Proverbs 4 глава

Proverbs
New American Standard Bible → Комментарии МакДональда

New American Standard Bible

A Father’s Instruction

1 Hear, O sons, the instruction of a father,
And give attention that you may gain understanding,
2 For I give you sound teaching;
Do not abandon my instruction.
3 When I was a son to my father,
Tender and the only son in the sight of my mother,
4 Then he taught me and said to me,
“Let your heart hold fast my words;
Keep my commandments and live;
5 Acquire wisdom! Acquire understanding!
Do not forget nor turn away from the words of my mouth.
6 “Do not forsake her, and she will guard you;
Love her, and she will watch over you.
7 “The beginning of wisdom is: Acquire wisdom;
And with all your acquiring, get understanding.
8 “Prize her, and she will exalt you;
She will honor you if you embrace her.
9 “She will place on your head a garland of grace;
She will present you with a crown of beauty.”
10 Hear, my son, and accept my sayings
And the years of your life will be many.
11 I have directed you in the way of wisdom;
I have led you in upright paths.
12 When you walk, your steps will not be impeded;
And if you run, you will not stumble.
13 Take hold of instruction; do not let go.
Guard her, for she is your life.
14 Do not enter the path of the wicked
And do not proceed in the way of evil men.
15 Avoid it, do not pass by it;
Turn away from it and pass on.
16 For they cannot sleep unless they do evil;
And they are robbed of sleep unless they make someone stumble.
17 For they eat the bread of wickedness
And drink the wine of violence.
18 But the path of the righteous is like the light of dawn,
That shines brighter and brighter until the full day.
19 The way of the wicked is like darkness;
They do not know over what they stumble.
20 My son, give attention to my words;
Incline your ear to my sayings.
21 Do not let them depart from your sight;
Keep them in the midst of your heart.
22 For they are life to those who find them
And health to all their body.
23 Watch over your heart with all diligence,
For from it flow the springs of life.
24 Put away from you a deceitful mouth
And put devious speech far from you.
25 Let your eyes look directly ahead
And let your gaze be fixed straight in front of you.
26 Watch the path of your feet
And all your ways will be established.
27 Do not turn to the right nor to the left;
Turn your foot from evil.

Комментарии МакДональда

Е. Мудрость как семейное сокровище (4:1−9)

4:1 В первых девяти стихах Соломон повторяет наставление, полученное им от отца, и призывает своих детей не жалеть сил на то, чтобы обрести истинную мудрость. Книга Притч изобилует ревностными призывами к молодым прислушаться к наставлениям мудрого отца.

4:2 Поддержание дружеских отношений с благочестивыми людьми более старшего возраста стоит затраченных на это усилий. У них можно многому научиться, а годы их жизненного опыта принесут вам только пользу. Их учение есть благо, и им не стоит пренебрегать.

4:3 Здесь Соломон говорит о том времени, когда он был сыном своего отца и «единственным» у своей матери. На самом деле, он не был единственным сыном у своей матери, однако возможно это выражение означает «единственным в глазах матери» или «любимцем своей матери» (Нокс).

4:4 Отец Соломона, царь Давид, учил сына хранить его мудрое наставление и, таким образом, жить так, чтобы его жизнь чего-то стоила. Краткое обобщение наставлений Давида приводится в стихах 4б-9.

4:5−6 Самым главным для него было то, чтобы его сын приобрел мудрость и разум, — что, на самом деле, означает научиться жить для Господа. Чем бы Соломон ни занимался в своей жизни, он не должен был забывать об этом, потому что стоящей будет только жизнь, прожитая для Бога.

4:7 Первый шаг к приобретению мудрости заключается в том, чтобы иметь мотивацию или твердое намерение. Мы находим в жизни то, к чему стремимся. Мы должны стремиться приобрести мудрость всеми силами, чего бы это ни стоило, в процессе поиска обретая разумение и проницательность. Это означает, кроме всего прочего, что мы научимся делать выбор между добром и злом, хорошим и лучшим, душевным и духовным, временным и вечным.

4:8 Если мы поставим Мудрость на первое место среди наших приоритетов, она постепенно возвысит нас. Если мы прилепимся к ней, если будем относиться к ней с любовью и привязанностью, она приведет нас к славе.

4:9 «Она искусно украсит тебя, и увенчает тебя славой» (Моффат). Мудрость дарует своим детям моральную красоту. Противоположностью этому, например, является омерзительность жизни, отданной растлению и аморальности.

Ж. Мудрость и два пути (4:10−27)

4:10 Завершив цитировать советы своего отца, Соломон вновь возобновляет призывы к своему сыну. Как правило, хотя и не без исключений, считается, что «чистая» жизнь благоприятствует долгой жизни. Подумайте о том, как табак, алкоголь, наркотики и сексуальный грех напрямую связаны с болезнями и смертью.

