым, чем был бы человек из более состоятельного слоя общества. Он — как проливной дождь, который смывает поля, уничтожая урожай, вместо того, чтобы способствовать его росту.
28:4 Люди, которые отбрасывают ограничения Божьего и гражданского закона, часто хвалят нечестивых. Делается это, несомненно, с намерением оправдать себя.
Те, кто соблюдает закон, противостоят законопреступникам, и выступают на стороне праведности.
28:5 Злые люди не разумеют справедливости; отказываясь поступать в соответствии с нею, они теряют способность понимать ее.
Те, кто ищет Господа и Его воли, получают необходимое понимание и способность различения. Нравственность и разумение тесно связаны между собой (см. Пс 118:100).
28:6 Бедный человек, живущий чисто и честно, лучше, чем богатый, но ходящий извращенными путями, который притворяется, что живет хорошей жизнью, в то же время предаваясь обману и лжи.
28:7 Законопослушный сын — разумен. Тот, кто связывается с расточителями и пьяницами, позорит своего отца.
28:8 Согласно закону Моисея, иудей не имел права взымать проценты (рост) с другого иудея. Он мог брать проценты с язычника, но не со своего собрата-иудея (Втор 23:19, 20). В наше время рост означает чрезмерно завышенную процентную ставку.
Те, кто обогащает себя ростовщичеством или другими способами незаконной наживы, потеряют свое богатство; оно будет забрано у них и передано тому, кто знает, как правильно использовать его, и как помогать бедным.
28:9 Если человек не желает слушать и исполнять Божий закон, Бог не услышит его молитву. Более того, его молитва омерзительна для Бога.
Что на коленях опускаться пред
И поклоняться идолам из камня,
То возносить Живому Богу
Молитву только лишь из слов.
Джон Буртон
28:10 Тот, кто искушает праведных ко греху, сам упадет в яму наказания. Иисус предостерегал: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:6).
А непорочные наследуют добро. Под «непорочными» могут подразумеваться те, кто наставляет других на пути святости, а не греха. Либо, здесь может говориться о тех, кто отказывается подвергнуться обольщению греха.
28:11 Богатый человек, гордящийся своим богатством, считает себя чрезвычайно умным. Восхищаясь своей собственной деловой хваткой и проницательностью, он — мудрец с его точки зрения. Он путает богатство и мудрость.
Бедный, но разумный человек, быстро распознает такой самообман. Чарльз Лэмб однажды обратился к одному из таких самодовольных людей с вопросом: «Извините, пожалуйста, вы действительно представляете собой кого-то особенного?»
28:12 Когда праведники поднимаются ко власти, это вызывает радость и ликование. Когда торжествуют нечестивые, страх заставляет людей укрываться.
28:13 Существуют два вида прощения — судебное и родительское. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, принимая Его нашим Господом и Спасителем, мы получаем прощение от наказания за грехи — это судебное прощение. Когда мы, как верующие, исповедуем наши грехи, мы получаем родительское прощение (1Ин 1:9); это позволяет нам поддерживать отношения с Богом как нашим Отцом.
Человек, скрывающий свои преступления, — то есть тот, кто отказывается вытащить свои грехи на свет и исповедать их перед Богом и перед теми, кому он причинил вред, — не будет благословлен. Но всякий, кто сознается и оставляет свои грехи, может быть уверен в том, что Бог не только прощает, но и забывает (Евр 10:17).
28:14 Одна из составляющих настоящего счастья заключается в том, чтобы иметь мягкое сердце перед Богом. Ожесточившийся человек, в котором не осталось места для раскаяния, попадает в беду. Бог может противостоять гордым и ожесточенным, но Он не может противостоять кроткому и сокрушенному сердцу.
28:15 «Звероподобный» и «нечеловеческий» — таких описаний достоин тиран, который железной рукой правит над бедными, слабыми и беззащитными. Он напоминает рыкающего льва и голодного медведя.
28:16 Очевидно, правитель, описываемый здесь, неразумен в том смысле, что он пытается обогатиться любой ценой. Он также является и притеснителем, потому что наживает свое богатство за счет других. Правитель же, который ненавидит корысть и живет неэгоистично, ради блага его народа, продлит свои дни.
28:17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Совершивший намеренное убийство становится беглецом, спешащим к роковому концу. Никто не должен пытаться помешать или воспрепятствовать исполнению правосудия. Бог сказал: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6).
28:18 Первая часть стиха относится к спасению от вреда в этой жизни, не от осуждения в вечности. Вечное спасение от наказания за грех не приобретается непорочной жизнью, оно основывается на вере в Господа Иисуса Христа. Непорочная жизнь является плодом этого спасения, хотя тот, кто ходит непорочно, тот спасется от многих бед в этой жизни.
Человек, который колеблется от одного рода бесчестности к другому, в конце концов, падет.
28:19 Писание здесь противопоставляет насыщение пищей и насыщение нищетой. Усердный земледелец обретает первое. Тот, кто предается пустым, непродуктивным занятиям, — второе.
28:20 Верный человек здесь — это тот, кто честен, и не жаждет великого богатства. Такой человек обретет богатые благословения. Тот же, кто стремится к быстрому обогащению любыми средствами, будет наказан.
28:21 Проявлять лицемерие является омерзительной несправедливостью для судьи, и, тем не менее, многие делают это за кусок хлеба, то есть, за самое пустяковое вознаграждение.
28:22 Скупой, завистливый, скаредный человек гонится за богатством, не осознавая того, что нищета вскоре одолеет его.
28:23 Когда друг с любовью обличает вас, возможно, его обличение сразу трудно принять. Оно ранит вашу гордость. Но после вы осознаете, что этот друг, должно быть, по-настоящему любит вас настолько, что даже указал на ваши ошибки, и вы благодарны ему.
Лесть может показаться приятной на какое-то время, но, в конце концов, вы осознаете, что это все равно не правда, и что льстящий вам человек лишь пытался обрести ваше расположение. Он, вероятно, льстит каждому, кого он встречает.
28:24 Сын, который обкрадывает своих родителей, может оправдывать это тем, что это имущество потом все равно будет принадлежать ему, или что он посвятил украденное Господу (Мк 7:11). Но Бога не обманешь — для Него такой человек равен грабителю или убийце.
28:25 Высокомерный, честолюбивый человек разжигает ссору, возможно, расталкивая в стороны всех, кто стоит на пути его тщетной гонки за богатством, властью или превосходством (см. Иак 4:11). Только человек, боящийся Бога, преуспеет, обретя покой и удовлетворение.
28:26 Кто надеется на свою собственную мудрость в том, что она будет направлять его в жизни, тот глуп. Он бросает свой якорь внутри лодки, и поэтому будет постоянно дрейфовать. Тот, кто обращается за водительством к Господу, тот поступает мудро (см. Иер
9:23−24).
28:27 Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий.
28:28 Когда нечестивые возвышаются и приходят к власти, население укрывается в страхе. Но когда нечестивые правители свержены, праведники умножаются.