4:11−12 Отцу доставляет огромное удовольствие видеть, что он указал своему сыну путь мудрости и был для него хорошим примером. Тем не менее, любое научение должно сопровождаться личным примером. Поступки отца говорят громче, чем его слова.

Сын, ходящий прямыми стезями, не будет стеснен, и когда побежит, не споткнется.

Сирийская версия гласит: «Когда ты будешь идти шаг за шагом, я буду открывать путь перед тобой». Это учит нас двум важным принципам. Во-первых, Бог ведет нас шаг за шагом, а не открывает сразу весь план целиком. Во-вторых, Бог ведет людей тогда, когда они двигаются вперед для Него. Для того, чтобы шкипер мог управлять кораблем, судно должно находится в движении. Так же и с велосипедом: вы можете управлять им только тогда, когда он движется. Этот принцип является истинным и для нас: Бог направляет нас тогда, когда мы находимся в движении для Него.

4:13 Мы должны крепко держаться хорошего наставления, и не позволять ему оставить нас. Мы должны хранить мудрость так же, как мы хранили бы собственную жизнь, — потому что она и есть наша жизнь, особенно если мы подразумеваем под этим Воплощение Мудрости в личности Иисуса Христа.

4:14 Стихи 14−19 предостерегают от дружбы с нечестивыми и противопоставляют путь тьмы и путь света.

Эти увещевания не связывать себя с нечестивыми не являются запретом свидетельствовать таким людям, но запрещают принимать какое-либо участие в их планах.

4:15 В этих кратких, отрывистых повелениях звучат ноты важности и предостережения. Оставь жизнь греха. Не подходи близко даже ради того, чтобы расследовать происходящее. Поверни в другую сторону. Продолжай удаляться. Возможно, это может показаться интересным, интригующим, захватывающим, но, в конечном итоге, грех уничтожит тебя.

4:16−17 Приверженцы греха не заснут, если не провернут какое-то темное дельце. Их мучает ужасная бессонница, если они не доведут кого-то до бедствия и уничтожения.

Их пища — хлеб беззакония и вино хищения. Иначе можно сказать, что беззаконие стало для них пищей и питьем.

Эти стихи представляют читателю яркую картину греховной природы человека. Поскольку его природа — грех, творить беззаконие для него подобно пище и питью для тела. Этот отрывок относится не только к преступникам (см. комментарий на Иер 17:9).

4:18−19 Жизнь праведного не такова. Она — как свет зари, который более и более светлеет, пока не достигнет яркого полдня. Иначе говоря, путь праведных становится все лучше и ярче день за днем.

Беззаконные спотыкаются в глубокой тьме, даже не понимая, обо что они споткнулись.

4:20 Соломон продолжает умолять своего сына прислушаться к его словам наставления и мудрости. В стихах, подобных этому, мы должны услышать голос Господа, обращающийся к нам.

4:21 Ради нашего же блага мы не должны упускать из виду наставления Мудрости, но должны сохранять их в своем сердце.

4:22 Слова Мудрости приносят жизнь, созидая нас. Как сказал Иисус: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63).

Они — здравие для всего тела человека, потому что избавляют его от грехов и потрясений, которые становятся причиной многих болезней.

4:23 Стихи 23−27 являются ветхозаветной параллелью Римлянам 12:1. Они умоляют нас предоставить все наше существо Богу — сердце, уста, губы, глаза и ноги. Бог начинает работу изнутри, и постепенно распространяет ее наружу.

Сначала — сердце. Оно символизирует внутреннюю жизнь, ум, мысли, мотивы, желания. Разум является источником, из которого берут начало наши действия. Если источник чист, то будет чист и поток, истекающий из него. Каковы помыслы человека, таков он и есть. Этот стих подчеркивает важность чистоты помыслов.

4:24−25 Лживость уст подразумевает нечестную, неискреннюю речь. Лукавство языка говорит об обмане и скрытности в словах.

Глаза и ресницы (или «веки» — англ.), которые смотрят прямо, указывают на стремление к единой цели, когда человек не сбивается с пути, обращаясь к греху или чему-либо, недостойному внимания. В наши дни, когда средства массовой информации обрушивают на нас водопад информации, сфабрикованной так, чтобы возбуждать в человеке плотские желания, мы должны научиться сосредотачивать свое внимание на Христе (Евр 12:2).

4:26−27 Если мы внимательно обдумываем стезю святости, тогда все наши пути будут хорошо организованны и безопасны.

На всем протяжении пути направо и налево отходят аллеи и переулки, ведущие к излюбленным обителям греха. «Давайте оставаться верными Христу, хоть сотней голосов нас мир зовет к себе».

Когда у вас появляется искушение отправиться в сомнительное место, спросите себя: «Если Иисус вернется сегодня, хотел бы я, чтобы Он нашел меня там?» Удали ногу твою от зла.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.